SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

История Минусинских Степей: Древнехакасское государство

В Южной Сибири в средневековый период развивался очаг самобытной цивилизации городского типа. По своим историко-культурным особенностям он являлся наиболее северным ответвлением западноазиатского мира, во многом отличным от специфичного восточноазиатского культурного ареала. Эта палеоэтнографическая и культурная ориентация древнехакасского государства на Запад находит существенное подтверждение в открытых в последние годы новых археологических источниках. Наиболее доказательными являются результаты исследования раннесредневековой системы земледелия, основанной на разветвленной сети искусственного орошения, а также открытие ранее неизвестных городов VIII-XII веков с памятниками монументальной архитектуры и градостроительства, с массивными сырцовыми стенами, а не с каркасными зданиями, присущими дальневосточному зодчеству. Архитекторы древнехакасских городов, несмотря на изобилие в ближайшем окружении лесов и южносибирской тайги, использовали в качестве строительного материала сырцовый кирпич и глинобитные блоки, которые размерами и приемами изготовления целиком совпадают со среднеазиатскими. Близки к среднеазиатским и обнаруженные в Уйбатском городе горны для обжига глиняной посуды с характерными терракотовыми штырями для подвешивания горшков.

Показателен также факт распространения в Южной Сибири в VIII-Х века привнесенного с запада манихейского вероучения. Как известно, манихейство - одна из великих мировых религий - зародилось в Двуречье, окрепло в Иране, а затем через Среднюю и Центральную Азию проникло в Южную Сибирь.

Наличие контактных культурных и торговых связей древнехакасского государства с Ираном через Среднюю Азию и с Восточной Европой сначала через Хазарию, а позже через Волжско-Болгарское царство прослежено ныне не только в материальной культуре, но и в местном южносибирском прикладном искусстве, особенно в орнаментальной системе.

Показателями принадлежности общества к западному культурному ареалу являются собственная руноподобная енисейская письменность и вновь открытая "южносибирская письменность", распространенные в VIII-XIII века в Южной Сибири. Эти северо-восточные алфавитные письменные системы западного культурного мира резко отличны от иероглифической системы письменности стран Восточной Азии. Таким образом, древнехакасское государство было крайним северо-восточным оплотом городской цивилизации западного типа.

Западная культурная ориентация древнехакасского государства осуществлялась через родственную среду тюркоязычных народностей, проживавших на современных территориях Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. На Запад в основном ориентировалась и политика местных правителей Южной Сибири. Недаром в начале IX века могущественный каган средневековых хакасов, разгромивший Уйгурский каганат и впервые присоединивший к своим владениям огромные просторы центральноазиатских степей, был женат на дочери карлукского правителя - "ябгу". Мать его, вдовствующая государыня, происходила из царствующего рода семиреченских тюргешей. И тюргеши, и карлуки были, как известно, тюркоязычными народами. Происходили они с Алтая, но создали свои государства в VIII-Х века на восточных землях современной Средней Азии с центром в Семиречье.

Как и другие страны Западной Азии, древние хакасы старались поддерживать взаимовыгодные торговые и культурные связи со многими странами Дальнего Востока, в том числе со средневековыми государствами, находившимися на территории современного Китая.

Аскизская культура

Ознакомление с кругом памятников, в который входят три курганные группы из долины Аскиза, убеждает в том, что по формальным данным мы имеем дело в сущности с новой археологической культурой. Каждому, кто знаком с предшествующими по времени памятниками VI-IX веков, среди которых ведущими являются курганы типа чаатас (сложные по конструкции и плану, со стелами, с обязательными погребальными ямами, обставленными частоколом, со специфическим инвентарем и т.п.), очевидны отличия вновь открытых объектов.

Для памятников нового типа характерны внешне простые "кольцевидные" округлые курганы, первоначально, вероятно, представлявшие собой низкие юртообразные сооружения из плитняка. Захоронения принесенных со стороны трупосожжений (иногда двух или трех) совершены на уровне древнего горизонта без ям. При погребениях находятся преимущественно железные предметы совершенно иных форм, очень часто инкрустированные серебром. Среди них имеются новые типы удил и псалий, наконечников стрел, деталей седла, сбруи и уздечек. Даже бляшки уздечных наборов делаются теперь не из бронзы и меди, а из железа.

В аскизских курганах погребены как знатные воины-всадники, так, вероятно, и их слуги-оруженосцы. В целом эти кладбища носят дружинный характер. Исходя из количества погребенных в каждой группе, можно предполагать существование обособленного кладбища для каждого десятка воинов, на которое свозили погибших. Для тех, чье тело не могло быть почему-либо доставлено сюда, сооружались кенотафы (бесскелетные захоронения).

Оружие было дорого в ту эпоху беспрерывных феодальных войн, и поэтому в могилы, за редким исключением, не клали мечей, сабель или копий, но помещались боевые стрелы с бронебойными и противокольчужными наконечниками.

Дружинный характер аскизских курганов подтверждают сопутствующие захоронения гигантских боевых псов. Крупные и мелкие собаки, следующие за воинами-всадниками, изображены уже на Копенских рельефах и на Сулекской писанице IX-Х веков. Особая порода боевых собак, вероятно, завезена в Хакасию, с юга, возможно из Тибета, в период далеких боевых походов. В героическом эпосе хакасов также участвуют гигантские боевые собаки, сопутствующие богатырям в битвах и на охоте. Так, в одной из эпических поэм богатырь Хан Мирген во время борьбы с тигром выпускает на хищника "гигантскую черную собаку" и только, после схватки животных добивает его дубиной.

Находки аскизских курганов важны тем, что они, во-первых, выявляют распространение в XI-XII века единой культуры средневековых хакасов и на Красноярский район, а во-вторых, показывают, как рано существовал общехакасский обряд трупосожжения на землях красноярских качинцев, обряды которых в XVIII веке описал С.П.Крашенинников.

Необходимо упомянуть, что к Х-XII векам относится большинство древних крепостей (по-хакасски "све") и укрепленных районов (обнесенных каменными стенами и иногда рвами), сохранившихся на вершинах сопок и скалистых гор Хакасии. Вдоль крепостных стен нередко расположены курганы "аскизского" типа с трупосожжением на горизонте.

Культура средневековых хакасских курганов распространена не только в Хакасско-Минусинской котловине. Она занимает также всю территорию Тувы, на западе ее памятники встречены в Горном Алтае, один комплекс обнаружен в Северном Казахстане у г. Степняка. Прослеживается и некоторое влияние рассматриваемой культуры на памятники племен низовья Томи в XI-XII веках.

В целом же ареал распространения культуры "аскизского" типа совпадает с территорией государства средневековых хакасов в Х- XII веков, как она определяется по письменным источникам. Известно, что и при монголах в XIII-XIV века хакасы продолжали жить не только в Хакасско-Минусинской котловине и до устья Ангары на север, но и в Туве, и на Алтае.

Начальная дата аскизской культуры средневековых хакасов выявляется довольно определенно - это Х век. При анализе средневековых курганов Тувы было установлено, что там памятникам "аскизского" типа предшествуют древнехакасские курганы второй половины IX-Х веков с традиционными для степных культур этого времени формами погребального инвентаря. Они уже отличны от древнехакасской "культуры чаатас" VI- IX веков, хотя и происходят от нее. Именно в этих курганах появились первые трупосожжения на горизонте наряду с ямными и обнаружены первые железные бляшки с инкрустацией медью наряду с бронзовыми.

В Хакасско-Минусинской котловине "культура чаатас", очевидно, заканчивается в IX веке, когда после 840 года значительная часть древнехакасской знати, завершив победоносную войну с уйгурами, ушла на вновь завоеванные земли - в Туву и нынешнюю Северо-Западную Монголию. Это подтверждается тем, что, поселившись в Туве в середине IX века, хакасы там чаатасов уже не сооружали. Они перешли к новому типу погребальных сооружений, но сохранили при этом обряд трупосожжения и свою материальную культуру.

Возможно, в самой Хакасии сооружение чаатасов еще кое-где продолжалось в течение IX и до начала Х века. По-старому могли хоронить оставшихся на месте "провинциальных" бегов.

Таким образом, аскизская культура в Хакасии появилась скорее всего во второй половине Х века, в период наивысшего политического и экономического расцвета государства, когда установившиеся феодальные производственные отношения стимулировали развитие специализированного ремесла и стандартизацию его товарной продукции. Отсюда удивительная стандартность форм железных предметов этой культуры, найденных на обширной территории от Красноярского района на севере и до южных предгорий хребта Танну-Ола на юге, от р. Казыра на востоке и до Горного Алтая на западе.

Умение плющить серебро, золото и медь, а также технику тончайших инкрустаций этими металлами железных изделий енисейские кузнецы получили в наследство от своих предков. Среди предметов VI-IX веков уже встречаются великолепно инкрустированные золотом и серебром железные стремена, удила, псалии и другие предметы.

О том что аскизская культура средневековых хакасов процветала в XI-XII века, известно, во-первых, по курганам, исследованным в Туве; во-вторых, по находкам сунских монет XI веков в могилах на горах Оглахтах; в-третьих, по тому, что разнообразные наконечники стрел из курганов этой культуры аналогичны наконечникам из памятников XI- XII веков, расположенных на огромной территории от верхней Оби на востоке до Камы, Волги и даже до Волхова на западе.

В настоящее время можно определенно сказать, что аскизская культура средневековых хакасов продолжала существовать и в эпоху Монгольской империи (XIII-XIV века). Обнаружены полноценные комплексы из курганов с трупосожжением на горизонте, отличающиеся тем, что с седлами на погребальные костры вновь стали класть стремена. Это уже новый для степной зоны тип стремян с петлей в заостренной кверху или слегка сглаженной дужке. Исследование Г.А.Федорова-Давыдова выявило, что подобные типы стремян получили распространение в XIII- XIV века. В этот же период они существовали в Туве и Горном Алтае.

В качестве городского варианта аскизской культуры следует рассматривать кладбища хакасов-горожан, проживавших в XIII-XIV века в монгольских городах на территории Тувы. К XIII-XIV векам относятся каменные надмогильные скульптуры львов, известные со времен Д.Г.Мессершмидта, и в том числе хранящиеся в Минусинском музее.

Под властью Тюрков

Первая половина I тысячелетия н.э. - время складывания новой государственности на территории Хакасии. В исторической литературе, принадлежащей к четко очерченному ареалу влияния, применительно к раннесредневековому населению современной Хакасии помимо термина "кыргыз" используется термин "древние хакасы", т.к. языковые, археологические и этнографические материалы позволяют видеть в коренном этносе Республики Хакасия - хакасах, - прямого преемника традиций создателей Кыргызского государства VI - XIII веков. В трудной и суровой борьбе с агрессивными соседями кыргызы отстаивали свою независимость. Могучие каганаты (от тюркского "каган" - император, хан ханов) тюрков и уйгуров неоднократно предпринимали опустошительные походы в Хакасию, которые приносили захватчикам по их же собственным утверждениям, выбитым на каменных стелах, "горы зерна", множество лошадей и скота, оружие и ювелирные изделия, золото и рабов. В 568 году тюркский каган подарил послу византийского императора пленницу из народа "херхисов", т.е. кыргызов.

Освободившись от власти Империи Хунну, территория Минусинской котловины оказалась под властью Тюрксих каганатов, чьему падению в немалой степени поспособствовали.

Кыргызы в борьбе с Тюркскими каганатами искали союзников для борьбы с завоевателями. В 632 году на берега Енисея прибыл китайский посол Ван И-Хун, а в 643 году ответное посольство привезло в подарок китайскому императору "соболиные шубы и соболиные шкуры". С 648 года Китай посещали кыргызские правители и торговцы. В 711 году посольство с Енисея прибыло и в Тибет. В этот период наибольшую угрозу для раннесредневековых кыргызов представлял каганат орхонских тюрков (Орхон - река в Монголии на которой располагалась ставка тюркского кагана). Кыргызский правитель - Барс-бег, заручившись поддержкой китайцев и тюргешей (тюркоязычного народа Средней Азии), объявил себя каганом, что означало претензию на полный суверенитет Кыргызского государства. Тюрки решили разбить опасную коалицию, нанеся превентивный удар. Зимой 710 - 711 годов они под водительством неистового Кюль-тегина и мудрого Тоньюкука предприняли военный поход через Саяны. Проводник из народа "степных азов" сознательно завел врагов в труднопроходимую заснеженную тайгу и был заколот. На десятые сутки, "пролагая дорогу через снег глубиною с копье", тюрки пробились в верховье р. Она. Неожиданно напав на войско кыргызов в долине р. Сон, тюрки одержали победу, убив Барс-кагана. Удовлетворившись захватом трофеев, они вскоре вернулись обратно, а самостоятельность государства на Енисее была вскоре восстановлена, т.к. новые посольства в Китай состоялись уже в 722 и 723 годы, возглавляемые подросшими сыновьями Барс - кагана. Необходимо отметить, что они приходились тюркским ханам "даями", т.к. женой Барса была младшая сестра Кюль-тегина и Могиляна.

Вскоре в 40-х годах VIII века тюрки были разбиты уйгурами, основавшими свой каганат и ставшими с 745 года полными хозяевами Центральной Азии. Они захватили территорию Тувы, постоянно угрожая существованию Кыргызского государства, изолировали его от внешних сношений и торговли. Однако постепенно кыргызы смогли усилиться (в этот период, как показали исследования хакасского археолога Я.И. Сунчугашева, вдвое возрастает объем горнов для выплавки железной руды).

Кыргызский каганат

В начале IX в. кыргызы настолько окрепли, что их правитель вновь объявил себя каганом. Это привело к двадцатилетней войне. Наконец, в 840 году кыргызская армия с уйгурскими перебежчиками атаковала уйгурскую столицу - Орду-Балык. Уйгурский каган пал в бою, его войско было рассеяно. Преследуя остатки уйгуров кыргызы хакасы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана. Этот период истории В.В.Бартольд назвал "кыргызским великодержавием".

Кратко рассмотрим внутреннюю жизнь самого мощного государства Центральной Азии того времени. Кыргызы предоставляли государству высших военных и административных руководителей. Они считались связанными и династийно, и через брачные отношения, с правящими домами Китая и других сопредельных стран. Служение "божественному государству" и правителю считалось высшей честью для военного сословия. Правитель имел титул кагана. Его жена носила титул катун. Императорская чета почиталась народом как земная "ипостась" божественной пары Тенгри ("Небо") и Умай - покровительницы рожениц и детей. Судя по сообщениям Рашид-ад-дина знатные люди пользовались титулом "иди" (господин, хозяин). В современном хакасском "з"-языке этот термин звучит как "ээзи". В государстве был единый календарь - циклическая система с периодом в 12, 60 и более лет, сохранившаяся и у современных хакасов. Интересно, что упоминание о ставшем почти общемировым календаре (гороскопы, символика и т.п.) впервые встречается как раз в китайском повествовании о кыргызах. Китайцы тогда "звериного" календаря не знали. Общегосударственная руноподобная письменность, восходящая через согдийское посредство к ближневосточным алфавитным системам (арамейская и т.д.) являлась главным культурным достижением.

Вероятно, часть населения жила преимущественно оседло, т.к. возделывались разнообразные земледельческие культуры: пшеница, просо, ячмень, конопляное семя, плодовые деревья, овес и рожь. В основном зерно перемалывали ручными мельницами, но имеются сведения об устройстве водяной сложной мельницы. Плужное земледелие и разветвленная ирригационная сеть позволили получать в засушливом летом и морозном зимой климате хорошие урожаи. Верховная власть кагана опиралась на государственный аппарат, основывавшийся на военной силе. Мощная армия, комплектовавшаяся десятитысячными округами (туменами), в случае ведения тяжелой войны дополнялась ополчением. Закованный в панцирь кыргызский рыцарь - алып, вооруженный копьем, палашом, боевой палицей или чеканом, являлся главной ударной силой конницы. Армией управляли сангуны (генералы). Среди других титулов - бег, тархан, тутук, джарган (судья) и т.д.

Кыргызская знать жила в укреплениях крепостного типа. Источники противоречиво отмечают, что в средневековой Хакасии были города. Однако, возможно, что это относится к другим областям расселения кыргызов. Очень широкими были торговые связи - в Хакасию приходили караваны из городов Восточного Туркестана, Афганистана, Средней Азии, Китая и Тибета.

В эпоху Сууктэр (XI-XII века) военные действия разворачивались в районах Саяно-Алтая, где кыргызам пришлось обороняться от агрессивных монголоязычных кочевников - киданей и найманов, пресекших связи каганата с земледельческим цивилизациями Юго-Восточной Азии. Кыргызское население изрядо поредело в продолжительных войнах и, будучи распыленным по огромным территориям, не могло оказать серьезного сопротивления. В это же время кыргызы, вероятно, утратили руническую письменность. Государство быстро слабело и дробилось, мелкие князьки один задругим объявляли о своей независимости и тут же начинали враждовать с соседями. В сущности, история могучей кыргызской державы на этом и завершилась.

После разгрома найманов войсками Чингисхана, кыргызские княжества добровольно пополнили его империю, окончательно утратив государственную самостоятельность. Боевые отряды кыргызов влились в монгольскую армию.

Военное дело

Как и у всего средневекового населения Южной Сибири, луки енисейских кыргызов были сложносоставными и рефлексирующими. Во второй половине 1-го тысячелетия повсеместно шел процесс поиска наиболее совершенной и рациональной конструкции метательного оружия, пригодного в бою и на охоте, удобного при стрельбе с лошади и с земли. Это привело к тому, что в одно и то же время на одной и той же территории существовало несколько разновидностей луков. При близости общей схемы, позаимствованной многими народами у хуннов, луки енисейских кыргызов различались формой и расположением роговых накладок. У оружия хуннского типа основную работу выполняли плечи, а значительные участки его деревянной конструкции бездействовали. Кыргызы модернизировали луки в целях увеличения эффективно работающих зон, что, как и у тюрков, привело к сокращению количества роговых накладок.

В походах тетива на луках спускалась. Воины носили их на боку или на спине в налучьях, похожих на узкую и длинную (почти во всю длину оружия) трубу, зашитую с одной стороны. Размеры луков со спущенной тетивой колебались от 120 до 140 сантиметров.

Древки стрел делались из березы и слегка сужались к ушку, в прорезь которого с легким сопротивлением входила тетива. Оперение кыргызских стрел было овальной или удлиненно-треугольной формы и относилось к длине древка в пропорции 1:5 или 1:7. На древки стрел наносились цветные пояски - обычай, известный с раннего железного века. Берестяные колчаны для стрел тоже напоминали тюркские. Нужно отметить, что мощное политическое и культурное влияние, оказываемое древне-тюркскими каганатами на своих соседей, родство языка и происхождения, постоянная миграция отдельных тюркских групп в Минусу, - все это во многом определило, как и чем воевали кыргызы.

Это, в частности, касается и наборных поясов, и наконечников стрел. И все-таки полного тождества не было, кыргызские наконечники стрел отличались от тюркских большим разнообразием и затейливостью отверстий в лопастях, а также лучшей сохранностью в археологических комплексах. Дело в том, что кыргызы применяли в своей погребальной практике кремацию. Предметы оружия, побывав в огне, покрывались окалиной, которая (вкупе с золой и пеплом) предохраняла тонкие лопасти наконечников от пожирающего действия ржавчины.

С выходом енисейских кыргызов на просторы Центральной Азии, где им пришлось противостоять очень серьезным противникам, потребовалось новое оружие. И вскоре, в IX-X веках, ассортимент стрел в колчанах кыргызских воинов неузнаваемо преобразился. Набор традиционных образцов пополнился наконечниками шестиугольной формы с уплощенным, как бы срезанным, острием (специалисты так и называют их - срезни) и небольшими массивными проникателями с трехгранным, квадратным или круглым сечением острия. Последние значительно превосходили по весу трехлопастные и, в большинстве случаев, пробивали доспехи. Модифицировались и привычные формы - так, у пятиугольного наконечника сократились его размеры и ширина лопастей, а острие в сечении стало граненым. Столь впечатляющее разнообразие свидетельствует о все большем расспространении на полях сражений различного защитного вооружения.

В время кыргызские лучники вернулись к использованию незаслуженно забытых плоских наконечников. Их второе рождение специалисты связывают с монгольским влиянием. Появление плоских наконечников было, пожалуй, первым отчетливым знаком грядущих перемен. В дальнейшем трехлопастные наконечники постепенно утратили свое значение, вытесненные плоскими "собратьями" - в основном, асимметрично-ромбическими пятиугольными срезнями. Они очень хороши при стрельбе как с близкого расстояния - ни войлочная попона коня, ни мягкие доспехи бойцов не спасали от них, так и с дальнего - не закрытый доспехами противник даже при касательном ударе получал столь обширную травму, что сразу же выбывал из строя.

В комплект защитного вооружения кыргызов входили наручи (для защиты руки от кисти до локтя), поножи (для защиты ноги от колена до ступни), зерцала (для защиты груди) и оплечья.

Основу военной тактики у енисейских кыргызов составляла серия непрерывных нападений легковооружённых конных лучников, действующих в рассыпном строю. Лучники пытались вывести из строя не столько защищенных латами воинов, сколько их лошадей. С кочевником, потерявшим своего скакуна, справиться было гораздо проще - на земле он чувствовал себя не слишком уверенно. Эти летучие отряды вели разведку боем и умело имитировали бегство, заманивая врага на копья конных латников. Временами они укрывались за этим живым щитом, чтобы пополнить свой боезапас. В искусстве джигитовки степная кавалерия не имела себе равных. Прекрасные наездники, на всем скаку и в любом направлении поражающие цель и бьющие из лука с обеих рук, - такие воины были опасны в атаке. В задачу легковооруженных отрядов входило также преследование бегущего противника, так как латники на своих бронированных лошадях заметно уступали им в подвижности. Как уже упоминалось, основываясь на китайских письменных источниках, в конце I-го тысячелетия армия енисейских кыргызов набиралась из ополченцев, представлявших все подчинённые им племена. Более всего это ополчение напоминало ранние европейские армии эпохи феодальной раздробленности. Военные отряды родовой аристократии объединялись вокруг вождя, носившего титул "ажо". Часть легковооружённых подразделений формировалась только из зависимого населения - кыштымов. Естественно полагать, что уровень воинской дисциплины в таких объединениях оставлял желать лучшего - наверное, в этом кроется одна из причин, по которым кыргызы нередко терпели поражения от соседей.

Восточные письменные источники, переведенные и опубликованные первым крупным российским китаистом Н.Я.Бичуриным, рассказывают, что у енисейских кыргызов "мужчины носили кольца в ушах. Они горды и стойки. Храбрые из них татуируют руки себе... На войне употребляют луки со стрелами и знамена. Конники прикрывают руки и ноги деревянными щитками, которые могли бы защищать от стрел и сабель". Эти деревянные щитки собирались из отдельных дощечек твердого дерева - например, лиственницы. Затем они, вероятнее всего, обжигались, что придавало поверхности особую прочность и гладкость, затирались песком, полировались и окрашивались (или пропитывались жиром). Готовые деревянные детали стягивались между собой сыромятными ремешками, которые, усыхая, крепко прижимали их друг к другу.

Падение Каганата

XIII век стал переломным в самостоятельном развитии Саяно-Алтая. Великий Монгольский Улус во главе с Чингисханом и его потомками раздавил независимость и оригинальность культуры енисейских кыргызов. Население подвергалось физическому истреблению и принудительным депортациям со стороны юаньского Китая. Очень мало сведений известно о периоде с конца XIV века до конца XVI века в истории Хакасии. Это "темные века", наполненные драматическими событиями, отраженными в фольклоре. В 1207 г. территория Хакасии была включена в состав монгольской кочевой империи на правах тумена. В 1293 г. было окончательно уничтожено не только древнехакасское государство, но и все достижения саяно-алтайских народов: пашенное земледелие с искусственным орошением, градостроительство, письменность, высокий уровень государственного строя и многие другие социально-экономические и культурно-бытовые достижения.

После развала Монгольской империи Кыргызское государство так не было объединено снова. Это во много объясняется тем, что монгольский период в истории Хакасии характеризуется громадными людскими потерями, упадком культуры, феодальной раздробленностью. После разрушения Хакасского государства разрозненные феодальные княжества на территории Хакасии так и не смогли создать прочный единый союз в силу внешних и внутренних причин. В конце XIV в. долина Среднего Енисея отошла в ведение ойратов, которых в 1399 г. возглавила кыргызская династия. В период с XV по XVII века различные племенные группы Минусинской котловины под эгидой кыргызов образовали этнополитическое объединение "Хонгор" или "Хонгорай".

Определенная стабильность произошла лишь к началу ХVII веку, когда сформировались четыре феодальных улуса (княжества) Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский. Правили улусами князья из господствующего рода кыргыз.

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы книгиЛ.Р.Кызласова "Очерки по истории Сибири и Центральной Азии", "Курганы средневековых хакасов (аскизская культура)", Л.Н. Гумилева "Древние тюрки"


Оглавление:
  • Вступление
  • Афанасьевская культура
  • Андроновская культура
  • Окуневская культура
  • Карасукская культура
  • Тагарская культура
  • Таштыкская культура
  • Культура чаатас
  • Тюхтятская культура
  • Древнехакасское государство
  • Аскизская культура
  • В составе России