SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 10.12.2014

Село Замульта

Расположение: Республика Алтай, Усть-Коксинский район

посмотреть на карте

Село Замульта находится на юге Уймонской долины у подножия Катунского хребта. Расстояние до райцентра, села Усть-Кокса, составляет 55 километров.

Название села, как и соседней Мульты, происходит от алтайских слов "мый" – "кошка" и "туу" – "гора". Из-за сходства названия эти два села часто путают. И, действительно, расположенные буквально в полукилометре друг от друга, разделенные рекой Мультой села, кажется, образуют единое целое. Даже магазины, расположенные по дороге к турбазам "Вечный странник" и "Кедровая опушка и дальше на Мультинские озера, у них общие на оба села. Однако Замульта находится в стороне от дороги, поэтому здесь тише и спокойнее. Наверное, именно поэтому Замульта производит впечатление настоящей староверской деревни, сохранившей дух старинного русского быта.

Предки замультинцев бежали на Алтай в XVIII веке из староверских поселений на нижегородской реке Керженец, за что их и прозвали кержаками. Кержаки до наших дней сохранили веками сложившийся уклад жизни - возделывают огороды, держат скотину, занимаются пчеловодством. Не утратили они и свою веру, молятся по древним книгам, отвергают табак и алкоголь. Но времена меняются, и община становится более открытой. В первую очередь, это связано с развитием туризма – ведь села Мульта и Замульта являются последним оплотом цивилизации, через который проходит весь туристический поток на Мультинские озера.

Однако религиозная жизнь кержаков не так уж и проста. Жители как Мульты, так и Замульты - старообрядцы-беспоповцы, они не признают ни церквей, ни священников, живут и молятся собственной общиной. При этом, как ни странно, на въезде в Замульту стоит церковь Илии Пророка, с одной стороны старообрядческая, но одновременно "поповская", так называемого "белокриницкого согласия". Суда приходят староверы из соседних деревень, а у "беспоповцев" есть собственный молельный дом за рекой, в Мульте, который посещают жители обоих сел. Старообрядцы Усть-Коксинского района называют эту церковь "клином, вбитым в веру". Действительно, когда-то некоторые "беспоповцы" перекрестились в "поповцев белокриницкого согласия". Сами же местные кержаки смотрят на вещи проще: "они по одной дорожке идут к Богу, мы по другой".