SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 29.05.2018

Урочище Кур-Кечу

Расположение: Республика Алтай, Онгудайский район

посмотреть на карте

Археологический комплекс находится в 6 километрах к юго-востоку от села Купчегень на левом берегу Катуни по обе стороны Чуйского тракта.

Археологические объекты расположены на высокой прибрежной террасе Катуни по обе стороны от дороги на большом участке протяженностью около 4 километров вдоль берега Катуни, практически усеянном древними курганами, от устья реки Большой Ильгумень до бома Кур-Кечу. Комплекс включает несколько сот задернованных каменных курганов диаметром от 2 до 40 метров, ряды балбанов, стелы, изваяния, прямоугольные оградки и круглые поминальные сооружения, расположенных отдельными группами.

Здесь встречаются и плиточные могилы бронзового века, и расположенные отдельными группами поминальные сооружения скифского типа, и более поздние прямоугольные оградки и каменные выкладки. Датировка памятников охватывает огромный период от эпохи ранней бронзы (XVIII-XVI века до н. э.), раннескифского времени (VIII-VI века до н. э.), железного века (пазырыкской эпохой, VI-III века до н. э.), гунно-сарматского времени (II до н. э. - V век н. э.) до средневековья.

Центральное место занимает изваяние древнего поминального комплекса. Оно находится в южной половине долины метрах в 200 от Чуйского тракта и хорошо заметно с дороги.

На 1,5-метровой стеле выбито лицо воина, хорошо заметное под определенными углами. На лице четко видны раскосые глаза, нос с небольшой горбинкой, четко очерченные надбровные дуги, рот и, как принято говорить, волевой подбородок, в ухе легко угадывается серьга. А ниже, при определенной фантазии, угадываются выбитые на камне элементы вооружения.

К сожалению, многие объекты пострадали при распашке поля и при строительстве Чуйского тракта. Надо сказать, что ни сами алтайцы, ни монголы, ни китайцы, ни казахи на протяжении многих веков, как бы ни менялись их политические или иные взгляды, не трогали эти памятники, считая их священными. И лишь советский строитель в атеистическом порыве всеотрицания мог использовать уникальные древние памятники просто в качестве камня для строительства дороги.