SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 08.10.2014

Усть-Канская пещера

Расположение: Республика Алтай, Усть-Канский район

посмотреть на карте

Усть-Канская пещера расположена в долине верхнего течения реки Чарыш и представляет собой обширный сухой грот в правобережной горе-скале "Белый Бом". Пещера находится в 3-4 километрах южнее села Усть-Кан слева от автомобильной дороги на Усть-Коксу. Вход в пещеру, к которому ведет извилистая деревянная лестница с двумя смотровыми площадками, находится на высоте почти 52 метров от основания горы и хорошо виден с дороги.

Усть-Канская пещера имеет длину 17 метров, высота свода пещеры достигает 12 метров.

Местные жители называют гору с пещерой "Алмыс-Туу Боом" - Горой Алмысов. Это название связано с одной из легенд, согласно которой, в пещере долгое время жили полулюди-полузвери, человекоподобные существа-оборотни - алмысы. Подобные легенды об "алмысах" существуют не только у алтайцев, но и в мифологии почти всех тюркских народов: турок, казанских, крымских, западносибирских татар, казахов, башкир, тувинцев. Обычно алмыса изображали как волосатого демона-оборотня с одним глазом во лбу. Его обязательные атрибуты: магическая книга, гребень и монета. Некоторые исследователи находят в алмысах прообраз античного циклопа.

По преданиям, именно в пещере Алмыс-туу Бом было жилище и святилище этих звероподобных существ, сейчас также называемых "йети", "снежный человек". Отсюда они нападали на селения людей и уничтожали скот. Когда же, наконец, люди одержали победу над алмысами, оставшиеся в живых молодые женские особи-оборотни превратились в красивых девушек и вступили в союз с людьми-мужчинами. От этого смешения, как гласит легенда, и возник один из алтайских родов "Алмыт", имеющий тамгу в виде свастики (гребень в монете).

А.В.Постнов, руководитель археологической экспедиции, исследующей Усть-Канскую пещеру, отмечал, что "с некоторыми позициями легенды можно согласиться". По мнению некоторых ученых, "йети" ("снежный человек") не вымышленный персонаж, а является своего рода реликтовым гоминидом, тупиковой ветвью в генеалогическом древе человечества, подобно неандертальцам или даже был подвидом последних. В пользу этой версии говорит и вывод, сделанный учеными в результате исследования Денисовой пещеры: в период от 300 до 20 тысяч лет назад на территории Северного Алтая сосуществовали и взаимодействовали между собой риликтовые формы человека - homo sapiens, homo neanderthalensis и homo altaiensis. Поэтому, возможно, легенда в искаженном виде повествует о вполне реальных событиях очень далекого прошлого. Причем события эти произвели настолько сильное эмоциональное воздействие на тогдашних обитателей этих мест, что память о них устойчиво передавалась всем новым народам и племенам, приходившим и оседавшим здесь с очередными волнами "великих переселений".

В 1954 году известный археолог С.И.Руденко открыл и исследовал здесь палеолитическую стоянку, что положило начало серьезным археологическим исследованиям пещеры. Это была первая подобная палеолитическая стоянка древних людей, выявленная на территории Северной Азии, благодаря чему этот памятник получил мировую известность. На тот момент эта стоянка оказалась древнее всех стоянок не только на Алтае, но и в Сибири в целом. Пока о точном возрасте данной стоянки сказать трудно, ученые не могут ответить на этот вопрос однозначно, преимущественно относя ее к периоду среднего палеолита (около 600 тысяч лет до н.э.). Здесь были найдены кости винторогой антилопы, которая, как считается, исчезла на Алтае раньше, чем вымерли мамонты и носороги. На многих обнаруженных в пещере костях заметны следы обработки их каменными орудиями (отверстия, насечки и т.д.). Также были обнаружены и сами каменные и костяные орудия труда грубой работы: резец, скребки, остроконечник, наконечник дротика из кости и др.

В 1998 году изучение Усть-Канской пещеры было возобновлено, с тех пор ежегодно археологи из Института археологии и этнографии СО РАН ежегодно ведут здесь планомерные археологические раскопки. Отряд исследователей располагается у подножия пещеры в лагере у юрточного комплекса "Ойбок".

Судя по всему, Усть-Канская пещера на протяжении многих веков и даже тысячелетий использовалась как место для стоянки не случайно. Вход в пещеру расположен на южном склоне горы, что обеспечивало в пещере сухой и теплый микроклимат. Сам склон довольно крутой, что дает дополнительную защиту. А у подножия горы бьют многочисленные родники. Причем, из результатов исследований останков фауны и флоры, найденных в пещерных отложениях, ученые сделали вывод, что в окрестностях пещеры были открытые сухие степные пространства при относительно теплом климате.

Все находки из Усть-Каннской пещеры хранятся частью в Эрмитаже, частью в Алтайском краеведческом музее. Некоторые из экспонатов находятся также в специальном павильоне Юрточного комплекса "Ойбок".

Всемирно известная Усть-Канская пещера является особо-охраняемым историко-культурным объектом, а весь скальный массив Белый Камень вместе с прилегающей территорией объявлен памятником природы государственного значения. Однако во избежание актов вандализма и полного разграбления пещеры из-за неконтролируемого посещения пещеры туристами, вход в пещеру закрыт железной решеткой.

Недалеко от пещеры, примерно в 6 километрах находится Чарышский навес, который также служил убежищем и местом обитания (стоянкой) древнего человека. Однако пока это объект изучен очень слабо.