SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

Могильник Кок-Эдиган

Расположение: Республика Алтай, Чемальский район

посмотреть на карте

Могильник Кок-Эдиган расположен в 1,5 километрах к востоку от села Эдиган, в 7 километрах от устья реки Эдиган на ее правом берегу, на нижнем отлогом склоне горы. Площадь памятника повреждена при прокладке автомобильной дороги и двух силосных траншей.

По сравнению с расположенными неподалеку могильниками Кок-Эдиган самый крупный, поэтому его материалы представляют определенную ценность в плане его информативности. Исследования могильника проводились в полевые сезоны 1995-1999 годов. На памятнике было обнаружено 20 курганов. Среди 11 раскопанных курганов 9 относятся к пазырыкской культуре раннего железного века, два кургана (10 и 15) располагаются несколько в стороне от остальных и относятся к древнетюркской культуре раннего средневековья и культуре енисейских кыргызов развитого средневековья. Под насыпями находились могильные ямы, внутри которых обнаружены сильно истлевшие бревенчатые срубы с одиночными и парными захоронениями людей, некоторые из них с лошадьми. Три объекта (курганы 5, 12 и 14) имеют в насыпях впускные захоронения. Под насыпью одного кургана обнаружено погребение (предположительно эпохи позднего средневековья) по обряду кремации в неглубокой ямке с оружием и предметами конского убранства, в насыпи другого кургана также находилось впускное захоронение по обряду частичной кремации с предметами конской сбруи. В насыпи и заполнении могильной ямы еще третьего кургана находилось два впускных захоронения с керамическими сосудами и железными предметами, относящиеся к хунно-сяньбийской эпохе.

Курганы могильника, относящиеся к пазырыкской культуре, группируются в две цепочки по четыре и пять объектов в каждой, вытянутые в направлении север-юг перпендикулярно долине. Между цепочками находятся также три поминальные кольцевые выкладки. Еще одна была расположена к востоку от правой цепочки. Цепочки курганов располагались перпендикулярно долине с небольшими отклонениями. Это наводит на мысль, что они строились не в меридиональном направлении, как принято считать, а просто поперек долины. Поэтому если долина тянулась, например, с запада на восток, то и курганы выстраивались по линии север-юг, и наоборот. Кстати, это вполне объяснимо, если расположение курганов действительно имитировало расположение жилищ древних кочевников. Так как ветры дуют преимущественно вдоль долин, то удобнее располагать жилища в ряд перпендикулярно направлению ветра, чтобы дым от очагов одних не задувало на другие.

Все курганы имеют овальные насыпи диаметром от 6 до 11 метров, высотой от 10 до 50 сантиметров, сложенные из крупных и средних валунов и скальных обломков в 2-3 слоя. В них довольно часто встречались фрагменты керамики и кости. Под насыпями находятся могильные ямы, которые имеют следующие размеры: длина - от 180 до 480 сантиметров, ширина - от 95 до 250 сантиметров и глубина - от 225 до 325 сантиметров. Их заполнение составляли земля, галечник, отдельные валуны. Как правило, могильные ямы были ориентированы по линии 3-В, иногда с небольшим отклонением на ЮЗ-СВ.

Во всех курганах на дне могильной ямы находилось внутримогильное сооружение - деревянный сруб-рама. В шести курганах были обнаружены сопроводительные захоронения коней (в двух - даже по два), расположенные вдоль северной стенки ямы. Погребения людей находились в могилах по одному (9 могил) и по двое (2 могилы). Кони имели одинаковую с ними ориентировку. Погребенные были уложены (где это представляется возможным зафиксировать) вдоль южной стенки могильной ямы, головой на восток (в двух случаях с небольшим отклонением к северу), на правом боку, с согнутыми в локтях или вытянутыми вдоль туловища руками и подогнутыми в коленях ногами.

Сопроводительный инвентарь включал в себя элементы конской упряжи, посуду, орудия труда, предметы вооружения, быта и украшения. Из конской упряжи были найдены одни бронзовые и шесть железных удил, три подпружные и одна уздечная костяные пряжки, два костяных тройника (распределителя ремней) и железная заклепка, Посуду составляли керамические сосуды: кувшины, крынки и горшки. Из орудий труда найдены бронзовый и два железных ножа, один из которых достигал в длину 25 сантиметров. Оружие обнаружено лишь в одном погребении (курган 7), это бронзовые кинжал и чекан, колчанный крюк, колчанная бляха, детали наборного пояса (пряжка, две бляхи-обоймы) и два костяных наконечника стрел. Предметы быта включали в себя найденные в курганах шесть бронзовых зеркал и костяную иглу. К украшениям относились две бронзовые покрытые золотой фольгой гривны, бронзовые бляшки-нашивки, бронзовые и железные шпильки с обернутыми золотой фольгой головками, бронзовая бляшка с железным шпеньком, две бронзовые серьги, бронзовая поясная накладка, покрытая золотой фольгой.

В целом характер захоронений и сопроводительный инвентарь характерны для пазырыкских курганов. Однако из других захоронений пазырыкской культуры могильник Кок-Эдиган выделяет то, что подавляющее большинство захоронений могильника - женские.

Поскольку нет достаточных антропологических данных о половозрастном составе погребенных в скифских курганах могильника Кок-Эдиган, определение пола сделано на основе анализа материалов сопроводительного инвентаря. Судя по вещам, найденным в погребениях, например, оружию, зеркалам, серьгам, прочим украшениям, можно с некоторой достоверностью утверждать, что мужское погребение находилось только в одном кургане (№7). Однако находка при женском погребении кургана №1 могильника Ак-Алаха предметов вооружения позволяет предположить, что и в кургане №7 могильника Кок-Эдиган могла быть захоронена женщина-воин. Одно из парных погребений принадлежало, очевидно, матери и дочери (курган 14). Остальные погребения либо однозначно принадлежат женщинам, либо их пол невозможно определить из-за отсутствия маркирующего инвентаря, к последним относятся четыре захоронения. Таким образом, можно с определенной долей вероятности сказать, что большинство захоронений могильника Кок-Эдиган - женские.

Судя по всему, цепочки курганов могильника носят семейный характер, то есть погребения двух цепочек принадлежали соответственно двум родственным семьям. Подтверждением этому может служить некоторое сходство в погребальном обряде и инвентаре, особенно в керамическом комплексе. Гипотезу о семейном характере отдельных групп пазырыкских курганов высказал еще С. И.Руденко (1952 год), впоследствии эту идею о принадлежности цепочки курганов семье поддержали большинство ученых.

Женские погребения с конем могильника Кок-Эдиган по размерам и характеру надмогильных и внутримогильных сооружений, а также по богатству сопроводительного инвентаря и числу коней нисколько не уступали аналогичным мужским погребениям кочевников из других могильников Алтая. В кургане №14 конь сопровождал погребение матери и дочери. А в кургане 15 вместе с умершей было обнаружено два коня. Все это говорит о достаточно высоком имущественном и социальном положении погребенных в этих курганах женщин. Судя по всему, статус женщин в скифское время немногим уступал общественному положению мужчин, что определялось существованием парной семьи и активным участием женщин в ведении скотоводческого хозяйства, этот факт признается подавляющим большинством ученых.

Можно сделать вывод, что весь могильник Кок-Эдиган является женским кладбищем. Следовательно, наряду с общим достаточно высоким положением погребенных женщин, по-видимому, в данном коллективе признавалось их право на некую половозрастную замкнутость, что, возможно, было связано со "жреческими" функциями погребенных.