SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 22.10.2020

Фотоотчет: Горный Алтай - 2011

Предшествующие 11 месяцев время нестерпимо медленно отсчитывало мгновения до периода со столь сладостным для человеческого уха названием ОТПУСК. И решено было провести его так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно проведенные месяцы его ожидания.

Итак, машина заправлена под горлышко, багажник заполнен...

День первый

Понедельник 11 июля 2011 года 5:30 - выезд на направлении Чемала. Собственно, про саму дорогу сказать нечего: сначала из Новосибирска до Барнаула, затем через Бийск по Чуйскому тракту до Усть-Семы, потом еще чуть-чуть на юг, итого 535 км... С учетом остановок на перекусить-покурить дорога заняла практически 9 часов.

И вот мы на месте. Места красивейшие, пример тому хотя бы вид из окна.

Сил после дороги уже, понятно, ни на что не хватает, кроме созерцания окружающих мест с усадьбы, да поездки на разведку, где можно поесть.

Сходили (больше ради приличия) на Чемальскую ГЭС. Какой-то человейник, чес слово (по аналогии с муравейником, только снуют там туда-сюда в совершенно хаотическом порядке не муравьи, а люди). Сразу удивляешься, как буквально из ничего можно делать деньги: казалось бы, ГЭС и ГЭС, старенькая, маленькая, зато понаставили торговых палаток с сувенирами, 2-3 аттракциона, и все, достопримечательность, куда народ просто валом валит...

День второй

Как водится, первый день настоящего отдыха посвящен осмотру местных достопримечательностей, первейшая из которых - остров Патмос.


Цвет реки именно такой и есть, как на фотографиях! Как выяснили уже позже, вода в верховьях Катуни совершенно прозрачная, ниже в нее впадают две реки, одна из которых приносит мел, вторая - глину, в результате получается такой бирюзовый оттенок.

Но нам этого мало! Где-то краем уха услышали про Куюский водопад (по правде он называется Бельтырьеск). Путем несложных умозаключений было выделено название "Куюс", а навигатор показал всего 57 км пути в южном направлении - казалось бы, ерунда. Но не тут то было! До Еланды дорога асфальтированная, далее до Куюса щебенка, а вот дальше 10 км лишь направление через поле, да узкие дорожки в одну машину: с одной стороны обрыв, с другой - гора, по середине - даже не камни, а каменюки, на одном из которых порвал резонатор у машины. А если бы на таком участке попалась бы встречная машина, как бы разъезжались, даже не представляю (хорошо, больше желающих туда поехать мы не встретили). Кроме того, частенько на дорогах стоят специальные горные коровы (похоже, их скрещивали с баранами, во всяком случае взгляд "как баран на новые ворота" к ним вполне применим), которые почему-то считают проезжую часть лучшим местом для прогулок, ни на что не реагируют, уступать дорогу машине не собираются - короче, их проще перепрыгнуть, чем объехать.

Однако, дорога не могла помешать насладиться окружающими видами:


Сам водопад, увы, не впечатлил. Говорят, если подняться выше, там будет каскад высотой 29 метров (нижний 10), а еще выше наскальные рисунки (петроглифы). Но это узнали уже намного позже, а второй раз ехать туда уже не хотелось.

День третий

Поездка на Каракольские озера

Сначала от Элекмонара через лес на машине примерно 30 км. Дорога просто убитая, а про убитых, как говорится, либо хорошо, либо ничего - на видео все понятно

До самих озер машина проехать не может даже теоретически. Предстоит пешее восхождение длиной 8 км. Но мы же не ищем легких путей! Был выбран более другой, в простонародье называемый альтернативный вариант - чем топтать свои ноги, пусть кони топчут свои копыта. Впервые в жизни вскарабкавшись на коня, я вдруг поймал себя на мысли, что "устроен" он совершенно бестолково: сидишь сверху, как ворона на колу, ни ремней безопасности тебе (а они, кажется, не повредили бы), ни зеркал, педали тормоза (самое главное) тоже нет... Но на обратном пути я даже сумел на него забраться самостоятельно. Однако, по дороге протяженностью 2 часа в одну сторону, а потом еще столько же в обратную, неоднократно посещали мысли, что лучше бы пошли пешком...

Окружающая природа, как, собственно, и везде, говорит сама за себя

День четверый

На утро после коня с непривычки то болит все, что только может болеть, все тело, как одна отсиженная нога. Но предстоят новые приключения - сплав по Катуни

Прошли 4 порога. Далее привожу описания, почерпнутые из Википедии и "умной книжки", о которой речь чуть ниже:

  • Порог Тельдекпень 1 начинается с разгонной шиверы. Река поворачивает направо, образуя валы до 1,8м, а после них успокаивается – метров на 150. На этом плесе расположена большая суводь, а дальше скальные ворота зажимают реку, открывая вход в порог. Отвесные скальные стены сжимают Катунь до ширины 25-40 м. Высота стен составляет от 5 до 8м. За счет них широкая в других местах Катунь приобретает глубину до 80м. Струя обрушивается справа налево и создает небольшой слив, образуя после него воронки и поганки. Через 300 метров расположен еще один слив общей шириной около 15м и высотой примерно в 2м - кульминация порога.
  • Порог Тельдекпень 2 расположен примерно в километре ниже Текдельпень 1 и аналогичен ему. По степени сложности пороги Тельдекпень 1 и Тельдекпень 2 относятся ко 2-3 категории сложности.
  • Порог Бийка (3 категория сложности) интересен короткими жесткими валами в скальном сужении. Однако, мы как-то проскочили между двух бочек на входе, дальше нас просто "вынесло" на спокойную воду.
  • Порог Еландинский (3 категория сложности). Русло с левого берега сжимается большой скалой. Река разделена скальным островом на две протоки - большую левую и узкую правую, которые представляют собой мощные сливы - серьезное препятствие для туристов-водников, особенно новичков.

Фотографии не могут передать так, как видео, но даже и оно в подметки не годится реальным ощущениям, когда под тобой двухметровая пропасть, а в следующее мгновение накрывает полутораметровой волной. Не обошлось и без "аварий"

День пятый

Экстрима достаточно!!!

Спокойный такой выезд на еще один водопад Чеч Кыш (по другим данным Че Чкыш). Его тоже водопадом то назвать можно с большооооой натяжкой

Зато какие виды с платформы на вершине!!!


После обеда осмотр местных достопримечательностей, поход в местный музей, закупка сувениров на подарки.

Что стоит особенно отменить. Сначала, когда оказываешься в Чемале, просто коробит, что все, абсолютно все, стоит денег, продается все, что только можно продать, что продать нельзя, тоже продается. Но сами коренные алтайцы являют где-то прямую противоположность. Так зашел в музей, даже не музей, просто юрта, громко названная музеем, где гротескно-утрированно (как, впрочем, в любом музее) воссоздан быт 19-начала 20 веков. Хозяин алтаец просто с удовольствием все рассказал, показал и... наотрез отказался от денег за экскурсию. Похоже, ему было важно, что я заинтересовался (а мне, действительно, было интересно) их историей, культурой (высокопарно, конечно, но не суть). Так вот, ему был важен этот сам факт, и то, что я посвятил именно этому полтора часа своего времени, вместо того, чтобы убить их, мечтательно глядя на берегу на воду, струящуюся по камням, на горы, потягивая при этом пиво.

День шестой

В предыдущий день купили книжку по достопримечательностям Алтая. И снова потянуло на приключения. Предстоит выезд на противоположный берег Катуни в поисках древностей. Возвращаемся до Усть-Семы, переезжаем на другой берег Катуни, минуем Семинский перевал, затем перевал Чике-Таман. Если первый высотой (навигатор так сказал) 1784 метра, но подъем и спуск довольно пологие, то второй хоть и существенно ниже ("всего" 1230), но дорога намного извилистее и круче, машина местами просто еле тянет. Но ничего, пробрались.

А вот дальше начинается самое интересное. В книжке написано лишь очень примерное местоположение памятников "в 6 километрах южнее какой-то деревни на широкой долине по обеим сторонам Чуйского тракта". Приходилось сверять фотографии в журнале с ландшафтом: "эта гора на фотке - вот та, здесь столб, столбы только вооон там... значит, мы где-то относительно непонятно где"

Ну ничего, забравшись до 700-го км Чуйского тракта за 2 часа были найдены 2 монумента и куча курганов: археологический комплекс Кур-Кечу и "оленьи камни" недалеко от села Иня.

Дальше не поехали. Хотелось, конечно, посмотреть на петроглифы, тем более, что по расстоянию было совсем не далеко. Но было уже поздно, да и устали за день.

Насмотревшись за день на наскальные шедевры современников "здесь был Вася 2010", мысль пришла в мою голову, и я ее думал... А мысль, будь она известна в научных кругах, произвела бы фурор, даже революцию во взглядах на жизнь и нравы древних людей. А что, если древние наскальные рисунки - это плод творений доисторических недоумков, которые, за неимением письменности, изображали животных, сцены охоты, типа "здесь был великий охотник Киргуду, убивающий оленя с двух стрел, в год тысяча сто сотый от последнего мамонта".

Так или иначе, возвращаемся в Туекту на ночлег.

Дни седьмой и восьмой

Вот и все, пора домой. По пути заезжаем навестить родственников в Алтайском крае, дома во вторник 19-го вечером.

Не буду выкладывать фотки из Тогула. Лишь одну отмечу. У дяди закрываю машину на улице, подхожу к калитке, слышу, звенит цепь. Все, думаю, капец... А я собак боюсь как-то... Захожу.. И вот такой охранник вылетает из сарая...

Здесь, мне кажется, стоит упомянуть о дорогах и гаишниках. Дороги в Республике Алтай (во всяком случае, где мы бывали) хорошие, даже очень хорошие: 4 с плюсом или 5 с минусом. Чуйский на левом берегу масштабно ремонтируется, по новой дороге ехать просто одно удовольствие - как стеклышко, едешь 110-120, не шелохнет даже. А вот в Алтайском крае я бы поставил "троечку". Так, например, выезд из Бийска в направлении Новокузнецка являет не выбоину на выбоине даже, а одну сплошную колдобину с островками оставшегося асфальта высотой сантиметров 10-15. И еще неизвестно, что хуже объезжать, ямы или такие островки, напоминающие, что когда-то здесь давным давно была нормальная дорога. То же касается и "направления" от Целинного дальше на Кузбасс. Даже непонятно зачем там взявшийся гаишник (тьфу, сотрудник ГИБДД... или Дорожной полиции, как их теперь величать то?) не обратил внимания, как я демонстративно проехал мимо него по обочине.

Несколько слов о самих гаишниках. Ох, пугали меня, какие они на Алтае все злые, как не любят "54-е номера"... Давно я стал замечать, что у меня "машина-невидимка": все гаишники (буду для простоты называть так) просто не видели меня, скользя пустым скучающим взглядом поверх проезжающего меня куда-то вдаль. Только один хотел на выезде из Бийска "взгреть", что я за городом еду по левой при свободной правой, аж на дорогу выскочил и крылья расставил как советский "знак качества". Хотел, да не вышло. Вовремя его заметив, я предпочел развернуться на заправку, чем составлять с ним разговор.

И напоследок...

Можно подвести итоги. За спиной 1975 км, 133 сожженных литра бензина и МАССА впечатлений, которые, надеюсь, хоть как-то скрасят ожидание нового ОТПУСКА