SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 05.05.2016

Тува скифского времени: Оленные камни

Оленные камни, дошедшие до наших дней, являются важным источником для изучения идеологии, искусства и социальной истории уюкских племен.

На территории Тувы известно несколько десятков оленных камней, встречаемых преимущественно в северных, центральных и южных районах.

Оленные камни представляют собой четырехгранные, округлые или плоские, хорошо обтесанные или необработанные каменные столбы или плиты, на плоскостях которых выбиты изображения оленей (от которых и произошло и название), маралов, лосей, кабанов, лошадей и других животных, кроме фигур животных на них также вырезаны различные предметы вооружения и знаки.

Оленные камни Тувы хронологически связаны с курганами уюкского времени, на что указывают датированные предметы вооружения, найдены в уюкских курганах и изображенные на поверхности оленных камней.

Оленные камни стоят или непосредственно у курганов уюкского времени, или на расстоянии нескольких метров от них, но нередко одиночно или по три камня в ряд по направлению с северо-востока на юго-запад.

Известно, что оленные камни распространены в Забайкалье и Монголии. Оленные камни Забайкалья и Восточной Монголии связаны с плиточными могилами, а в отдельных случаях являются одним из угловых камней их могильных оград. В Западной, Центральной и Северной Монголии оленные камни также входят в состав херексуров или стоят в центре небольших четырехугольных каменных оградок из массивных плит.

Таким образом, оленные камни Тувы, Забайкалья и Монголии воздвигались в одну и ту же эпоху (в VII-III век до н.э.)

Оленные камни, по мнению большинства исследователей, являются посмертными памятниками. Эти сравнительно немногочисленные монументальные памятники, обработка которых требовала огромного человеческого труда, по-видимому, воздвигались в честь наиболее знатных лиц, племенных вождей и выдающихся военных предводителей.

Оленные камни являются не только посмертными памятниками, но также и своеобразными образцами камнерезного искусства уюкских племен. В них, вероятно, отражены еще различные атрибуты религиозных и космогонических представлений населения Тувы, Монголии и Забайкалья в I тысячелетии до н.э.

В верхней части оленных камней, обычно на их узких гранях, часто можно встретить изображении круглых дисков-кружков, 3 параллельные линии, проведенные наискось, под которыми выбито ожерелье из ямок, опоясывающее верхнюю часть, как бы "шею" оленных камней. В дисках исследователи видят серьги, другие - бронзовые зеркала, а в цепочках ямок - биконические бусы или гривны. Некоторые же исследователи, в частности, Г.Н.Потанин, на основании легенд сближают диски с символом солнца, линии с расположением созвездия Орион, а ожерелья – с цепочками звезд.

Перекрещенные четырехугольники неправильной формы и решетчатые пятиугольники, иногда выбитые на плоских гранях оленных камней, напоминают изображения срубных бревенчатых домов, изображенных на знаменитой Боярской писанице.

Что касается изображения животных, то многие из них, в частности олень, были тотемными животными в эпоху родового строя. Образы их являлись объектом культовых поклонений и сюжетом изобразительного искусства многих племен евразийских степей в I тысячелетии до н.э. В данном случае олень выступал, вероятно, как пережиток предшествующего тотемистического представления родового общества (например, само название восточной части скифов - "сака" означает "олень", который считался их тотемным).

По внешним признакам оленные камни Тувы могут быть разделены на следующие характерные типы: рыбообразные, хорошо обтесанные, округлые камни, саблеобразные массивные широкие плиты, необработанные каменные столбы или плиты различной величины.

К западу от Тувы оленные камни встречаются в единичных случаях на Алтае, в Восточном и Центральном Казахстане, Оренбургской области, расположенной на стыке территорий Актюбинской области и Северного Казахстана с Южным Приуральем. На этих оленных камнях нет стилизованных изображений животных, но зато имеются все те знаки и предметы вооружения, которые высечены на оленных камнях Тувы, Монголии и Забайкалья.

Оленные камни, несомненно, свидетельствуют о тесных культурных и этнических связях племен, живших на этих территориях в I тысячелетии до н.э. Очевидно, в этот период из Монголии через Туву и Алтай проникали в Казахстан какие-то племена, оставившие там оленные камни. Подтверждением этому является существование в Центральном Казахстане плиточных могил, близких к плиточным могилам Монголии и Забайкалья.

Оленные камни могут быть датированы по предметам, которые изображены на их гранях. Аналогичные вещи найдены в могилах этого времени. Большинство оленных камней Тувы, как и антропоморфные скифские стелы Причерноморья, по-видимому, датируются V-III веками до н.э. (поздним этапом уюкского времени). Однако, судя по изображенным предметам и фигуркам животных, некоторые оленные камни должны быть отнесены к VII-VI векам до н.э. А реалистично выполненные изображения стоящих на кончиках копыт оленей, выбитые на оленных камнях Тувы, находят себе аналогии в других памятниках VII-VI веков до н.э. Например, обнаружен бронзовый нож раннетагарского типа, на рукоятке которого одна под другой изображены фигурки четырех стоящих оленей, совершенно такие же, как и на ранних оленных камнях. Почти такие же изображения шести стоящих оленей имеются на бронзовом зеркале, относящемся к майэмирскому времени (VII-VI века до н.э.). Среди предметов вооружения, высеченных на некоторых оленных камнях Тувы и других территорий, встречаются кинжалы с ранним перекрестием, характерным только для бронзовых кинжалов VII-VI веков до н.э. Указанные предметы и фигурки животных, характерные для раннего этапа уюкской культуры, встречены главным образом на хорошо обтесанных рыбообразных столбах и на саблевидных плитах. Таким образом, эти типы оленных камней могут быть датированы VII-VI веками до н.э. Однако большинство рыбообразных и саблевидных оленных камней с изображением оленей, несущихся в "летучем галопе" с подогнутыми ногами, по-видимому, датируется V-IV веками до н.э.


Оглавление:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы книг Д.Г.Савинова "Ранние кочевники Верхнего Енисея. Археологические культуры и культурогенез", М.Х.Маннай-оол "Тува в скифское время"