Коренные народы Новосибирской области
Давным-давно на территории Западной Сибири жили полуоседлые племена самодийцев (или иначе ненцев), ближайшие родственники селькупов, хантов и манси. Они были рыбаками и охотниками, занимались скотоводством и оленеводством.
В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, внутри которых заметна тенденция увеличения доли монголоидности с запада на восток. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев.
В конце 1-го тысячелетия до нашей эры за тысячи километров от этих мест происходили события, которые в корне изменили жизнь этого народа. На землях, которые сейчас принадлежат центральной и северной Монголии и южной Бурятии, проживали племена хунну. После поражения от Китая часть хунну двинулась на запад, дойдя до юга Западной Сибири, Средней Азии и Казахстана. Ненцы вынуждены были отойти к побережью Северного Ледовитого океана.
Примерно в XIII веке в Западную Сибирь началась миграция из центральных районов Казахстана и с Алтая древних тюркских племен, в первую очередь кипчаков. И вновь часть проживавших здесь народов вынуждена была сместиться к северу, оставшиеся смешалась с тюркскими племенами. Так началось формирование нового этноса Сибирских татар, образовавших в Западной Сибири Сибирское ханство. Барабинские татары, населяющие сейчас Новосибирскую область, произошли от смешения хантов с кипчаками, впоследствии влились в этот этнос и другие народы - волжские татары, калмыки.
До XV века тюркские племена Сибири подчинялись Золотой Орде. После распада Золотой Орды Сибирское ханство населяли преимущественно коренные монголоидные народы Северной и Центральной Сибири, смешавшиеся с пришедшими с юга и юго-востока тюркскими и монгольскими племенами. Несмотря на культурные сходства сибирских, астраханских и волго-уральских татар, сибирский тип все же выделяется антропологами как отдельный этнос. Сибирские татары (которых еще называли "белыми калмыками") всегда четко разграничивали своих и других татар, при этом имея дружественные отношения с ними.
После взятия в 1552 году Казани между Русским государством и Сибирью появляются границы, и отношения приобретают иной характер. Если раньше (в XIII- XIV веках) между Русским государством и коренными народами Западной Сибири существовал только товарообмен, то после походов Ермака Тимофеевича Аленина начинается процесс присоединения к территории Западной Сибири к Московскому царству. Так в конце XVI века в этих местах появились поселенцы (предположительно из Кукарской слободы Казанского уезда). Они построили деревню всего в одну улицу на левом берегу реки Обь - первое невоенное поселение колонистов из Московского Государства в стране "белых калмыков".
Москва имела довольно непростые отношения с хозяевами этих земель: несмотря на существование союзного договора, порой вспыхивали пограничные конфликты, часто переходящие в военные действия. Вливание не только тюркской и русской, но и уйгурской, башкирской, казахской и многих других кровей сделало современный этнический состав Сибирских татар весьма сложным. Например, в ряды сибирских татар влились "литовские татары", ранее служившие Великому Княжеству Литовскому.
Вообще же сибирские татары состоят из трех разрозненных этнических групп - томских, барабинских и тоболо-иртышских татар. Те, в свою очередь, тоже делятся на менее крупные группы: томские татары состоят из калмаков, чатов и эуштинцев; барабинские - из барабинско-чановской, кыштовско-усть-таркской и каргатско-убинской групп; тоболо-иртышские - из тюменской, тобольской, ясколбинской, курдакско-саргатской и тарской групп. Среди части сибирских татар были еще и более дробные деления на тугумные (генеалогические) группы. Например: куян ("заяц"), торна ("журавль"), пулмух ("дурноватый"), чунгур, шагир (личные имена), сарт, курчак, нугай (этнонимы) и др.
Всего сейчас сибирских татар насчитывается около 200 тысяч человек. А остальные татары Сибири являются выходцами из районов Поволжья, Приуралья и Узбекистана. Это прежде всего бухарские татары, казанские татары, мишари, кряшены и другие группы европейских татар. Что касается астраханских и крымских татар, то в Сибирском регионе их проживает немного. В наши дни часть поволжско-приуральских татар в Сибири тоже стали называть себя сибиртатарлар, то есть сибирские татары.
Интересны результаты исследования, проводившегося в 2000 году в поселениях татар в Сибири. Отличия между сибирскими, казанскими татарами и бухарцами видятся во внешности (антропологический тип представителей разных групп), языке, чертах характера и традициях.
Внешность: сибирские татары - "узкоглазые, маленькие, темнокожие", бухарцы - "более темная кожа, широкие скулы, более красивые", казанские татары - "похожи на русских, голубоглазые, большие глаза, кожа светлая, высокие".
Язык: сибирские татары - "искаженный, неправильный язык (в отличие от казанского, литературного), грубый акцент, больше глухих согласных", бухарцы - "говорят, как узбеки, по-старинному, их иногда нельзя понять", казанские татары - "язык правильный, литературный, мелодичный".
Черты характера: сибирские татары - "добрые, нежадные, мягкие, гостеприимные", бухарцы - "жестокие ", казанские татары - "трудолюбивые, жадные, замкнутые".
Обычаи: здесь основной упор в ответах делается на веру (мусульманскую), "у бухарцев вера глубже", у сибирских татар - сохраняются доисламские верования, " сибирские татары - язычники, до сих пор верят в куклы".
Путешественники, неоднократно посещавшие Обь-Иртышское междуречье, отмечали, что волость Бараба имела всегда преимущество перед всеми остальными волостями из-за знатности живших там людей, а также из-за числа ее жителей. Поэтому татары называли ее Улу-Бараба, и вся местность между Иртышом и Обью получила у русских название Бараба или Барабинской степи, а все прочие тамошние волости названы по ее имени Барабинскими волостями.
В настоящее время большинство барабинских татар в Новосибирской области проживают на территориях Барабинского и Чановского районов.
Другой коренной народ Новосибирской области - орские чаты. Это одна из диалектных групп томских татар. Чаты делятся на орских (обских) и томских. В настоящее время они компактно проживают на территории Колыванского района Новосибирской области в деревнях Юрт-Ора и Юрт-Акбалык. По данным переписи населения 1979 года численность чатов составляла всего 4,3 тысячи человек.
В XVI веке чаты жили в западных районах Барабинской степи и входили в состав Сибирского ханства, будучи вассалами или даже союзниками хана Кучума. После разгрома Кучума в 1598 году чаты приняли русское подданство и стали платить дань в город Тару, а со строительством города Томска перешли в подчинение к томским воеводам. К концу XVI века чаты переселились в Приобье, а в 1630 году их часть перекочевала в бассейн реки Томь и в район Черной речки. В результате образовались две локальные группы - томские и обские (орские) чаты, различия между которыми сформировались во второй половине XVII века.
В 80-х годах XIX века с отменой крепостного права был принят законодательный акт, декларировавший право на переселение крестьян, у которых земли было мало или не было вовсе. Могли также переселяться и сельские обыватели, и мещане. В конце XIX- начале XX веков с земель Украины в Западную Сибирь хлынули людские потоки. Изначально земельные участки здесь предоставлялись во временное краткосрочное пользование, но гражданская война, Октябрьская революция и прочие народные волнения вынудили людей остаться в Сибири. Потомки тех переселенцев считают Западную Сибирь своей Родиной.
В тот же временной период в рамках переселенческой политики российского правительства началось и массовая миграция в Западную Сибирь немцев. Массовое добровольное переселение продолжалось до 1914 года и сменилось полосой насильственных переселений и депортаций.
Третьим народом, также считавшимся аборигенным, были телеуты - потомки тюрков, селькупов и енисейских динлинов.
До появления Новосибирской ГЭС деревня Телеутская Землица располагалась рядом с Новосибирским Академгородком на месте Центрального пляжа. В деревне проживало около 200 человек, пасли скот, поклонялись березам в священной рощице. "Телеуты до сих пор являются довольно сильным этносом, - рассказывает лингвист Николай Уртегешев, ведущий сотрудник лаборатории экспериментально-фонетических исследований Института филологии СО РАН. - Пожилые женщины-телеутки до сих пор часто ходят в национальных костюмах. До недавнего времени многие девушки, выходя замуж за телеутов, изучали их язык ". Религия телеутов носила черты одновременно язычества и христианства. Согласно телеутской вере, судьбы мира вершат небесный бог Ульген и подземный Эрлик, который забирает души человека после смерти. Оба могут наказывать и одаривать подарками. Контакты с потусторонним миром и его жителями у телеутов происходят благодаря шаманам (камам). В доме у телеутов живут личные божества, деревянные и тряпичные куколки-эрюкены, которых нужно раз в год кормить кашей. " Иначе в семье могли возникнуть проблемы, вплоть до смерти близких".
После затопления территории рядом с ГЭС деревенька исчезла. Во время переписи 2002 и 2010 годов телеутами в Новосибирской области назвали себя всего 14 человек. Большинство телеутов (около 2500 человек) живут сейчас в Кемеровской области. Поэтому можно констатировать исчезновение этого народа на территории области.
В настоящее время в Новосибирской области проживают русские и немцы, украинцы и татары, казахи и калмыки и другие большие и малые народы. Миролюбиво относятся друг к другу, и каждый по праву считает эти земли своим домом.
Связанные статьи: Коренные народы Сибири Серии статей "История древних народов"
|