SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 15.01.2015

Мурочинский дацан

Расположение: Республика Бурятия

посмотреть на карте

Мурочинский дацан расположен в Республике Бурятияв недалеко от села Мурочи на правобережье реки Чикой в 60 километрах восточнее города Кяхта. Это самое древнее буддийское святилище на территории западного Забайкалья.

В 15 метрах от трехэтажного каменного Цогчен-дугана - главного храма монастырского комплекса - находится субурган "Лхабав" ("Нисхождение Будды Шакьямуни со свитой с неба Тушиты"). За субурганом расположена небольшая роща, где на деревьях повязаны хий-морин, хадаки. На юго-восток от главного храма расположен дуган, в котором хранится зеленая лошадь Будды Майтрейи. На юго-запад от главного храма находится дуган, в котором хранится камень, с высеченными на нем молитвами на тибетском языке.

Мурочинский дацан, ранее называвшийся Цонгольский или Хилгантуйский, (тибетское название "Балдан Брайбулинг" означает "Совершенное собрание плодов буддийского учения") принадлежит к числу старейших бурятских дацанов Забайкалья. На проходившие в Мурочинском дацане большие хуралы, молебны, обряды съезжались верующие из Селенгинского района и Бичурского района Республики Бурятия и соседней Читинской области. Приезжали и жители окрестных русских сел для излечения от различных болезней.

История дацана начинается в 1741 году, когда в 12 верстах от ныне действующего храма, в местности Хилгантуй, для проведения богослужений был установлен огромный войлочный шатер, в котором стали проводиться первые службы. В 1758 году здесь был построен деревянный Цонгольский Дацан, состоявший из главного Цокули-дугана и шести малых храмов – сумэ. Дацан строился по проекту хамбо-ламы, в его строительстве участвовали бурятские мастера храмовой росписи, а также русские плотники. Здания храма выделялось своими размерами, его храмы соответствовали по размерам главному храму Тамчинского (Гусиноозерского) Дацана. В 1772 году Дацан посетил русский ученый-естествоиспытатель Петр-Симон Паллас, отметивший не только значительные размеры сооружения, но и высокое мастерство народных художников. В начале XIX века были построены еще четыре малых храма, а рядом с Дацаном возник монастырский поселок.

В библиотеке Дацана были собраны уникальное собрание трудов буддийских философов, работала школа хувараков, где обучались будущие священнослужители. В эту школу приезжали учиться из всей Бурятии, так как каждая бурятская семья отправляла в Дацан одного из своих сынов.

По причине того, что место, где стоял Дацан часто затапливали паводковые воды, в 1908 году съезд родовой знати прихода решил возвести новое каменное здание Дацана на новом месте, куда было перенесено несколько зданий старого Дацана. Новый храмовый комплекс был значительно крупнее и богаче прежнего. Главное трехэтажное здание было размерами 30 на 39 метров, к нему от ворот вела мощеная полоса "священного пути", а вокруг располагалось семь малых храмов. Еще три храма располагались за пределами ограды. Вдоль дорожек и по периметру двора были высажены аллеи деревьев, а от подножия горы Хумунэ-Убур был проведен деревянный водопровод.

Советская история Цонгольского дацана является одним из самых кровавых пятен в истории Бурятии. В 1930-е годы повсеместно происходила национализация имущества дацанов, сопровождавшаяся разрушением культовых построек, варварским уничтожением священных книг на тибетском и монгольском языках, буддийских реликвий. Суровым репрессиям подверглось большинство ламаистского духовенства, голословно обвиненное в связях с японским фашизмом и разжигании мировой священной войны. Многие ламы были расстреляны, другие были сосланы в концентрационные лагеря Красноярского края и Колымы.

В 1950-е годы было совершено новое злодеяние. Мурочинский дацан был разрушен до основания, "подготовив место для строительства новой, счастливой жизни". В реальности же произошло обратное. Многие некогда-то благополучные улусы, имевшие в прошлом с дацаном обширные узы, начали хиреть, а некоторые, как и храм, исчезли с лица земли.

Но все-таки за несколько лет не удалось разрушить накопленные веками народные обычаи и традиции. Несмотря на запреты, буряты продолжали принимать участие в религиозных обрядах, не утратили веру в возрождение духовной святыни народа.

В июле 1991 года в дни празднования 250-летия официального признания буддизма в России в селе Мурочи состоялось освящение дугана, построенного на месте самого крупного в Бурятии Цонгольского дацана. В освящении его принимали участие досточтимый Кушок Бакула Римпоче - старейший тибетский лама, долгое время прослуживший послом Индии в Монголии, а также Жадо Римпоче - ныне настоятель Намгял дацана в Индии (центральная резиденция Далай-ламы XIV).

Новый трехэтажный главный храм дацана, своему внешнему виду, архитектуре и размерам этот храм не уступающий прежнему, начал строиться в июле 1992 года.

Сейчас в дацане служат 10 лам, закончивших высшие духовные заведения Бурятии и Монголии.

Недалеко от основного храмового комплекса у священной скалы в местности Ранжур, на которой проявляется молитвенная надпись "Ом мани падме хум", построен Дуган "Арьябала", в котором также проводятся службы. Эта надпись была открыта первым настоятелем Дацана более 200 лет назад, а место стало целью паломничества буддистов из всей Центральной Азии и Забайкалья. Это одно из двух уникальных мест-святынь буддизма в мире, в которых Будда оставил свой знак. Второе такое место есть в Непале. У скалы ныне ежедневно проводятся медитации. Мурочинский дацан открыт для посещений.