SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 24.09.2015

Петроглифы Алды-Мозага

Расположение: Республика Тыва

посмотреть на карте

Местонахождение петроглифов Алды-Мозага расположено в Саянском каньоне на правом берегу Енисея, в устье его притока реки Чинге. На противоположном берегу Енисея находится древнее урочище Мугур-Саргол, получившее известность благодаря замечательным наскальным рисункам, выбитым на прибрежных скалах.

Значительное количество петроглифов сосредоточено также выше по течению Енисея (Улуг-Хема) на левом берегу реки Чинге, где над Чингенской воронкой отвесные склоны горы Устю-Мозага высотой около 50 метров круто обрываются в воду.

Наскальные изображения на горе Алды-Мозага были открыты С.В.Макаровым в 1956 году в ходе изыскательских работ в зоне затопления будущего водохранилища. Здесь у подножия горы Алды-Мозага на берегу Енисея был обнаружен камень, испещренный петроглифами. Позднее в районе устья реки Чинге на противоположном берегу на левобережных скалах были также были обнаружены наскальные рисунки. С.В.Макаров написал об этом в своем дневнике: "человеческие рожи, выбитые довольно резко". Он также обратил внимание, что изображения "обращены к воде, похожи на лица, срисованные на валуне в устья Чинге на правом берегу". Так состоялось открытие уникального местонахождения петроглифов - древнего святилища Мугур-Саргол, материалы которого в настоящее время полностью опубликованы, а камни с изображениями частично вывезены за пределы зоны затопления.

В 1974 и 1975 годах на правобережье Енисея базировалась группа Института археологии АН СССР, занимавшаяся копированием наскальных рисунков. С этого времени на памятнике Алды-Мозага регулярно производит работы отряд по изучению петроглифов Саяно-Тувинской экспедиции.

Гора Алды-Мозага высотой около 25 метров протянулась вдоль Енисея. Ее восточный склон круто обрывается к устью реки Чинге, южный склон ниже впадения Чинге в Енисей отвесный, затем он становится относительно пологим. С северной и западной стороны к подножию горы примыкает прибрежная долина изрезанная сетью пересохших русел давно уже не функционирующей оросительной системы с древними курганами.

На горе Алды-Мозага зафиксировано и описано свыше 150 камней с изображениями. Датировка рисунков отхватывает период от эпохи бронзового века вплоть до этнографической современности.

На скалах представлены как отдельные фигуры, главным образом изображения животных, так и целые композиции хищников, преследующих копытных, сцен охоты и культовых действий. Некоторые рисунки трудноразличимы, выполнены тонкими резными линиями. Это дает основание установить, что древние художники в ряде случаев тонкой резной линией намечали абрис фигуры, а затем уже забивали пространство внутри контура точечными ударами.

Расположение памятников Алды-Мозага и Мугур-Саргол в непосредственной близости друг от друга, но на разных берегах бурной реки, естественно, ставит вопросы определения их хронологического соотношения c культурно-исторической атрибуцией. Установлено, что часть петроглифов горы Алды-Мозага синхронна основному, раннему пласту наскальных изображений Мугур-Саргола, хотя вряд ли можно считать эти два местонахождения единым комплексом: памятники хотя близки по времени и сюжетам, но различия в них тоже достаточно ощутимы.

Специфическими сюжетами, свойственными святилищу Мугур-Саргол, являются изображения личин-масок, прямоугольных жилищ с примыкающими к ним загонами, а также ямок-лунок и чашеобразных углублений. Иногда все три характерных сюжета встречаются в композиционной связи на одной скальной плоскости. Отличительной особенностью личин в ряде случаев является завершение одного рога окружностью с ямкой-лункой в центре, другого - квадратом, который трактуется как изображение жилища.

Примечательнор, что на левобережье на святилище Мугур-Саргол обнаружено около 250 личин, то среди петроглифов Алды-Мозага их менее 40. Однако главное различие заключается не в количестве масок, а в их типологических характеристиках и в расположении на скалах. Для личин Мургур-Саргола характерно преимущественное расположение вблизи воды на обращенных к Енисею плоскостях. На местонахождении Алды-Мозага часть личин расположена таким же образом, у воды "лицом к реке", однако имеется ряд изображений, находящихся в удалении от реки или высоко над Енисеем. Вероятно, здесь сохраняется та же закономерность, что и на святилище Мугур-Саргол: чем ближе личины-маски расположены к воде, тем они древнее. Видимо, первоначально были созданы личины, находящиеся непосредственно у воды и глядящие незрячими глазами на реку.

Представляется, что только эта часть личин-масок Алды-Мозага синхронна мугур-саргольским, в целом же личины на правобережье Енисея были созданы в более позднее время. Как правило, это своеобразные индивидуальные формы, не находящие аналогий среди личин Мугур-Саргола.

Также для петроглифов Алды-Мозага не характерны рисунки жилищ. Здесь имеется только одно изображение жилища, тогда как на святилище Мугур-Саргол известно около 100 таких рисунков.

Самым обычным, наиболее часто встречающимся сюжетом петроглифов горы Алды-Мозага, также, как и других местонахождений Саянского каньона, являются горные козлы, хотя на местонахождении Алды-Мозага они изображены в основном схематически, условно. Своеобразную группу составляют рисунки козлов скифского времени, изображенных в характерной позе "внезапной остановки" с обозначенным круглым глазом. Они встречаются наряду со столь характерными для центрально-азиатского наскального искусства фигурами оленей, выполненными в стиле оленных камней.

Стоит отметить, что на горе Алды-Мозага чаще, чем на других местонахождениях Саянского каньона, древние художники выбивали фигуры быков с поклажей на спине.

На прибрежном скальном выходе зафиксирована композиция гуннского времени, на которой в образной форме представлен круговорот жизни. В верхней части с востока, символизирующего начало жизни, на запад, ассоциирующийся с ее угасанием, смертью, мчатся животные в окружении солярной символики, подчеркивающей смысл всей композиции. Внизу, где движение идет в противоположном направлении, представлен невидимый подземный мир, недаром здесь изображен житель подводного мира - хариус.

Среди антропоморфных изображений выделяются фигуры в широкополых шляпах. В единственном случае шляпа не обозначена, а сама голова непропорционально большая. Фигуры изображены в определенной позе: туловище в фас, согнутые в коленях ноги в профиль, часто с оттянутыми вниз носками, в одной руке человек держит лук, а другая на поясе, у бедра висит предмет по большей части округлых очертаний, в одном случае этот предмет как будто висит на руке человека.