Новоромановская писаница
Расположение: Кемеровская область
посмотреть на карте
Новоромановская писаница находится напротив села Новороманово Юргинского района Кемеровской области на правом берегу реки Томь в устье реки Долгая.
Комплекс состоит из трех, вероятно, самостоятельных памятников.
Первый, названный "Первой Новоромановской писаницей" (встречается также название "Новоромановские Писаные камни"), был открыт студентом А.Корчугановым в 1967 году. В том же году петроглифы писаницы были исследованы и скопированы сотрудниками лаборатории археологических исследований Кемеровского педагогического института В.В.Бобровым, Ю.М.Бородкиным и Э.И.Биглером под руководством заведующего лабораторией А.И.Мартынова. Местонахождения петроглифов начинаются примерно в 50 метрах от устья реки Долгой, общая протяженность памятника составляет не менее 150 метров. Основной массив изображений локализуется на валунах, расположенных непосредственно у уреза воды. Часть петроглифов памятника находится на высоте от 4-5 до 10-12 метров от уровня реки на вертикальных плоскостях скальных выходов, расположенных выше по течению от основного скопления рисунков.
В результате проводившихся исследований в 1991 году экспедицией музея-заповедника "Томская Писаница" была выделена "Верхняя Новоромановская писаница", хотя чаще всего она не отделяется от Первой Новоромановской писаницы.
Третий памятник ("Вторая Новоромановская писаница") был открыт в 1993 году И.Д.Русаковой и Е.С.Бариновой. Писаница расположена в 700 метрах ниже по течению реки Томи от устья реки Долгой. Состоит из трех местонахождений петроглифов, общая протяженность которых составляет около 340 метров. Петроглифы расположены сравнительно низко над водой, однако отдельные рисунки находятся на высоте 4-5 метров. Плоскости ориентированы преимущественно на юго-запад.
В 2007-2008 годах совместной экспедицией Института экологии человека СО РАН и музея-заповедника "Томская Писаница" для полноценного документирования петроглифов Новоромановской писаницы скальные поверхности с рисунками были расчищены от лишайников и мхов и скопированы заново.
Среди сохранившихся петроглифов Новоромановской писаницы встречаются изображения животных (лосей, медведя), рыбы (до сих пор в Притомье был известен единственный рисунок рыбы на Томской писанице), изображения людей (лыжник, "солнцеголовый" персонаж с выраженными "женскими" признаками, антропоморфные существа), личины.
Петроглифы преимущественно выполнены в технике контурной точечной выбивки.
На Новоромановских писаницах представлено несколько устойчивых композиций, характерных для наскального искусства эпохи неолита – ранней бронзы. Основная масса изображений относится к различным периодам эпохи бронзы, и лишь небольшая часть рисунков может быть отнесена к более позднему хронологическому пласту.
В целом датировка петроглифов Новоромановской писаницы дискуссионна.
Наиболее древние рисунки "по аналогии с рисунками Томской писаницы" датируются концом неолита (III тысячелетие до н.э.). "Аналогичные изображения лосей на Томи, да и на других писаницах Сибири, обычно датируются эпохой неолита" (Е.С.Баринова, И.Д.Русакова, 1995). Такая аргументация в устах ученых звучит, по меньшей мере странно. В качестве датирующей параллели Е.С.Баринова и И.Д.Русакова представляют композицию с одной из плит могильника Каракол, включающую рисунки шагающего лося и "солнецеголового" антропоморфного существа. При этом они опираются на весьма расплывчатую датировку, предложенную В.Д.Кубаревым для этого захоронения: "период охотников" или "период лося" (IV - середина III тысячелетия до н.э.).
Другая группа петроглифов, схожая с кулайской пластикой, относится к V веку до н.э. - IV веку н.э. Однако существование на территории Нижнего Притомья племен, связанных с носителями кулайской культуры, вызывает сомнение, поэтому большинство ученых лишь осторожно говорят о том периоде раннего железного века, которым датируются кулайские древности.
Петроглифы Новоромановской писаницы подвержены воздействию паводковых вод и льда в периоды ледохода и разлива реки. Поэтому сохранность ряда петроглифов очень плохая, часто рисунки сохранились лишь фрагментарно, а многие изображения практически не различимы на фоне скальной поверхности.
|