SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.03.2020

Скифы: Скифская культура

Скифо-сибирская культурно-историческая область сформировалась на единой генетической подоснове: на базе культур, так или иначе восходящих к срубно-андроновской культуре эпохи поздней бронзы.

Формирование "скифо-сибирского мира" происходило в условиях сходной степной среды обитания и одинакового уклада жизни данных культур (кочевого скотоводства). В плане уклада жизни несколько особняком стоит тагарская культура оседлых или полуоседлых скотоводов. Дополнительным фактором распространения сходных форм материальной культуры на гигантских пространствах евразийской степи стала мобильность обитавших здесь кочевых народов, обусловившая быстрое установление межкультурных контактов. Этот процесс усиливался отдельными крупными степными миграциями (в основном направленными с востока на запад).

Все эти факторы в совокупности обусловили быстрое распространение по всему поясу евразийских степей общих принципов ведения хозяйства, быта, вооружения и конского снаряжения - важнейших компонентов материальной культуры воина-кочевника. Основным отличительным признаком скифской культуры является наличие у создавшего ее населения специфического комплекса вещей (так называемая "скифская триада"), в который входят определенные формы вооружения, конского снаряжения и специфического зооморфного прикладного искусства - изображений в скифском (скифо-сибирском) "зверином стиле", преимущественно украшавших вещи именно этих категорий.

Скифо-сибирский звериный стиль - прикладное зооморфное искусство скифской культуры, представляющий собой неотъемлемый элемент "скифской триады". Он характерен на всем пространстве скифской культурно-исторической области (от Дуная до Южной Сибири). Едиными чертами "звериного стиля" является унифицированный набор образов (копытные звери, хищные звери, птицы и фантастические животные), причем, в строго определенных позах и композициях. Этому художественному направлению свойственны специфические приемы стилизации, в первую очередь акцентирование определенных деталей изображения в ущерб другим элементам, вероятно, в магических целях.

В скифо-сибирском "зверином стиле" находят отражения культ солнца и огня, а также трехчастная концепция мироздания. Кроме того, в основе звериного стиля, вероятно, присутствовали и более древние тотемические и магические представления, специфичные для каждого этноса в рамках скифо-сибирского мира. Отсюда разнообразие предпочтений в выборе видов животных внутри четырех названных типов персонажей (копытные, хищники, птицы и фантастические животные). В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя.

Культ солнца, часто отождествляемый с оленем находит отражение в изображениях солнечного божества в виде летящего золотого оленя. Символами солнца у древних народов скифо-сибирского мира кроме этого были распространенные в степях золотые бляшки, встречаемые в погребальных комплексах и на оленных камнях (каменных стелах) в виде кругов, где солярные символы изображены рядом с летящими оленями.

Однако скифский мир, не смотря на очевидное сходство, не был однородным. В каждом отдельном регионе "скифского мира" существовала индивидуальная кочевническая культура со своим вариантом "скифской триады", связанная с конкретными историческими и природными условиями и соответствующая конкретному этносу или группе этносов.

Погребальные обряды

Подавляющее большинство погребений скифской культуры находятся под земляными курганами, величина которых зависела от социального положения погребенного. Социальное расслоение скифского общества, очевидно, было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огромные царские курганы скифов, саков, курганы пазырыкского типа на Алтае, а также возникновение целых комплексов, состоящих из укрепленных поселений и отличающихся особым устройством и богатством инвентаря могильников. Примерами "царских" курганов могут служить монументальные погребальные комплексы типа Аржан в Туве, Салбыкские курганы в Хакасии, Пазырык на Алтае, Келермес на Украине и Иссык в Казахстане. Социальный фактор был порожден новой эпохой, в то же время он способствовал образованию единства. Этот фактор играл особую роль в степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железа вплоть до V века до н. э., когда активно шел процесс формирования идеологического, социального и военного лидерства.

Как правило, захоронения совершались в прямоугольных или квадратных ямах с деревянным перекрытием, в катакомбах, иногда в деревянных гробницах и каменных склепах, причем известны случаи строительства склепов на поверхности земли с последующим сооружением кургана. Курганная насыпь могла дополняться каменной стеной (крепидой), могла окружаться рвом, в котором обнаруживаются следы жертвоприношений и иных ритуально-поминальных действий.

Погребенного, как правило, укладывали на спину, в вытянутом положении, реже, с подогнутыми в коленях ногами, которые заваливались в сторону. Чаще погребенные обращены головой на запад, но практиковалась ориентировка и в других направлениях.

В ряде курганов вместо останков обнаруживается пепел, что указывает на традиции трупоположения, что характерно практически для всех культур эпохи раннего железного века. Значительно реже, чем трупоположение, встречается кремация на месте: сожжение деревянной гробницы вместе с покойным, что характерно главным образом для северо-причерноморской лесостепной зоны Там же известны отдельные захоронения с инвентарем скифского облика, которые произведены по обряду кремирования на стороне с последующим помещением праха на дно могилы. В ряде захоронений в Саяно-Алтае и Тариме тела были мумифицированы.

Человеческое погребение могло сопровождаться захоронением одного или нескольких взнузданных коней - в той же могиле или отдельно. В некоторых случаях обнаружены остатки колесниц. Кроме того, погребения знати часто содержали захоронения преднамеренно умерщвленных зависимых людей.

Погребальный инвентарь обычно включает предметы вооружения, узду, украшения, сосуды, погребальную пищу, в основном, это кости мелкого рогатого скота.

Инвентарь погребений скифских вождей и аристократов, помимо вещей собственно скифских типов, нередко включают в себя многочисленные импортные изделия, среди которых выделяются шедевры античной торевтики, изготовленные, очевидно, по скифскому заказу или в расчете на вкусы скифской знати.

Одежда и вооружение

Мужчины, как правило, носили штаны-шаровары, рубахи и кафтаны-куртки, мягкие сапожки и остроконечные шапки-башлыки, женщины - длинные платья, башлыки или конические и усеченно-конические головные уборы. Одежда богатых людей могла быть обшита золотыми бляшками. Украшениями служили также бусы, височные привески и булавки, гривны и браслеты, украшенные в "зверином стиле".

Бронзовые зеркала входили как в состав погребального инвентаря, так и являлись не только предметом туалета, но и сакральным объектом. Самые ранние зеркала имеют с обратной стороны вид сковородки с поднятыми бортами. Ручка находилась в центре и представляла собой петельку или два столбика, увенчанных бляшкой. Затем появились зеркала с длинной боковой бронзовой ручкой и изображениями в скифском зверином стиле. Еще позднее распространились зеркала без бортиков, с боковыми рукоятями, похожими на рукояти скифских мечей, а также с прямоугольными костяными ручками. Наряду с зеркалами важными культовыми объектами являлись навершия ритуальных шестов. В основном они были бронзовые литые, с прорезными погремушками либо с подвешенными колокольчиками. Обычно навершия увенчивались головой или фигурой животного.

Наибольшую изобретательность создатели скифской культуры проявили в разработке наступательного и оборонительного вооружения.

Широкое распространение имели так называемые акинаки - железные двулезвийные мечи и кинжалы. Мечи чаще были короткими, колющими, но известны и длинные колюще-рубящие мечи. По характеру навершия и перекрестья, по форме ножен они были сходны по всему скифо-сибирскому миру от Дуная до Центральной Азии и различались лишь декором и материалом, так савроматы и их ближайшие соседи делали акинаки из железа, тогда как в Южной Сибири до середины I тысячелетия до н.э. преобладало бронзовое оружие. Рукоять типичного скифского акинака изначально имела навершие в виде поперечного бруска с четкими углами, но со временем четкие углы стали скругляться, встречаются овальные навершия и навершия в виде встречных волютообразных выступов, в том числе когтевидных или в виде голов хищных птиц. Перекрестье было почковидное, бабочковидное или треугольное. Акинаки носили в деревянных ножнах, обтянутых кожей. Рукояти и ножны акинаков могли обкладываться золотыми пластинами и украшаться в скифском зверином стиле, а наиболее дорогие из них - также сюжетами и мотивами греческого и переднеазиатского искусства.

Основным оружием дальнего действия у скифов был лук. Находки сохранившихся луков единичны в силу не долговечности органических компонентов. Поэтому скифский лук известен в основном по описаниям античных авторов и по изображениям в древнегреческом, скифском и передневосточном искусстве. Короткий, длиной от 60 сантиметров до 1 метра, выгнутый в двух местах подобно сглаженной букве "W", он состоял из нескольких деревянных пластин или прутьев, обмотанных корой, иногда со срединной костяной накладкой и с костяными или роговыми завершениями, с сухожильной тетивой. Стрелы длиной 60-70 сантиметров имели наконечники из бронзы (реже из железа и кости). Сначала двухлопастные (часто с шипом в основании пера на втулке), наконечники стрел были позднее заменены трехлопастными, со временем становясь все более легкими, узкими и длинными. Луки такой формы были для воина-всадника того времени оптимальным вариантом стрелкового оружия. Поэтому уже к концу VII века до н.э. они были взяты на вооружение армиями переднеазиатских государств, куда скифы совершали свои набеги, а также армиями в Центральной и Западной Европы.

Скифы применяли также боевые топоры-секиры с нешироким лезвием и молотковидным обухом. Топоры-чеканы стали даже чем-то вроде обязательного атрибута одежды мужчины, подобная традиция прослеживается, например, в пазырыкской и тагарской культурах Сибири.

Основу оборонительного скифского доспеха составлял чешуйчатый панцирь. При его изготовлении использовались многочисленные бронзовые и железные пластинки, частично перекрывавшие друг друга и крепившиеся с помощью кожаных шнурков или жил на кожаную основу, образовывая покрытие, подобное рыбьей чешуе. Панцирь служил преимущественно для защиты груди, встречаются доспехи, защищавшие весь корпус, включая руки и ноги. Применялись также защитные пояса из кожи, иногда с нашитыми металлическими пластинами.

Один из важнейших видов скифского доспеха - шлем. В раннее время это была бронзовая полусферическая каска с ребром по темени и глубоким лицевым вырезом в виде дуг над бровями. Позднее широко применялись башлыкообразные чешуйчатые шлемы с железными пластинками на кожаной основе.

Весьма прогрессивным был скифский комплекс конского снаряжения. Удила в ранний период имели стремечковидное оформление внешних петель, делались из бронзы или железа и соединялись с трехдырчатыми псалиями из тех же материалов или из кости. Затем их сменили кованые железные удила с загнутым внешним концом, соединявшиеся с двудырчатыми псалиями из железа или бронзы. Для крепления уздечных ремней, для защиты и украшения боевого коня служили различные бляхи, нащечники, налобники и наносники (в основном бронзовые), часто оформленные в скифском зверином стиле.

Предметы быта

Сосуды скифской культуры представлены прежде всего лепной керамической посудой. В основном это сфероподобные сосуды: кухонные горшки и черпаки. Глиняная посуда украшалась налепными украшениями либо имела прочерченный линейный орнамент. Известна также деревянная посуда, ритуальные полусферические чаши с золотыми обкладками и др.


Оглавление:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы: А.И.Мартынов "Первичные цивилизации и скифо-сибирский мир (система взаимоотношений)", А.В.Галкин "Русские не Славяне"


Связанные статьи: