SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 12.07.2014

Древние тюрки: Голубые тюрки и уйгуры

С перипетиями тибето китайской войны достигшей в 679 году своей кульминации, было связано усиление антикитайских настроений среди западных и восточных тюрков. Имперское правительство великолепно понимало, что в степи не будет порядка до тех пор, пока тибетцев снова не оттеснят в горы. Война закончилась в 695 году. Победа осталась за империей, но она запоздала. Тибето китайской войной воспользовались потомки восточных тюркютов - голубые тюрки, среди которых 50 лет зрело недовольство, повлекшее взрыв страстей и кровопролитие.

Восточную часть Горного Алтая ныне населяют теленгиты, "костяк" которых сохранил свое старое название - толос. На севере теленгиты соседят с черневыми татарами (йиш кижи), на востоке - с тувинцами, на юге - с казахами, а на западе - с собственно алтайцами (алтай кижи). Высокие хребты с трудными перевалами создают естественные границы района, населенного теленгитами, и в значительной мере способствуют сохранению ими некоторой доли самобытности, выражающейся как в языке (теленгитское наречие алтайского языка содержит большое количество монгольских элементов), так и в противопоставлении себя прочим алтайским племенам.

Телесами называют себя северные теленгиты, населяющие долины Чулышмана, Башкауса и Улагана. Этот район отделен от южного высоким плато, вдобавок пересеченным двумя горными речками - Кубадру и Чибитсу. Южные теленгиты живут по нижнему течению реки Чуя до впадения ее в Катунь, самоназвание их чуй кижи (чуйские люди).

Маленький народ, запрятавшийся в высоких горах, совсем потерялся бы для истории, если бы не оставил памятников, переживших его. Когда тюркюты в VII веке пришли на Алтай, то их врагами были, с одной стороны, аборигены - алтайцы, а с другой - степные племена, предки казахов. Очевидно, тюркюты в VII IX веках вели борьбу на оба фронта, что и отразилось в изображении балбалов - каменных идолов. Если это справедливо, то следует отметить, что борьба со степью была более удачной, так как из 486 балбалов, изученных нами, 329 остроголовы, а 157 плоскоголовы. Казалось бы, малозначимый факт, но он отражает важный этнографический признак - головной убор. Степняки и посейчас носят островерхий малахай, а алтайцы - плоскую круглую шапочку. Очевидно, внезапные набеги на степные кочевья проходили успешнее, чем упорная борьба с горцами, знающими каждое дерево в лесу и каждый камень в ущельях.

За двести лет, проведенных в новой среде, народ не мог не измениться. Первоначальная идея восстановления былого могущества, загнавшая тюркютов в Алтайские горы, оказалась несостоятельной, время обмануло их надежды. Когда в степи настала анархия, то ею воспользовались не тюркюты, а кидани, тюркюты же больше никогда не выступали на политической арене. Почему? На это нам ответит физическая и экономическая география.

Тюркюты были искони степным, скотоводческим народом. Первоначальное их местонахождение на южных склонах Большого Алтая не лишало их возможности использовать степные пространства, а лес служил им лишь дополнением к основному виду хозяйства - кочевому скотоводству. Загнанные в горы, они сохранили основу своего быта - стада, но площадь пастбищ была ограничена северными склонами речных долин. Численность стад не могла не сократиться, и тюркюты принуждены были дополнять свои источники питания охотой, но не облавной, степной охотой, которая весьма эффективна, а трудоемкой индивидуальной - лесной. Народ, приспособляясь к новым условиям, должен был создать, новый тип хозяйства, которое обеспечивало его значительно хуже, чем прежнее. Не меньшей затраты сил требовала борьба с климатом Алтайского нагорья, столь же суровым, как и климат сибирского Заполярья.

В результате народ приобрел новые качества, но, естественно, утерял старые. Из воинственных кочевых скотоводов выработались свободолюбивые оседлые скотоводы. Короче говоря, тюркюты стали телесами. Перелом этот падает на середину IX века, когда посольства в Китай они стали считать отжившей традицией, требующей к тому же бессмысленной траты сил. Однако этот небольшой народ еще мог постоять за себя. Несмотря на то, что найманы охватили владения телесов с востока и запада, им не удалось овладеть восточной частью горного Алтая. Это видно из того, что в "Юань чаомиши" телесы упоминаются в числе суверенных племен, покоренных в 1207 г. Джучи ханом. На этом самостоятельность телесов прекратилась.

На севере, в только что разгромленной степи, и на юге, в завоеванном во время гражданской "справедливой войны" Китае, бурно шли восстановительные процессы. По обе стороны пустыни Гоби складывались новые народы - голубые тюрки и уйгуры, близкие по образу жизни, своеобразные по устремлениям и культуре.

Степь - место, пригодное для жизни. Центральная часть степи пересечена горными хребтами, поросшими лесом, что создает разнообразие ландшафта и богатые возможности для развития хозяйства. Но с севера к степи примыкает тайга - место, для жизни очень мало пригодное, а для развития хозяйства предоставляющее минимальные возможности. "Таежное море" - самое подходящее название для лесного массива, отделяющего лесостепь от лесотундры - обиталища циркумполярных племен. Степь языками проникает на север, и наибольшим по своему значению был в VII VIII веках район верховьев Енисея. Там создавалась окраинная культура кыргызов, равно не похожая ни на тюркскую, ни на уйгурскую. Несмотря на сходство языка и письменности, кыргызы по некоторым своим особенностям были далеки и от тюрок, и от уйгуров. Они как бы занимали третью вершину равностороннего треугольника, представлявшего тем не менее единую целостность, гармоническую напряженность непрекращающейся борьбы, обусловливающей общее развитие.

Кыргызы на севере, востоке и северо западе граничили с народами, вернее, племенами, не имевшими ничего общего со Срединной Азией. Эти древние сибиряки не составляли никакой целостности, которая могла бы противопоставить себя соседям и найти общий язык друг с другом. Этническое разнообразие Сибири в VIII веке было значительно больше, чем в XVIII веке Подобно тому, как на Кавказском хребте нашли себе приют многочисленные осколки различных народов, так и в сибирской тайге продолжали существовать осколки племен, за 2000 лет перед этим стоявшие на пути интенсивного развития. Непосредственная близость кыргызской территории к племенам сибирской тайги наряду с природными условиями определила возможности и направление развития кыргызской державы. Кыргызское ханство было объединением нескольких племен, во главе которого стоял каган.

Это была эпоха подъема Телесев, когда шел процесс усложнения быта, идеологии и социальных отношений. В эту эпоху рождались герои. Часть их погибла для исторической памяти, но некоторые, сведения о которых попали в китайские летописи, сохранились для потомства.

Численный состав племен был ничтожен. Когда в 688 году уйгуры выступали против тюрок, за свою независимость, то они выставили всего 6 тысяч воинов. Надо думать, что в такой ответственный момент на войну поднялись все боеспособные мужчины, то есть 20% населения. Значит, численность всего населения была около 30 тысяч человек. Но ведь это было самое крупное племя, другие были значительно меньше. Следовательно, надо полагать, что были племена по несколько тысяч и даже по несколько сот человек.


Оглавление:
  • Вступление
  • Предыстория
  • Телесское ханство - Гаогюй
  • Потомки волчицы
  • Разгром Жужани
  • Первый Тюрксий каганат
  • Отношения с Византией и Персией
  • Внутри Каганата
  • Распад Первого каганата
  • Мировая война VII века, гибель Каганата
  • Голубые тюрки и уйгуры
  • Восстание тюрок
  • Воссозданный каганат
  • Падение Второго Каганата
  • Уйгурский каганат

    © Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

    В статье использованы материалы книги Л.Н. Гумилева "Древние тюрки"