Перевал Чике-Таман
Расположение: Республика Алтай, Онгудайский район
посмотреть на карте
Перевал Чике-Таман расположен на Чуйском тракте в 65 километрах южнее Семинского перевала на восточном отроге Теректинского хребта, являющемся водоразделом рек Малый и Большой Ильгумень. Подъем на перевал начинается от села Хабаровка, спуск заканчивается у села Купчегень. Высота перевала составляет 1295 метров, продолжительность спуска и подъема 4 километра.
Название перевала Чике-Таман переводится как "плоская подошва", однако довольно часто можно встретить неверное написание названия перевала "Чике-Аман", что означает "Здравствуй, гора".
Полотно дороги перевала Чике-Таман идет по крутому склону горы по срезу, прорубленном в отвесных гранитных массивах: с одной стороны дорога ограничена высокими крутыми скалами, с другой - глубокими почти вертикальными обрывами, самые опасные участки которых огорожены бетонным барьером. На людей, непривычных к горным дорогам, этот перевал производит очень сильное впечатление.
На вершине перевала находится смотровая площадка с палатками, где можно купить традиционные для Алтая сувениры, предметы народного промысла, мед и кедровые орехи. С площадки открывается великолепный вид на громады горных хребтов, скалы и дорогу, петляющую внизу. Здесь же, на вершине Чике-Тамана стоит лиственница, на ветках которой повязаны белые ленты. Это так называемое шаман-дерево, которое в Горном Алтае можно встретить на всех перевалах, а также у ручьев и источников. Путники издавна повязывали ленточки в благодарность духам места, в память о тех, кто остался дома, и тех, кто ждет впереди. Ранней весной северные склоны перевала окрашиваются в нежно розовый цвет от зарослей цветущего маральника, а на южных склонах расцветают желтые алтайские тюльпаны.
В районе перевала Чуйский тракт превращается в горный серпантин, который в прежние времена был очень сложным и опасным. Да и сейчас перевал Чике-Таман считается самым сложным местом на Чуйском тракте. В.Я.Шишков в начале XX века так описывал перевал Чике-Таман: "Чике-Таман. Прежде всего изречение, нацарапанное на придорожном столбе, на самой вершине перевала рукою отчаявшегося ямщика: "Ета не Чике-Таман, а Черт-Атаман, сорок восемь грехов". Чике-Таман - огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегема, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную к горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на сто шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между двумя крайними точками подъема и спуска всего одна верста. Все эти отдельные зигзаги тракта коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики. Телега в закруглениях иногда не может повернуться: колеса висят ни над чем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз. На самой вершине перевала стоит крест, водруженный проезжавшим здесь архиереем, а напротив его, по другую сторону дороги развиваются на ветвях лиственницы ленточки - благодарственная жертва инородцев за благополучный переход богам (так называемая "джалама"). Да и сейчас на самой верхней точке Чике-Таманского перевала растет дерево, все веточки которого повязаны тряпочками – на счастье."
Еще в недалеком прошлом, когда асфальт на Чуйском тракте заканчивался в Бийске, перевал Чикет-Аман имел среди водителей дурную славу: почти каждую неделю, а то и чаще перевал собирал себе "черную дань" людскими жизнями. Гравийный серпантин был очень крут и извилист, причем ширина дороги часто не позволяла разъехаться двум машинам. Теперь, когда построена новая трасса, по старой гравийке уже никто не ездит, разве что туристы совершают к ней прогулки, чтобы на себе ощутить опасность старой дороги, а также полюбоваться потрясающими видами с вершины хребта.
При строительстве через Улегемский хребет колесной дороги на перевале Чике-Таман открылся участок древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Дорога была высечена в скале и шла на подъем зигзагами, повороты ее были не круты, а подъемы - пологи. Строительство этой дороги относят к X-XII векам, ко времени господства на Алтае кытаев. В 1924-25 годы на Чике-Тамане были проведены большие ремонтные и изыскательские работы, позволившие в 1925 году впервые совершить по всей протяженности Чуйского тракта семь рейсов автомобилями Госторга и АО "Шерсть" от Бийска до Кош-Агача и обратно. Тракт в то время поднимался на перевал прямо по логу. В силу малого угла разворота в поворотах машинам приходилось по несколько раз маневрировать, чтобы проехать, при том, что при проезде перевала необходимо было преодолеть 47 зигзагов, 24 на подъеме и 23 на спуске.
В 1926 году с учетом предложений, выдвинутых в свое время экспедицией В.Я.Шишкова, были произведены дополнительные изыскания. На Чике-Таманском перевале были проведены работы по смягчению профиля дороги примерно по тому направлению, где она проходит в настоящее время. В 1927 году прокладка тракта по новой трассе на Чике-Таманском перевале была закончена.
Уже в 1980-х годах была произведена колоссальная работа по реконструкции Чуйского тракта в районе Чике-Тамана. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал, подсыпать и расширять дорогу. Новая дорога была принята в эксплуатацию в 1984 году. К слову, было несколько альтернативных предложений, в частности, рассматривался даже проект тоннеля, но эта идея была отвергнута из-за отсутствия специализированной техники и близлежащих источников электроэнергии для освещения.
Существующая сегодня дорога проходит часто не там, где был старый Чуйский тракт. Но с многих открытых точек этот путь, ставший почти тропинкой, заросшей деревьями, виден до сих пор. Прямо с седла перевала по северному склону метрах в двухстах от новой трассы видна почти вся старая дорога, петляющая по узкой крутой расщелине. Чтобы дойти до нее, надо совершить получасовую экскурсию вниз. Разница между существующей дорогой и той, которая здесь была раньше, просто колоссальна!
Специальным постановлением Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай 16 февраля 1996 года, горный перевал Чике-Таман объявлен памятником природы республиканского значения.
|