SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 18.09.2014

Перевал Кату-Ярык

Расположение: Республика Алтай, Улаганский район

посмотреть на карте

Перевал Кату-Ярык - один из самых сложных и опасных перевалов Алтая. Он находится в 47 километрах от села Улаган на участке дороги, ведущей от села Балыктуюль в долину Чулышмана и на юг Телецкого озера. Надо сказать, что перевал Кату-Ярык – это не перевал в полном понимании. Это высеченный в крутом склоне извилистый спуск с Улаганского нагорья в долину Чулышмана.

Перевал Кату-Ярык просто неописуемо красив - когда попадаешь сюда впервые, просто дух захватывает от увиденного. Внизу в широком каньоне глубиной 650 метров протекает узкая лента реки Чулышман. А с отвесных почти километровых скал на противоположном склоне каньона падают несколько водопадов, в том числе, почти 100-метровый водопад Кату-Ярык. На вершине перевала, если можно так сказать, расположена смотровая площадка и целая поляна из каменных башенок, появление которых, вероятно, связанно с алтайским обрядом жертвоприношения духам перевалов. Таким образом люди издавна пытались задобрить духов и просили даровать им удачную, безопасную дорогу

Надо сказать, удача при спуске с перевала не будет лишней. Перевал представляет собой дорогу, высеченную в скале, с одной стороны которой возвышается отвесная каменная стена, а с другой - обрыв высотой сотни метров. Перевал Кату-Ярык противоречит всем классическим основам горных перевалов. Здесь нет характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема - серпантин спуска. Перевал представляет собой 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в склоне горы с уклоном почти 70 градусов, 600-метровый перепад высоты, "одноколейка" над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах, где есть небольшие карманы.

Кату-Ярык в буквальном переводе означает "твердая трещина" от тюркских "кату" – "твердый" и "jарык" – "трещина", "ущелье".

При спуске от водителя требуется повышенное внимание, и, конечно, лучше спускаться в светлое время суток. Средний уклон дороги приблизительно 10 градусов, самый крутой нижний участок перед выездом в долину, на этом участке уклон составляет 18 градусов. Первопрохождение перевала обычно производит большое впечатление на туристов. Для преодоления перевала (в-особенности, подъема) желательна задне-, либо полноприводная машина, хотя с подъемом справляются и многие автомобили с передним приводом.

Все может сильно зависеть от погодных условий и текущего состояния дороги. Также следует иметь в виду, что дорогу на перевале периодически размывает, нередко, что дорога оказывается непроходимой от обвалов. В случае, если сложности с подъемом все-таки возникают, можно попробовать договориться с хозяевами находящихся у подножия перевала стоянки "Кату-Ярык" или базы "Эзен". По прошлым годам можно было рассчитывать, что вас втащат на перевал силами ГАЗ-66 примерно за 1000 рублей.

Кату-Ярык - перевал полностью рукотворный и появился в 1989 году, как и дорога Балыктуюль-Балыкча. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только по озеру либо на конях.

Строительство автомобильного спуска в Чулушманскую долину было начало в 1987 году по инициативе Арсения Васильевича Санаа, бывшего в то время директором совхоза "Советский Алтай". Бульдозеристы Аркадий Абрамович Уханов, его сын Анатолий и племянник Виктор Романович Уханов за два года проделали грандиозную работу и в сентябре 1989 года сдали в эксплуатацию автомобильную дорогу Кату-Ярык - Балыкча протяженность 77 километров. "В октябре 1989 года я работал в автоколонне водителем бортового самосвала ЗИЛ. Перед открытием перевала Кату-Ярык мы возили щебень для выравнивания дороги от села Балыктуюль до перевала. Дорога там в основном через лес идет, много ям было. А в день открытия пошли мы на грузовиках, груженных лесом, в первый рейс через перевал. Очень тяжело было спускаться, все время на тормозах - тормозные колодки постоянно дымились. Одна только мысль - лишь бы не загорелись... Тогда и выпрыгивать некуда – слева скала отвесная, справа обрыв. Но ничего, нормально прошли. Сзади нас на УАЗиках обкомовское начальство ехало...", - писал Владимир Иванович Половников, основатель рыбоводческого хозяйства "Форель".

Открытие перевала открыло новые возможностеи как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому охранивший нетронутую природу уголок - исконные земли теленгитов – одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному.

Постепенно туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз гарантируется сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.