Кучерлинский культовый комплекс (грот Куйлю)
Расположение: Республика Алтай, Усть-Коксинский район
посмотреть на карте
Кучерлинский культовый комплекс, также называемый грот "Куйлю", находится примерно в 15 километрах от села Тюнгур на небольшой поляне на правом берегу реки Кучерла рядом с устьем речки Куйлю. Он был открыт в 1939 году В.И.Шемелевым.
На скалах грота можно увидеть множество петроглифов, на которых изображены в основном животные и шаманистические сюжеты.
Петроглифы поясом располагаются на скалах, а также на большом камне треугольной формы. Этот камень, находящийся в самом центре грота, не мог не привлечь внимание человека. Кажется, сама природа предопределила ему быть своеобразным "алтарем" древнего языческого святилища: разделенный трещиной на две половины, алтарный камень мог восприниматься как миниатюрный образ Белухи.
Именно здесь, на алтарной части сосредоточено наибольшее количество петроглифов. Изображения нанесены одни на другие. Возможно, изображения на скале специально наслаивали друг на друга чтобы усилить действие обряда. Хотя, возможно, имело значение только нанесение рисунка на камень во время ритуала, а дальнейшая его "судьба" была не важна.
Основу алтарной композиции верхнего яруса составляют две маралухи с необычайно длинными шеями. Над головой правой маралухи, как продолжение рога, находится веточка - это древнее изображение Мирового дерева, по представлению шаманов соединявшего подземный, земной и небесный миры. Маралухи с большим совершенством вписаны в два сектора треугольника, разделенного широкой трещиной. Изображения профильные, выполнены глубоким и прошлифованным желобком. Они абсолютно статичны, однако, благодаря необычайно длинным, вытянутым шеям и диагональному расположению фигур, кажутся парящими. Рядом с правой маралухой выбита фигура странного двуполого существа с большим фаллосом и женской грудью, ноги у него напоминают ласточкин хвост, голова - как у ушастой совы, клюв - как у утки, хвост - как у рыси или волка. Существо как будто изрыгает что-то из пасти-клюва прямо в рот маралухе.
Этот мифологический сюжет с двумя оленихами известен на огромной территории от севера Европы до Сахалина. Согласно легенде, рождение оленьего приплода совершается на небесах, там, где располагаются созвездия оленей (лосей), имеющих у многих народов одно и то же название (в современной терминологии - созвездия Малой и Большой Медведицы). Чеканная строгость форм, рога на голове у самок (что не свойственно благородным оленям), символы светил - все говорит о том, что здесь изображены не обычные животные, а условные образы двух космических прародительниц, олицетворяющих фратрии рода. Изображенное рядом с маралухами синкретичное зооантропоморфное существо - это древнейшее божество Азии, всесильный герой, хозяин верхнего мира или громовник. Описанные персонажи Куйлю отражают широко распространенные представления первобытных племен Северной и Средней Азии, которые "сближали Большую Медведицу, громовника и крупных ревущих зверей".
Но грот Куйлю - это не просто писаница. Древние люди считали пещеры своеобразным женским началом горы, входом в гору. Не случайным именно здесь кажется образ Великой Матери, изображенный в виде крылатой маралухи.
Это естественное углубление в скале, грот Куйлю ("имеющий пещеру", от алтайского "куй" - "пещера") выбрали древние люди и для проведения культовых ритуалов.
Новосибирские археологи провели раскопки непосредственно перед гротом и обнаружили в земле предметы обрядовой деятельности и кости зверей. Нижний, наиболее древний слой святилища, относится к афанасьевской культуре раннего бронзового века (III-II тысячелетие до н.э), более поздние относятся к скифскому времени (VII-V века до н.э) и средневековью.
До раскопок наскальные изображения перекрывались мощным слоем земли (до 2 метров), который образовался примерно за пять тысяч лет. В этом слое на разных уровнях были найдены предметы, причастные к обрядовой деятельности людей, проводившейся в гроте Куйлю с III тысячелетия до н.э.
В слое земли, относящемся к бронзовому веку нашли костяные наконечники стрел, кусочки разбитой керамической посуды. Вокруг восьми очагов найдены останки костей животных: козла, барана, марала, косули, кабарги, лошади, сибирского горного козла, коровы.
Больше всего грот как святилище использовался во времена скифов (VII-III века до н.э). В гроте Куйлю культурный слой земли, соответствующий скифскому периоду (или периоду раннего железа), содержал наибольшее количеству находок: 26 прокаленных участков, соответствовавших древним очагам, расколотые кости животных, кости с орнаментом, наконечники стрел, большое количество черепков глиняной посуды, украшенной орнаментом. Были найдены также бронзовый нож, бронзовое украшение, осколок серпа, шило.
В слое средневековья снова присутствуют все перечисленные находки - разбитые черепки, наконечники стрел, следы очагов и др. В этом слое найдены также части металлических котлов, которые использовались для приготовления ритуального кушанья.
Грот дал уникальную возможность изучить не только петроглифы, но и увидеть нанесения наскальных рисунков как неотъемлемую часть сложного древнего ритуала, проводившегося на протяжении тысячелетий.
|