Писаница Калтак
Расположение: Республика Алтай, Кош-Агачский район
посмотреть на карте
Величественный скалистый массив Калтак находится в Кош-Агачском районе республики Алтай на правом берегу Аргута возле устья Шавлы. Здесь идущая вдоль Аргута тропа разветвляется: одна тропа уходит к истокам Шавлы, другая, минуя опасный брод, переходит на левый берег Аргута.
Впервые обнаруженные в гроте Калтака изображения красной краской были обнаружены в 1998 году.
Петроглифы на скале Калтак располагаются фризом вдоль Аргута на протяжении около 150 метров в месте, где скала, немного отступая от реки, дает место поросшему тополями песчаному мысу.
Основной массив рисунков находится в северной части этого мыса в районе небольшого грота. Всего здесь зафиксировано 56 участков с петроглифами.
Первая крупная группа петроглифов находится у скалистого прижима, где тропа на несколько метров поднимается над уровнем реки. Рисунки выполнены выбивкой и резными линиями в технике граффити. Преобладают изображения животных, преимущественно козлов, оленей, хищников (лисица). Животные ориентированы, как правило, направо, вверх по Аргуту, иногда встречается специально выделенная левая ориентация. Имеются изображения вырезанного в условной манере всадника коне, а также антропоморфные фигуры, в виду слабовыраженных голов больше напоминающие костюмы.
В 20 метрах выше по реке расположен второй массив петроглифов. Здесь также преобладают фигуры преимущественно животные (козлы, олени; лошади с жеребятами, быков (коров) и неопределенные зооморфные фигуры), часто изображенных схематически. Встречаются всадники, антропоморфные фигуры, солярные знаки в виде эллипсов, линий, пятиконечных звезд и геометризованных фигур, в том числе и незавершенных.
В 70 метрах южнее находится третья группа петроглифов. Среди них также изображения животных, всадников, зооморфные и антропоморфные изображения. Часть рисунков представляет собой аморфные пятна, состоящие из следов грубой выбивки.
![](https://sib-guide.ru/photos/ds/630-1.jpg) Основные образы Калтака анималистические. Главным героем петроглифов является горный козел, чьи изображения составляют более трети всех рисунков. Порядка 10% рисунков представляют изображения маралов, что свидетельствует о том, что здесь, в районе Калтака, большую часть петроглифов оставили охотники на диких копытных животных, хотя сцены охоты в явном виде отсутствуют. Из хищных животных фигурируют только волк и лиса. Около пятой части рисунков занимают лошади, большей частью неоседланные. Около 10% рисунков изображают домашних животных. Наконец, антропоморфные образы составляют около 10% всех персонажей петроглифов.
Среди самых загадочные граффити выделяется сюжет, определяемый как сцена свадьбы. Петроглифы состоят из двух композиций, вероятно имеющих смысловую связь. В верхней композиции представлены три женские фигуры, рядом с которыми подробно прорисованы 3 антропоморфных персонажа и 3 собаки с трехпалыми лапами. Над ними вырезана схематичная фигура то ли лошади, то ли козла, вероятно, со всадником. Венчает верхнюю часть фигура лошади тоже схематичная, но все же, более узнаваемая. В нижней композиции изображен козел со множеством больших и малых рогов. На спине козла и у его заднего крупа нарисованы условные антропоморфные фигуры. Между всадником и рогом козла заметен знак, традиционно воспринимаемые как женскую символику.
Среди петроглифов Калтака по технике исполнения и по стилистике выделяются выбитые изображения первой группы. Для них характерна верная реалистическая передача облика животного, свойственная эпохе бронзы. В то же время, четко прослеживаемые элементы скифо-сибирского звериного стиля, заметное стремление к эстетическому восприятию рисунком, попытка придать динамику образам, говорит о том, что выбитые рисунки первой группы создавались в переходный период между эпохой поздней бронзы и эпохой раннего железа.
К следующему хуннскому периоду предположительно можно отнести выбитые позднее силуэтные рисунки животных на том же участке. Известно, что художники того времени в какой-то мере подражали блистательному искусству скифов. Похоже, что самое верхнее выбитое изображение - есть попытка повторить незаконченный скифский протооригинал.
С древнетюркским периодом можно сопоставить силуэтно-линейное изображение лошади с гривой в виде вертикальных отростков. В рисунке прослеживается высокая культура линии, что отличает граффити раннесредневекового времени.
При этом, наиболее древние рисунки присутствуют только в крайних группах. Можно предположить, что скалы центральной группы с гротом у самой земли ранее были недоступны из-за близкой воды. Возможно, этим обстоятельством объясняется более поздняя датировка резных изображений второй группы.
Наличие нескольких десятков участков с резными рисунками, созданными после древнетюркской эпохи, дают редкую возможность изучения граффити позднего средневековья и этнографического времени, хотя вопрос об их культурно-хронологической принадлежности в археологической науке практически не разработан. Большинство исследователей уделяют большее внимание ранним изображениям и значительно меньшее поздним.
|