SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 04.04.2016

Петроглифы горы Георгиевская

Расположение: Красноярский край, Минусинский район

посмотреть на карте

Гора Георгиевская (Егорьевская) находится на левом берегу Тубы, в 1 километре западнее села Тесь Минусинского района Красноярского края.

Представляющая небольшой скальный выход, невысокая Георгиевская является доминирующей высотой в долине, что предопределило ее особую роль для населения, обитавшего в этом микрорайоне. Почитание горы было перенято крестьянами деревни Тесинской, построивших на ее вершине часовню, посвященную св.Георгию, что и дало современное название горе. Сейчас от часовни сохранились лишь остатки фундамента.

У подножия склона выявлено несколько могильников от эпохи энеолита до средневековья, исследованные С.В.Киселевым в 1928-1932 годах и Э.Б.Вадецкой в 1971 году.

Петроглифы на скальных обнажениях Георгиевской были известны еще в XIX веке. Так Н.М.Мартьянов указал на нее Д.А.Клеменцу, указавшим ее на карте в каталоге "Древности Минусинского музея".

В 1920 году в ходе разведки археологических памятников рисунки Георгиевской копировали сотрудники Красноярского краевого краеведческого музея Г.К.Мергарт и Г.П.Сосновский, однако, кроме самого факта, подробные сведения об этих работах не известны.

В 1972 году писаница на Георгиевской горе была описана студентами из отряда Э.Б.Вадецкой во время проведения раскопок у села Тесь. Согласно черновым заметкам Вадецкой, "в том же году большая часть писаницы уничтожена геологами".

В 1974, 1975 и 1980 годах обследование рисунков Георгиевской проводилось Н.В.Леонтьевым, скопировавшим наиболее интересные изображения на южном и северо-восточном склонах горы. Отчет об этих исследованиях хранится в Минусинском музее.

В 2003, 2004 годах на Георгиевской работала Южно-Сибирская экспедиция Государственного Эрмитажа с целью исследования таштыкских резных рисунков.

Гора Георгиевская протянулась вдоль речки Тесь, протоки Тубы. Довольно крутой склон завершается у вершины широким поясом обнажений красных песчаников. Большинство изображений расположено на ее южном склоне, обращенном в обширную долину.

Основной пояс обнажений песчаника начинается от восточной оконечности горы, обращенной углом в сторону села Тесь. Здесь выявлено 34 грани с наскальными рисунками, встречающихся практически на всем протяжении, за исключением нескольких участков, разрушенных при производстве каменоломных работ. Помимо основного пояса, отдельные рисунки встречаются на незначительных по мощности прерывистых верхнем и нижнем ярусах обнажений. Также небольшие группы рисунков выявлены на других склонах горы.

Наиболее ранние рисунки южного и тубинского склонов относятся к числу древнейших изображений Южной Сибири. Об их глубокой древности свидетельствует даже вид рисунков, покрытых, как и сами грани, желтоватой натечной известковой коркой. К этим рисункам относятся изображения маралух и личины на крупной плоскости южного склона. Вероятнее всего, рисунки относится к афанасьевскому времени.

Следующий по времени пласт изображений представляют несколько схематичных фигур животных с южного и тубинского склонов, которые по стилистическим особенностям должны быть отнесены к эпохе поздней бронзы, то есть карасукской культуре.

Рисунков последующего тагарского времени на Георгиевской очень мало. К их числу уверенно может быть отнесена лишь композиция с оленями на одной из граней южного склона.

Очень богато представлены изображения таштыкской культуры. Почти все рисунки, выполненные в технике гравировки тонкими резными линиями. Таштыкские гравировки на нескольких гранях перекрыты выбитыми изображениями человека и животных, возраст которых недостаточно ясен. Вероятно, они не моложе XIII-XIV века. Таштыкские гравировки представляют наиболее значительный пласт изображение Георгиевской и находится преимущественно на основном ярусе южного склона горы.

Наконец, самый поздний пласт, не считая современных подражательных рисунков, может датироваться XV-XVIII веками. Его составляют грубо выбитые изображения людей, нередко с саблями и бубнами в руках, рисунки деревьев и разных животных.

В рисунках писаницы преобладают дикие животные. В основном это копытные (олени, косули и лоси), реже хищники (волк, медведь, рысь). Имеются изображения быков (одиночные и парные), которые по аналогии с быками из таштыкских склепов и других писаниц могут быть интерпретированы как тягловые животные. Особая роль медведей определяется их участием в неоднократно повторенных сценах взнуздывания воином "необычного коня".

Сцены с непосредственным участием человека изображены на трех гранях памятника. Две из них представляют всадника в панцире и пешего охотника на марала. На третьей показаны пять фигур лучников, пеших и конных, и изображение летящего вниз головой человека. Трудно сказать, изображена ли здесь сцена охоты, или эпизод сражения. Массовое присутствие "активных" человеческих фигур отличает эту композицию от других сцен Георгиевской, где в основном представлены животные.

О датировке резных рисунков Георгиевской можно говорить лишь в самом общем виде. Техника резьбы, динамизм и изящество фигур, прием сдвинутых в одну плоскость задних ног животных и поза быстрой рыси позволяют без сомнения относить эти изображения к таштыкской изобразительной традиции. Резные изображения в таштыкском стиле уверенно соотносятся только с поздним этапом культуры (этапом склепов). Для этого периода обоснована датировка V-VII веками.

Обнажения песчаника на горе Георгиевской интенсивно разрушаются за счет осыпания поверхностной корки, местами "выпадают" целые фрагменты камня. Кроме того, многие плоскости южного склона покрыты современными крашеными надписями, скрывающими древние изображения.

В статье использованы материалы: "Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха". Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства.

Фото: группа ВКонтакте "Петроглифы Хакасско-Минусинской котловины"