SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 27.07.2016

Курганный могильник Степушка

Расположение: Республика Алтай, Онгудайский район

посмотреть на карте

Курганная группа Степушка находится в окрестностях одноименно­го (сейчас нежилого) селения в Онгудайском районе Республики Алтай на третьей надпойменной терра­се правого берега Урсула. Могильник был зафиксирован в 2010 году во время строительства автодороги, идущей от 651 километра Чуйского тракта к месту слияния Урсула с Катунью.

Некрополь состоял белее чем из 80 погребальных и ритуальных соору­жений, компактно распо­ложенных на северо-западной оконечности мыса в черте бывшего села. В плане культурной принадлежности памятник относится булан-кобинекой культуре гунно-сарматской эпохи, непосредственно предшествовавшей формированию на территории Горного Алтая тюркских народов, и датируется сияньбийско-жужанским временем (II-V век н.э.). Анализ отдельных предметов инвентаря позволил уточнить хронологическую принадлежность некрополя в пределах 2-й половины III - 1-й половины IV века н.э.

Некрополь попадал в зону строительства автодороги. В процессе аварийный работ на могильнике Степушка-2 на западной половине мысовой террасы были исследованы 64 объекта: 37 каменных курганов и колец с погребениями, из которых 33 оказались непотревоженными погребениями, а также 27 каменных колец и выкладок без погребений, 1 разграбленное захоронение и 3 кенотафа. Из группы курганов на восточной половине мыса (Степушка-1) экспедицией Алтайского государственного университета было исследовано 19 захоронений. Позднее мыс был полностью разрушен при строительстве моста и подъездной дороги.

Умершие были положены головой на северо-восток.

Большинство исследованных объектов содержали за­хоронения мужчин (более 60%) с оружием дистанционного боя, представленным остатками луков и стрел. Женские и детские захоронения составляли примерно по 20%.

Примечательна большая доля парциальных захоронений, когда у умерших отрубленные голова или ступни ног помещались в могилу отдельно. Это может служить доказательством страха перед умершими и верой в то, что умерший не может воскреснуть и навредить живым. В целом же практика отрубания ног умершим является в гунно-сарматское время довольно распространенной на Алтае.

Но самое важное – найденные артефакты позволяют практически полностью воссоздать комплекс вооружения той эпохи от оружия до конской упряжи.