Курганы в долине реки Каракол
Расположение: Республика Алтай, Онгудайский район
посмотреть на карте
Курганы в долине реки Каракол относятся к каракольской культуре, существовавшей на Алтае в эпоху бронзы по разным оценкам с середины III до середины II тысячелетия до н.э.
![](https://sib-guide.ru/photos/ds/468-3.jpg) Первое погребение каракольской культуры на Алтае было исследовано в селе Озерном (Погожева, Кадиков, 1979). Это открытие осталось незамеченным, так как могильник оказался почти полностью разрушенным. Летом 1985 года в центре села Каракол на холме было начато строительство монумента Славы в честь воинов, погибших в Великой Отечественной войне, в процессе строительства был случайно неприметный на вид хол, оказавшийся неразграбленным курганом. Позже были исследованы несколько групп курганов, наиболее крупные из которых расположены в районе сел у сел Озерное, Беш-Озек и Кулада.
Отличительной особенностью является то, что погребенные были уложены в прямоугольные ящики из обтесанных каменных плит, на внутренней стороне многих плит разноцветными минеральными красками были нанесены рисунки.
Принципиальным фактом следует также считать открытие при раскопках каменной ограды, кострищ и стел вокруг погребений каракольской культуры. Эти, несомненно важные, элементы погребальной обрядности дают основание утверждать, что население каракольской культуры имело свои изолированные кладбища.
![](https://sib-guide.ru/photos/ds/468-1.jpg) Но самое удивительное в этих погребениях - прекрасно сохранившиеся рисунки на плитах. Они оказались выполненными не только привычной для петроглифов выбивкой или гравировкой, но и разноцветными красками. Ничего подобного на Алтае, да и в Сибири, до сих пор известно не было. Особенно поражает необычайная сочность полихромных росписей, хотя в росписях присутствует всего три цвета - красный, черный и белый. Основой служили краски минерального происхождения. Вероятно, для большинства рисунков использовались охристые глины и древесный уголь, которые вначале растирались, затем смешивались с каким-то связующим раствором. Неизвестным остается состав блестящей черной краски, которой к тому же были раскрашены и лица погребенных людей.
![](https://sib-guide.ru/photos/ds/468-2.jpg) На рисунках или, точнее, в росписях Каракола изображены странные получеловеческие-полузвериные фигуры. При внимательном рассмотрении видно, что все фигуры, окружающие погребенного с четырех сторон, изображены в масках. И тогда становится понятным необычное сочетание звериных и человеческих черт в изображениях фантастических существ. Необходимым сказать несколько слов и об одежде каракольских персонажей. К звериным маскам, перчаткам и обуви с острыми когтями следует прибавить плотно облегающую тело одежду, сшитую, наверное, из целой звериной шкуры часто с хвостом. Именно такая одежда с шерстью на спине и хвостом показана на двух фигурах, нарисованных черной краской. Кто они? Шаманы? Жрецы? А, может, боги или духи - добрые или злые?
Одна из фигур, нанесенная на внутренней стороне плиты каракольского погребения, изображает человека с собачьей головой. Примечательно, что примерно в это же самое время в далеком Египте на внутренних стенах пирамид изображались сцены сопровождения собакоголовым богом Анубисом души умершего фараона в загробный мир. Это божество, по-видимому, также имело прямое отношение к миру мертвых и его изображение на плите погребального склепа неслучайно. Этот удивительный факт свидетельствует, что в древности примерно в одно и то же время на Алтае и в Египте существовали схожие черты мировоззрения и погребального обряда.
Посещая Каракольскую долину смерти, буквально за пару десятков километров природа меняется от въезда в долину в селе Каракол до курганов, несколько раз. Сперва ничем не отличающийся от обычного для Онгудайского района пейзаж резко меняется. Дорога прижимается к скале, а долина заболачивается. Затем долина расширятся, и в районе села Боочы по обе стороны дороги появляются древние стелы. Но не они приковывают взгляд, а посеребренные снегом склоны священной горы Уч-Энмек.
Такая резкая перемена пейзажа не оставляет посетителей равнодушными.
![](https://sib-guide.ru/photos/ds/468-4.jpg) Многих посетителей даже поражает тяжелая "черная" аура этих курганов вблизи села Кулада, их леденящая, мертвецкая энергетика. Существует гипотеза, что эти курганы являются не местами захоронений, а так называемыми "курганами смерти", представляющих собой типичные для Алтая места жертвоприношений: вырытые неглубокие ямы, где происходили ритуальные убийства, и которые потом закапывались, иногда в центре ставился ритуальный вертикальный камень.
|