SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 03.07.2016

Курганы в долине реки Каракол

Расположение: Республика Алтай, Онгудайский район

посмотреть на карте

Курганы в долине реки Каракол относятся к каракольской культуре, существовавшей на Алтае в эпоху бронзы по разным оценкам с середины III до середины II тысячелетия до н.э.

Первое погребение каракольской культуры на Алтае было исследовано в селе Озерном (Погожева, Кадиков, 1979). Это открытие осталось незамеченным, так как могильник оказался почти полностью разрушенным. Летом 1985 года в центре села Каракол на холме было начато строительство монумента Славы в честь воинов, погибших в Великой Отечественной войне, в процессе строительства был случайно неприметный на вид хол, оказавшийся неразграбленным курганом. Позже были исследованы несколько групп курганов, наиболее крупные из которых расположены в районе сел у сел Озерное, Беш-Озек и Кулада.

Отличительной особенностью является то, что погребенные были уложены в прямоугольные ящики из обтесанных каменных плит, на внутренней стороне многих плит разноцветными минеральными красками были нанесены рисунки.

Принципиальным фактом следует также считать открытие при раскопках каменной ограды, кострищ и стел вокруг погребений каракольской культуры. Эти, несомненно важные, элементы погребальной обрядности дают основание утверждать, что население каракольской культуры имело свои изолированные кладбища.

Но самое удивительное в этих погребениях - прекрасно сохранившиеся рисунки на плитах. Они оказались выполненными не только привычной для петроглифов выбивкой или гравировкой, но и разноцветными красками. Ничего подобного на Алтае, да и в Сибири, до сих пор известно не было. Особенно поражает необычайная сочность полихромных росписей, хотя в росписях присутствует всего три цвета - красный, черный и белый. Основой служили краски минерального происхождения. Вероятно, для большинства рисунков использовались охристые глины и древесный уголь, которые вначале растирались, затем смешивались с каким-то связующим раствором. Неизвестным остается состав блестящей черной краски, которой к тому же были раскрашены и лица погребенных людей.

На рисунках или, точнее, в росписях Каракола изображены странные получеловеческие-полузвериные фигуры. При внимательном рассмотрении видно, что все фигуры, окружающие погребенного с четырех сторон, изображены в масках. И тогда становится понятным необычное сочетание звериных и человеческих черт в изображениях фантастических существ. Необходимым сказать несколько слов и об одежде каракольских персонажей. К звериным маскам, перчаткам и обуви с острыми когтями следует прибавить плотно облегающую тело одежду, сшитую, наверное, из целой звериной шкуры часто с хвостом. Именно такая одежда с шерстью на спине и хвостом показана на двух фигурах, нарисованных черной краской. Кто они? Шаманы? Жрецы? А, может, боги или духи - добрые или злые?

Одна из фигур, нанесенная на внутренней стороне плиты каракольского погребения, изображает человека с собачьей головой. Примечательно, что примерно в это же самое время в далеком Египте на внутренних стенах пирамид изображались сцены сопровождения собакоголовым богом Анубисом души умершего фараона в загробный мир. Это божество, по-видимому, также имело прямое отношение к миру мертвых и его изображение на плите погребального склепа неслучайно. Этот удивительный факт свидетельствует, что в древности примерно в одно и то же время на Алтае и в Египте существовали схожие черты мировоззрения и погребального обряда.

Посещая Каракольскую долину смерти, буквально за пару десятков километров природа меняется от въезда в долину в селе Каракол до курганов, несколько раз. Сперва ничем не отличающийся от обычного для Онгудайского района пейзаж резко меняется. Дорога прижимается к скале, а долина заболачивается. Затем долина расширятся, и в районе села Боочы по обе стороны дороги появляются древние стелы. Но не они приковывают взгляд, а посеребренные снегом склоны священной горы Уч-Энмек.

Такая резкая перемена пейзажа не оставляет посетителей равнодушными.

Многих посетителей даже поражает тяжелая "черная" аура этих курганов вблизи села Кулада, их леденящая, мертвецкая энергетика. Существует гипотеза, что эти курганы являются не местами захоронений, а так называемыми "курганами смерти", представляющих собой типичные для Алтая места жертвоприношений: вырытые неглубокие ямы, где происходили ритуальные убийства, и которые потом закапывались, иногда в центре ставился ритуальный вертикальный камень.