Памятник Кольке Снегиреву
Расположение: Республика Алтай, Онгудайский район
посмотреть на карте
Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Но один был отчаянный парень,
Звали Колька его Снегирев...
В этой известной песне Михаила Михеева говорится, что в прошлом веке Снегирев водил в этих местах свою машину. Он безответно любил коллегу Раечку, управлявшую грузовым "Фордом". Однажды девушка сказала парню, что если он обгонит ее на трассе, то, мол, "стану твоей". Увидев впереди на дороге "Форд" своей возлюбленной и забыв про осторожность, лихой Колька стал гнать изо всех сил и, не совладав с непослушной машиной, упал в пропасть.
Многим известна эта песня. По ее мотивам Василий Шукшин в 1964 году снял фильм "Ехали два шофера".
Прототипом героя песни стал Николай Павлович Ковалев, работавший шофером на Чуйском тракте в период с 1932 по 1937 годы. 8 июля 1941 года он ушел на фронт. Принимал участие в оборонительных боях под Москвой, в районе города Истры. Весной 1942 года награжден солдатской медалью "За отвагу". А в начале лета того же 1942 года та самая девушка Рая из легенды встретила на Бийском вокзале своего мужа-инвалида. Долгие послевоенные годы участник и ветеран Великой Отечественной войны Николай Павлович Ковалев работал шофером при Бийском горкомхозе, а, когда совсем сдало подорванное войной здоровье, трудился в конторе по благоустройству города. И никто не мог подумать, что высокий худой человек, ежедневно подметающий обычный двор обычной конторы, - тот самый, благодаря которому родилась песня, знакомая миллионам наших соотечественников.
В 2012 году на Чуйском тракте, недалеко скалы Ак-Бом (Белый Бом), была установлена памятная композиция, посвященная легендарному шоферу Кольке Снегиреву. Памятник установлен на 744-м километре дороги М-52 Чуйский тракт на месте расположения старого обелиска из сваренных кусков машин, увенчанных рулевым колесом. Памятник установлен к 90-летию главной транспортной артерии Горного Алтая и посвящен всем водителям, работавшим на Чуйском тракте.
Дорога до границы с Монголией существовала с давних пор - сначала это была конная тропа, затем тележная дорога, однако для автомобильного транспорта этот путь был непроходимым. 26 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР Чуйский тракт был признан дорогой федерального значения. С этого момента на дороге начались масштабные строительные работы. И в 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. До прокладки современной дороги Белый Бом был одним из самых опасных мест Чуйского торгового пути. На конной тропе двум лошадям разойтись было невозможно. Чтобы избежать несчастья, был придуман своеобразный "светофор". Путник, приближавшийся к этому месту, должен был оставить лошадь, а сам пойти вперед и положить на тропу свою шапку, чтобы встречные путники видели, что тропа уже занята. Теперь в скале из белого известняка проложена широкая трасса, но извивающаяся гравийная полоска старой дороги виднеется по склону выше современной дороги.
Не случайно именно Белый Бом был выбран местом установки памятника водителю Кольке Снегиреву, ведь, предполагается, что он погиб именно в этом месте.
Высокий пьедестал, на лицевой стороне которого были выгравированы строки знаменитой шоферской песни, удерживал в наклон натуральной величины грузовик "ГАЗ-АА", более известный как "полуторка" - автомобиль, не один десяток которых бороздил узкую колею Чуйского тракта. Рядом с памятником располагается смотровая площадка. Дополняет картину замечательный вид на Чую и горы, покрытые синеватой дымкой.
9 сентября 2014 года памятник был обновлен. Теперь на пьедестале установлено два автомобиля. Первый – советская "полуторка", на которой, согласно песне, и ездил легендарный Колька Снегирев. Также на постаменте появился и второй автомобиль "Виллис" - американский армейский автомобиль повышенной проходимости времен Второй Мировой войны, выпускаемый на заводе Ford под маркой Ford GPW.
Эти машины были установлены на памятнике, поскольку именно они были актуальны для того времени и символизируют ту эпоху и героев песни.
|