SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 16.10.2015

Чуйский тракт

Расположение: Республика Алтай, Алтайский край

посмотреть на карте

Федеральная трасса М-52 (Р- 256) начинается в городе Новосибирске и заканчивается на границе с Монголией в селе Ташанта Республики Алтай. Длина трассы составляет 962 километра.

Часть этой трассы, которая начиналась в Бийске и шла в сторону Чуйской степи на Алтае и далее в Монголию, называют Чуйским трактом. Общая протяженность тракта от Бийска до границы с Монголией - 597 километр, причем основная часть этой автодороги проходит по Горному Алтаю. В Бийске на месте начала тракта установлен памятник "Нулевой километр". Также в Бийске открыт и музей Чуйского тракта – один из немногих музеев, посвященный дороге.

Чуйский тракт имеет давнюю историю. Считается, что на месте Чуйского тракта тысячелетия назад существовала тропа, по которой проходила одна из ветвей Великого шелкового пути, а религиозные паломники совершали восхождение к священному дереву в верховьях Катуни. Естественно, никаких документальных свидетельств этой древней дороги в виде фрагментов дорожной кладки не сохранилось. В период освоения Алтая русские купцы взяли торговлю в свои руки, основав селение Кош-Агач, куда на ежегодную ярмарку приезжали торговцы из Китая и Монголии. Серьезное строительство Чуйского тракта началось в 1901 году, лишь тогда дорогу сделали пригодной для небольших телег, до этого времени она была проходима только для вьючных караванов. Затем дорогу постоянно расширяли, выравнивали и выпрямляли.

Чуйский тракт известен еще и тем, что с 1930-ых до послевоенных годов здесь работало множество заключенных, и это одна из самых печальных страниц истории Чуйского тракта, как и всей нашей страны. Именно в те годы при строительстве дороги были уничтожены множество балбалов, стел и курганов, простоявших не одно тысячелетие, считавшиеся священными и почитаемые даже завоевателями алтайской земли – их камни в атеистическом порыве просто использовали в качестве строительного материала.

Сначала Чуйский тракт идет от Бийска до границы с Горным Алтаем идет вдоль реки Катунь. Здесь Катунь во многом имеет вид равнинной реки: плавно течет по холмистой местности с березовыми рощами.

На границе Алтайского края и Республики Алтай пейзаж резко меняется. Холмы вдоль сменяют небольшие горы со скалистыми уступами, покрытые лиственничными и кедрачом. Дорога начинает петлять, повторяя изгибы реки, и изобилует прижимами к скалам и обрывами. То и дело приходится проезжать по мостикам через горные речушки, впадающие в Катунь, приветливо радующую глаз своими бурными светло-бирюзовыми водами (хотя в сезон дождей река становится мутной).

Перед селом Усть-Сема Чуйский тракт "сворачивает" через мост на левый берег Катуни. Отдаляясь от Катуни, дорога проходит по относительно ровной местности, ограниченной небольшими, поросшими соснами и березняком горами.

Первое серьезное препятствие – Семинский перевал, на вершине которого установлена памятная стела в честь 250-летия добровольного вхождения территории Горного Алтая в состав России.

За Семинским перевалом от Чуйского тракта ответвляется дорога на Усть-Кан – Усть-Кокса к горе Белухе и рериховским местам. За Семинским начинается Онгудайский район. И природа, как будто, подтверждает это. Растительность становится все более скудной, горы как изъедены оспой, покрыты каменистыми "проплешинами", порой, склоны представляют огромные насыпи валунов.

Настоящий восторг туристы испытывают от перевала Чике-Таман. Сейчас на перевале отличная двухполосная дорога со смотровой площадкой на самом верху. А ведь еще совсем недавно, в начале 1980-ых перевал считался труднодоступным и небезопасным: в некоторых местах с трудом разъезжались две автомашины. Увидеть участок старой дороги можно, поднявшись чуть выше смотровой площадки. На Чике-Тамане, как и на Семинском перевале, сейчас несколько кафе и множество сувенирных лавочек.

За Чике-Таманом Чуйский тракт вновь приближается к Катуни и идет вдоль ее левого берега, то прижимаясь к горам, то к высокому обрыву берега.

Здесь на многие километры по обеим сторонам от дороги сосредоточено множество древних памятников: это и урочище Кур-Кечу, известное статуей раннего тюркского времени, это и одно из самых крупных и известных мест с петроглифами - урочище Калбак-Таш.

Еще одним местом паломничества туристов является место слияния Чуи и Катуни. Границу прозрачных бирюзовых вод Катуни и мутных вод Чуи очень хорошо видно, если подняться на скальный массив над рекой, откуда также открываются сказочно красивые виды на "столовые" горы и место слияния рек.

За поворотом от слияния Катуни и Чуи природа внешне мало отличается от Онгудайской. Деревья встречаются лишь у подножия гор и непосредственной близости от реки. Высокие, уже действительно высокие, горы лишь местами покрыты "зеленкой": эдакие буро-зеленые исполины, возвышающиеся над такими же буро-зелеными, усыпанными огромными валунами берегами реки.

За очередным поворотом за селом Акташ начинается сначала Курайская, а затем Чуйская степи. Это одни из самых живописных мест Горного Алтая, поражающие своей величественностью. Со всех сторон дорогу обступают скалы самых разнообразных форм и расцветок. Вдали видны белые вершины гор Северо-Чуйского и Курайского хребтов. Окрестности становятся все более каменистыми, деревья здесь встречаются все реже и реже. Но, как часто называют, "марсианские" пейзажи не могут оставить равнодушным никого: небольшие холмы, буквально переливающиеся в лучах солнца, окаймлены далекими вершинами с сияющими на них белками ледников.

В 2014 году известный научно-популярный географический журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список десяти красивейших автодорог мира. Кроме Чуйского тракта, который занял в списке пятое место, в список красивейших дорог вошли: ущелье Вердон (Франция), Памирский тракт (Киргизия, Таджикистан), Далтон-Хайвей (США), Трансфэгэрашское шоссе (Румыния), Атлантическая дорога (Норвегия), Дорога больших ворот (Китай), Трасса 40 (Аргентина), Большой круг (США) и Великая океанская дорога (Австралия).

"Самостоятельные авто- и мотопутешествия становятся все более популярным видом отдыха. Мы выбрали для вас десять самых интересных дорог на четырех континентах, которые могут стать хорошим поводом для путешествий", - говорится в публикации. – "Чуйский тракт - старинная дорога, первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад".