SIB-GUIDE.RU

Генетики на основе Y-хромосомного исследования исследовали генофонд тувинцев

15.10.2018

Находящаяся на пересечении древних и современных миграционных путей, связывающих восток и запад Евразии, Республика Тува долгое время была связана с Монголией. Поэтому историки предполагают значительное влияние монгольских племен на ее население. Но каково происхождение тувинцев? Какой след оставила монгольская экспансия в их генофонде?

Республика Тува расположена в самом сердце Азии среди гор и предгорий Саяно-Алтая. Через Тыву проходили и древние миграционные пути, и более поздние, соединявшие восток и запад Евразии. В течение длительного времени здесь происходило смешение различных племен, смена языков и культурно-религиозных практик. В разные исторические периоды территория современной Тувы входила в состав различных государственных образований: империи Хунну, Древнетюркского, Уйгурского, Древнекыргызского каганатов, Монгольской империи Чингизидов, маньчжурской империи Цин. Сейчас тувинцы говорят на языке тюркской семьи, при этом исповедуют буддизм, хотя среди населения сохраняются и традиционные практики (шаманизм). Очень актуальной проблемой их этногенеза является вопрос, как миграции и смешения отразились на генофонде тувинцев, в частности, какова степень монгольского влияния.

Ученые попытались исследовать происхождение тувинцев на примере двух наиболее многочисленных тувинских родов монгуш и ооржак. Суммарно они составляют треть численности всех тувинцев. Исходной территорией проживания этих родов служили западная и частично центральная Тува. Сегодня представители рода монгуш (около 57,5 тысяч человек) проживают по всей республике, а рода ооржак (около 25 тысяч человек) преимущественно в Западной Тыве.

Вообще, в рамках историко-этнографического подхода нет однозначного мнения о происхождении этих родов - существуют две основные гипотезы: "монгольская" и "тюркская". В соответствии с монгольской гипотезой, этноним "монгуш" происходит непосредственно от этнонима "монгол", а этноним "ооржак" происходит от старомонгольского "огурчак" (брошенный, покинутый, одинокий) и современного монгольского "оорцог" (обособленный, отдельный). "Тюркская" гипотеза связывает этноним "ооржак" с тюркским "огур" (от которого впоследствии произошел "уйгур"). А этноним "монгуш", хоть и не ясен, имеет близкие по звучанию соответствия в киргизском, башкирском, чувашском, якутском и древнетюркском языках.

Таким образом, для обоих наиболее многочисленных родов тувинцев, как, впрочем, и ко всему населению Тувы, существуют две альтернативные версии их происхождения: одна возводит их этногенез к монголам или в целом к пришлому населению из Центральной Азии, вторая версия связывает их происхождение с автохтонным пратюркским населением.

Генетики из нескольких научных центров - Кызыла, Москвы, Уфы, Кемерово и Астаны (Казахстан), исследовав генофонд тувинцев на примере этих двух наиболее многочисленных тувинских родов, для которых предполагается наибольшее монгольское влияние, попробовали выяснить это, изучив изменчивость Y-хромосомы.

Результаты исследования опубликованы в двух статьях: в "Вестнике Вавиловского общества генетиков и селекционеров" и в "Вестнике Тувинского государственного университета".

В генофонде рода монгуш выявлено 10 гаплогрупп. Более трети генофонда (39%) составили субветви гаплогруппы N. Из остальных гаплогрупп R1a1a, C2 и Q встречены с равными частотами (19%).

В генофонде рода ооржак выявлено 9 гаплогрупп. С наибольшей частотой (30%) встречена гаплогруппа N3a, с равными частотами (15%) - гаплогруппы N1a2, N3a5, R1a1a. Более редки (7%) гаплогруппы Q и C2b1a3.

Генетики на основе Y-хромосомного исследования установили, что в целом генофонды двух родов характеризуются сходным спектром гаплогрупп, хотя и различаются по их частотам. Две трети Y-генофондов обоих родов (в среднем 63%) представлены "cевероевразийскими" гаплогруппами N и Q, тогда как "центральноазиатские" гаплогруппы С2 и О в генофондах тувинских родов, напротив, занимают весьма скромное место (в среднем 17%).

Рассматривая отдельно каждую из встреченных в тувинских родах гаплогрупп, авторы отмечают следующие закономерности.

Гаплогруппа С2 достигает максимума в Центральной Азии, хотя ее варианты распространены и у других народов Сибири и Дальнего Востока. У изученных тувинских родов частота гаплогруппы С2 невелика - 19% у монгуш и 11% у ооржак, в то время как у монголов она составляет почти две трети генофонда и состоит из различных генетических линий (субгаплогрупп).

Гаплогруппа О, которую также можно считать характерной для популяций Центральной Азии, у тувинских родов редка: и у рода монгуш, и у рода ооржак обнаружено лишь по одному носителю этой гаплогруппы, тогда как у монголов она является второй по частоте.

Таким образом, условно "центральноазиатские" гаплогруппы С и О, составляющие три четверти генофонда монголов (75%), встречаются с низкой частотой в генофонде даже тех тувинских родов, для которых предполагалось максимальное влияние монгольской экспансии. Поэтому для генофонда тувинцев в целом можно ожидать, что частота этих гаплогруппп будет существенно ниже. Эти результаты позволяют считать, что доля "центральноазиатского" компонента в генофонде тувинских родов невысокая и отражает небольшой генетический пласт, предположительно маркирующий следы монгольской экспансии.

Гаплогруппа N, распространенная по всему северу Евразии от Скандинавии до Дальнего Востока, в генофонде изученных тувинцев была представлена двумя ветвями - N1a2 и N3a.

Ветвь N1a2 максимальной частоты достигает в популяциях Западной Сибири и Южной Сибири. У тувинцев ее частота достигает 16% у рода монгуш и 15% у рода ооржак, тогда как у монголов ее частота в три раза меньше (5%). Предполагается, что гаплогруппа N1a2 может отражать вклад самодийского компонента в генофонд тувинских родов.

Ветвь N3a является мажорной для рода ооржак, составляя почти половину его генофонда (45%), и представлена двумя субветвями (N3a и N3a5). Эти же субветви характерны для рода монгуш, хотя и встречены с меньшими частотами (N3a - 9%, N3a5 - 14%).

Гаплогруппа Q (основной ареал распространения - Западная и Южная Сибирь) составляет пятую часть генофонда рода монгуш, тогда как у монголов она встречена с частотой лишь 3%. Наличие гаплогруппы Q в генофонде тувинских родов также может отражать генетический вклад самодийских и палеосибирских племен.

В пределах паневразийской гаплогруппы R1a1a выделяют две крупные генетические линии (субгаплогруппы): "европейскую" (маркер M458) и "азиатскую" (маркер Z93), почти отсутствующую на территории Европы и с наибольшей частотой встречающуюся в Южной Сибири и в северном Индостане. Она составляет ощутимую часть генофондов тувинских родов (19% у монгуш, 15% у ооржак). У монголов же ее частота значительно ниже (6%).

Как показали результаты, спектры Y-хромосомных гаплогрупп обоих родов в целом оказались сходными. В среднем две трети их генофондов (63%) составляют "североевразийские" гаплогруппы (N*, N1a2, N3a, Q), а "центральноазиатские" гаплогруппы (C2, O2) - менее пятой части (17%) генофонда. В то же время, для монголов наблюдается прямо противоположное соотношение: 10% "североевразийских" и 75% "центральноазиатских" гаплогрупп.

Если "североевразийские" гаплогруппы (N*, N1a2, N3a, Q) дополнить вариантами R1a1a, то на долю такого "не-центральноазиатского" компонента придется в среднем четыре пятых генофонда тувинских родов (монгуш - 77%, ооржак - 81%), в то время как у монголов - всего лишь 16% их генофонда, что явно противоречит гипотезе о значительной роли монгольской экспансии в формировании генофонда тувинцев.

Изученный Y-хромосомный генофонд двух тувинских родов с помощью расчета генетических расстояний сравнили с генофондами других популяций Сибири и Центральной Азии. Все популяции разделили на генетически близкие и генетически далекие к тувинцам.

В целом к изученным тувинским родам оказались наиболее генетически близки популяции хакасов, шорцев, северных алтайцев. Интересно, что хакасы-сагайцы почти в два раза генетически ближе к роду ооржак, чем эти два тувинских рода друг к другу, а другие группы хакасов (койбалы и кызыльцы) столько же генетически близки к роду монгуш, как и сами тувинские рода друг к другу. Однако буряты Забайкальского края оказались фактически столь же генетически далеки от тувинцев, как и монголы.

Таким образом, анализ не выявил явного влияния монгольской экспансии на генофонд изученных тувинских родов и тувинцев в целом. Генетическое же сходство этих родов с народами Хакасии, Алтая и Казахстана позволяет сделать вывод о формировании их генофондов на основе автохтонного южносибирского населения (предположительно, самодийско-кетского).

Работа по исследованию Y-хромосомного генофонда двух тувинских родов - это первый шаг в реконструкции взаимодействия коренного населения Южной Сибири и Центральной Азии.

Источник: "Тува-Онлайн"
Фото из открытых источников


Все новости