SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 12.07.2016

Фотоотчет: Горный Алтай - 2016

В начале лета выдалась свободная неделька, которую решено было посвятить Алтаю.

В силу ограниченного времени поездка получилась короткой, хотя и насыщенной.

Дорога

Выехали в Чемал, как обычно, в ночь на 13 июня.

Машин было на удивление мало. Хотя ничего удивительного в этом нет. Кто хотел уехать на Алтай на выходные, сделали это на пару дней раньше. А возвращаться отдыхающие начнут лишь ближе к вечеру.

Светать начало часа в 3 по Новосибирскому времени (МСК+3) в районе Барнаула. Вспоминая прошлые поездки, рассвет заставал нас уже около Бийска. С зимним-летним временем и часовыми поясами, конечно, в свое время накуролесили знатно. С другой стороны, ехать посветлу намного легче, чем в свете фар.

Традиционно остановились на въезде в Республику Алтай.

Воды Катуни выглядят на удивление спокойными, хотя и мутными, без характерной бирюзы.

Поселились на турбазе "У Михалыча". Все же сосновый лес, тишина и потрясающий вид Катуни прямо из окна не идут ни в какое сравнение с заборами усадеб в самом Чемале.

Первый день

Решили пощекотать нервы сплавом по Катуни. А поскольку на турбазе, где мы остановились, посетители ожидаемо уехали после выходных, то на сплав пошли впятером, 2 семейные пары и инструктор.

Это был настоящий экстрим!

Пройдя 3 порога от Тельдекпень-2 до Бийки, вымотались, как собаки. Но мы это сделали!!!

Второй день

Не можем мы, в отличие от большинства отдыхающих, сидеть на месте. Решили снова поехать, "куда глаза глядят". А глаза глядели на Каракольскую долину.

За Семинским перевалом, уже на подъезде к Караколу, пошел дождь, что несколько подпортило настроение. Однако в самой долине дождя не было. Словно Духи, охраняющие долину, решили проверить нашу решимость посетить это священное для алтайцев место.

Практически на въезде в долину установлен информационный щит, где указано, что мы находимся на территории природного парка "Уч-Энмек", и указанием, где можно получить пропуск. Но мы не горели желанием получать его, поэтому, приняв к сведению, проехали мимо.

Первая наша цель - петроглифы Бичикту-Кая-Бом.

Перед селом Бичикту-Боом по правой стороне от дороги установлены информационные щиты. Увы, на них мы нашли не карту природного парка со всеми достопримечательностями, а информацию, какими замечательными породами сложены расположенные рядом скальники. Хоть я и не ценитель минералогии, камни, действительно, интересные: местами сложены идеально ровными, словно отполированными похожими на мрамор пластами толщиной 4-5 сантиметров. Каюсь, один такой камень размером с ладонь я прихватил с собой, вдруг решу заняться резьбой по камню, сделаю магнитик на холодильник своими руками.

Петроглифы Каракольской галереи расположены на южном склоне горы сразу на северо-западной окраине села Бичикту-Боом.

Самая доступная группа петроглифов находится на скальном выходе прямо у дороги. К петроглифам построена "лестница", а у самих рисунков огорожена площадка. Эта группа петроглифов относится, судя по манере исполнения, к скифскому времени.

Хотя утверждается, что скалы с петроглифами тянутся на несколько сот метров, и практически на всех можно увидеть рисунки, чтобы найти их, нужно знать, где они находятся. Иначе можно долго, уподобляясь горному козлу, изображенному на самих петроглифах, рискуя сломать ноги, исследовать скальные выходы, но ничего не найти. Лично я почти за полчаса нашел лишь 1 небольшую группу петроглифов.

Далее, всего в 4 километрах от въезда в долину, привычная для Онгудайского района в районе Каракола природа резко меняется. Долина сужается и заболачивается. Петляющая, повторяя изгибы горы, гравийная дорога шириной на 1,5 машины приживается к скале.

Но уже в 5 километрах дальше долина вновь расширяется. То тут, то там просматриваются цепочки небольших задернованных курганов.

Но самое интересное начинается за селом Боочи. На юго-западе открывается Теректинский хребет, местами еще покрытый снегом, над которым лезвием высятся пики горы Уч-Энмек. Потрясающее по красоте место!!!

Не удивительно, что именно здесь, считая это место священным, древние люди хоронили умерших. На протяжении 7 километров до села Кулада в поле встречаются довольно крупные раскопанные курганы пазырыкского типа и, судя по всему, более древние, невысокие выкладки и образующие оградки цепочки камней. Но самое интересное - это установленные недалеко от курганов 3-4-метровые стелы, в принципе, не свойственные для Алтая бронзового века. Такой небольшой кусочек Хакасии, ограниченный долиной Каракола.

Третий день

Нравятся, безумно нравятся мне места за Куюсом! Поэтому мы не смогли удержаться от соблазна вновь посетить их.

Дорога до Еланды асфальтированная, далее щебенка. Удивительно, но не от Еланды, а где-то по середине между Еландой и Куюсом укладывают асфальт. Если до Куюса будет хорошая дорога - это только хорошо. Главное, чтобы дорогу не потянули дальше, такую красоту загубят! Хотя дальше строить уже и некуда.

Южная часть долины, где находится село Куюс, сплошь покрыта огромными, размерами с машину, валунами, между которыми вьется дорога. Качество дороги, если о таком можно вообще говорить, как и прежде, оставляет желать лучшего. Местами прямо посреди дороги сантиметров на 15 выступает камень. Чтобы преодолеть такое препятствие нужно либо подпрыгнуть вместе с машиной, либо прижиматься к камню, рискуя расцарапать двери или шоркнуть днищем. Но самое опасное место находится у прижима к скале на самом юге долины. Дорога узкая, всего в пару метров шириной, с одной стороны можно рукой дотянуться до скалы, а с другой взгляду открывается отвесный 10-метровый обрыв к реке.

Раз уж сюда доехали, то вновь осмотрели петроглифы Куюсского грота. Удивительно, по дороге сюда мы не встретили ни одной машины, но около петроглифов одновременно оказалось сразу 3 машины. Из строящегося неподалеку аила вышла женщина, которая провела для нас экскурсию. Понятно было ее стремление удревнить петроглифы, поэтому часто она датировала их неолитом, то есть, поздним каменным веком, хотя по стилистике и манере выбивки, они явно относятся к скифскому времени. Конечно, ученые полагают, что несколько крупных фигур оленей, в частности, олениха с олененком в животе, могут относиться к неолиту, но относить по этой причине к этому времени все остальные рисунки святилища нельзя.

Возвращение

Позавтракав, в пятницу 17 июня поехали домой.

За спиной 1700 километров и 150 литров сожженного бензина.

Не могу не отметить качество бензина на заправке "Роснефть" в Усть-Семе. На новосибирском 92-м бензине от Газпромнефти расход составил 9,2 литра по трассе, что не мало, но для 2-литровой CR-V, не отличающейся экономичность, нормально. А на сравнимом по цене бензине от "Роснефти" я вернулся домой, израсходовав на 500 километров всего 42 литра, то есть 8,4 литра на 100 километров!