SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

История Сибири, железный век

Железный век внес большие перемены в жизнь народов древней Сибири и Дальнего Востока.

Сибирские племена познакомились с железом в I тысячелетии до н.э. Эпоха раннего железа Сибири охватывает значительный хронологический отрезок: VII век до н.э. - IV век н.э.

Историко-археологические особенности развития степных районов Евразии позволяют выделить два длительных периода в эпохе раннего железа: скифский или скифо-сакский и гуннский или гунно-сарматский. На основе развитого кочевого скотоводства здесь сложились общества с военно-демократическим укладом и оформились первые племенные союзы.

"Скифское" время в истории народов Евразийских степей относится к VIII-III векам до н.э. и характеризуется переходом от пастушеско-земледельческих форм хозяйства к кочевому скотоводству, в результате чего возросла динамичность контактов между различными этническими группами, возник регулярный обмен, началось накопление больших масс скота у кочевых племен.

К числу домашних производств относились обработка кости и рога, гончарство, прядение и ткачество. Из кости и рога делались наконечники стрел, трепала для пряжи, гребни, рукоятки ножей и другие предметы. Глиняная посуда лепилась от руки двумя способами: ленточным налепом и выдавлением горшка из целого куска глины. Первый способ применялся при выделке плоскодонной посуды, второй - при изготовлении круглодонных небольших чаш.

В горах и долинах Алтая и Саян обитали юэчжи. С юэчжами в современной скифологии связывают пазырыкскую и уюкскую культуры Алтая и Тувы. Вопрос о языковой принадлежности юэчжей неясен. Чаще всего их относят к восточным ираноязычным массагетам. По другому мнению, юэчжи были многоязычны, и, в частности, некоторые этнонимы восходят к тюркским языкам. Раскопки Пазырыкских курганов засвидетельствовали смешанный монголоидно-европеоидный тип юэчжей.

Раскопки курганов скифского времени на Алтае, прежде всего раскопки больших курганов в долине Пазырыка, а также в Туяхте и Вашадаре, привели к открытиям мирового значения. Средоточием первоклассных по своему значению памятников явилась и соседняя с Алтаем Тыва: среди прочих комплексов здесь были обнаружены и раскопаны непотревоженные могильники Саглы-Бажи II и Казылган. Замечательной сохранности вещей из дерева, кожи, войлока, тканей на Алтае и в Туве способствовала подкурганная мерзлота, на тысячелетия сковавшая древние усыпальницы. Радиоуглеродный анализ дерева из пазырыкских курганов подтвердил датировку их скифским временем (пятый Пазырыкский курган - 2240 + 50, второй Пазырыкский курган - 2350 + 140 лет). Окончательно "скифская" датировка пазырыкских курганов была подтверждена раскопками неграбленых саглынских курганов Тывы, где произведения пазырыкского искусства были найдены вместе с многочисленным инвентарем скифского времени.

К северо-востоку от юэчжей в енисейских степях была распространена тагарская культура динлинов. Тагарцы, по свидетельству китайцев, были родственны хуннам, но всегда враждебны им. В отличие от соседей юэчжей, тагарцы вели оседлый образ жизни.

Племена тагарской культуры достигли высокого развития в производстве металла и металлообработке. Большая часть древних медных рудников Южной Сибири принадлежала тагарцам. Они значительно улучшили состав различных бронзовых сплавов. Знаменитая тагарская золотистая бронза в виде слитков, а чаще изделий служила предметом экспорта в другие районы, особенно в тайгу и лесостепи Западной и Средней Сибири.

Проникновение тагарского населения Верхнее Приобье в среду большереченских племен приходится на V-III веках до н.э. Об этом свидетельствуют широко распространенная на большереченских поселениях керамика баночных форм, очень слабо орнаментированная вдоль венчика ямками или выпуклостями, а также многочисленные находки тагарских металлических вещей - оружия, бронзовых зеркал с фигурками архаров на ручке, предметов "звериного стиля" и украшений. Население Верхнего Приобья в этот период начинает отливать бронзовые однопетельные ножи.

Продвижение тагарских племен на запад фиксируется и распространением тагарских курганов, которые обнаружены в междуречье Чулыма и Томи и даже на левом берегу последней.

Появление тагарских племен в Притомье и Верхнем Приобье не привело к смене населения этих районов. Напротив, пришельцы были ассимилированы местными лесными племенами. Более существенное воздействие на племена Верхнего Приобья оказали вторжения во II-I веках до н.э. кочевых племен из Кулундинской степи. В результате их проникновения население Верхнего Приобья в конце I тысячелетия до н.э. становится смешанным.

Война занимала большое место в жизни лесостепных племен Западной Сибири. Частые военные стычки были обусловлены стремлением обогатиться за счет грабежа соседей. Судя по инвентарю погребений, каждый взрослый мужчина являлся воином, готовым к нападению или отражению вторгшегося неприятеля. Литые бронзовые изображения таких воинов происходят из клада близ дер. Сапоговой Буринского района Челябинской обл. В состав оружия каждого воина входили длинный меч, короткий кинжал с серповидным навершием, носившийся на правом боку, конец ножен которого привязывали к бедру, а также колчан с луком и стрелами, привешенный с левой стороны, сзади. Аналогичный способ укрепления ножен кинжала применялся обскими уграми вплоть до недавнего времени. Лук саргатских племен имел на концах роговые накладки с вырезами для закрепления тетивы. Боевыми были черешковые железные наконечники стрел трехлопастной формы. Для охоты предназначались костяные черешковые наконечники стрел или трехгранные, втульчатые, подражающие по форме бронзовым.

В IV-III веках до н.э. на территории Поднебесной империи образовался воинственный союз хунну, чье внимание привлекла варварская периферия. Китайская дипломатия энергично собирает сведения о западных и северных землях. В поле их зрения попадают усуни, юэчжи и динлины- тагары, которые, по сведениям письменных источников, они создали свое время сильные политические союзы, долгое время успешно противодействовавшие хуннам.

Тем не менее, "скифское время" в евразийских степях сменяется "гунно-сарматским" в III веке до н.э. - IV веке н.э. Сарматы (ираноязычные племена, населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная) на западе, хунны - на востоке стали господствовать в Великой степи. Самой характерной чертой гуннской жизни являлось кочевое скотоводство с постоянной переменой места, обитая за северными пределами Китая, они переходят со своим скотом с одних пастбищ на другие.

Для этого периода характерны полная победа железа над бронзой и камнем в материальной культуре, дальнейшее развитие кочевничества и небывалый размах миграционных процессов.

В первые века н.э. на огромной варварской периферии рабовладельческого мира почти одновременно в обществах германцев, славян, хуннов, сарматов начался переход к классовому обществу. Так, например, господствующее положение в обществе пазырыкцев принадлежало могущественным вождям племенных объединений, похороненным в грандиозных усыпальницах - больших пазырыкских курганах Алтая и кургана Улуг-Хорум, находящегося в одноименном урочище Саглынской долины. К племенным вождям примыкала родовая знать, аристократия, властвовавшая на более ограниченных территориях, входивших в объединение пазырыкского союза. Такие аристократы погребались в могильниках тип Саглы-Бажи II, Озен-Ала-Белиг, Казылган, меньших по размеру, не таких монументальных, как пазырыкские курганы. Наконец, низам населения, рядовым общинникам принадлежат курганы без инвентаря или с минимальным числом вещей. Количество таки курганов в Туве и сопредельных с нею территориях котловины велики озер Монголии огромно.

У этих народов образуются могущественные военно-политические союзы, они становятся подвижными и агрессивными. Одряхлевшие рабовладельческие цивилизации, зашедшие в экономический тупик, раздираемые внутренними противоречиями, неспособны были дать отпор варварам.

Мир был накануне "великого переселения народов", толчок которому был дан на востоке. Сибирь сыграла значительную роль в жизни евразийского степного средневековья.

Связанные статьи:
  • История заселения Алтая

    © Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

    В статье использованы материалы с сайта irkipedia.ru и protown.ru