Загадки скифских курганов
В 2005 году в Хакасии закончились раскопки скифского кургана, расположенного в Усть-Абаканском районе в местечке под названием "Барсучий лог". Российско-германская археологическая экспедиция за два полевых сезона 2004-2005 годов переворошила сотни тонн земли в тщетной надежде превзойти свой же собственный успех пятилетней давности, полученный в ходе раскопок скифского кургана "Аржан-2" в Долине царей в Тыве.
Для начала стоит напомнить некоторые детали раскопок упомянутой усыпальницы скифских вождей "Аржан-2". В 2000 году курган уже был существенно поврежден при строительстве автодороги. Пострадал древний могильник и от местных жителей, постепенно перетаскавших для своих хозяйственных нужд почти все крупные камни. В состав археологической экспедиции 2001 года вошли: президент Германского археологического института Герман Парцингер, научный сотрудник этого же института Анатоль Наглер (выпускник истфака Осетинского госуниверситета), а также Андрей Готлиб - немец с российским гражданством, представляющий интересы Хакасского госуниверситета и СО РАН, вследствие чего экспедиции присвоили российско-германский статус.
Хотя этот гигантский некрополь насчитывает сотни разновременных курганов, мировую известность получили только два - "Аржан-1" и "Аржан 2". Оба кургана входят в цепь из четырех похожих погребальных сооружений, расположенных по линии запад-восток, на расстоянии 3-4 километров друг от друга. "Аржан-1" замыкает ее западную часть, а "Аржан-2" - восточную.
"Аржан-1" имел округлую насыпь диаметром 120 метров. Погребальное сооружение состояло из камня и дерева, вскрытое и расчищенное, оно напоминало лежащее колесо. Центральную могилу князя и его супруги окружали по кругу погребальные бревенчатые камеры, в которых были похоронены 15 человек "свиты" и 160 жертвенных скакунов. Основное погребение кургана, как и большинство сопроводительных, оказалось ограблено.
А вот "Аржан-2" таил в себе "золотую" мечту любого археолога - неразграбленное захоронение. В кургане обнаружена не одна, а две могилы. Разрушенной оказалась только одна из них. Во второй, неразграбленной могиле, обнаружены оружие и золотые украшения весом более 20 килограммов!
Главным же открытием "Аржан-1" стал его возраст (конец IX - начало VIII века до н. э.), позволивший историкам выдвинуть гипотезу, что развитая культура ранних кочевников, известная, прежде всего, по предметам и изделиям, оформленным в так называемом скифо-сибирском зверином стиле, сложилась не в Северном Причерноморье или где-то еще, как считалось до раскопок в Туве, а именно в Центральной Азии. И уже оттуда постепенно аржанская традиция распространилась на запад Евразии, получив особое развитие в южно-русских степях: "инновации", отмеченные в кургане Аржан, впервые появляются там только в VII веке до н.э. Нет других объяснений тому исключительно интересному факту появления на севере Тувы на самой заре эпохи ранних кочевников уникального элитного кургана Аржан с уже вполне сформировавшейся "скифской триадой" (оружие, снаряжение верхового коня и звериный стиль). Доказательством былого могущества центрально-азиатских кочевников служат более скромные аналоги Аржана синхронные с ним курганы, распространенные в Туве, Монголии, Алтае и восточном Казахстане. Более того, и древнегреческий историк Геродот сообщал в V веке до н.э., что воинственные варвары-скифы появились в Причерноморских степях откуда-то из глубин Азии. Персы называли скифов саками (от "сак" - "олень"). Геродот также сообщал, что саки - это азиатские скифы.
В 2003 году Германский археологический институт озвучил свои амбиции, желая повторить раскопки памятника такого же масштаба, как и Салбыкский курган. В качестве объекта был выбран самый большой курган Барсучьего лога, относимый российскими учеными к закату тагарской культуры, так называемому тесинскому периоду (II-I века до н.э.).
Таким образом, раскопки в Тыве и Хакасии вели одни и те же люди. "Аржан", как уже говорилось, принес им массу новых открытий и мировую известность. А что принес курган из Барсучьего лога?
Некоторые российские археологи заранее предупреждали немецких коллег о бесперспективности раскопок. Говорилось, что усыпальница Барсучий лог разграблена. Кроме того, уже проведенные ранее исследования показали, что царские курганы скифов-тагарцев имели распространение во времена расцвета этой археологической культуры в V-III века до н.э. (так называемый сарагашенский период): Салбыкский курган, в котором был похоронен только один человек, сооружен именно тогда. А среди самых поздних тагарских курганов (тесинских) могил вождей встречено не было, однако есть основания предполагать, что они продолжали сооружаться, но не для одного человека, а для целых династий вождей. Поэтому копать надо в Долине царей, где вместе с Салбыком находятся и другие огромные курганы, большинство из которых относится к расцвету тагарской культуры.
Но немцы настояли на своем и в 2004 году приступили к раскопкам. Однако, как их и предупреждали, ни вожделенного скифского золота, ни причудливых бронзовых вещей археологи так и не нашли. Только трухлявый деревянный сруб, кости трех скелетов, несколько глиняных черепков, кусочек золотой фольги и мелкий рубин, явно пропущенный грабителями могилы. Хотя, судя по масштабам кургана, принадлежал он, бесспорно, знатным людям, вождям.
Тем не менее, журналистам было заявлено, что Барсучий лог - самое большое открытие тагарской эпохи. Чем же была обоснована столь высокая оценка?
Первое, о чем было заявлено - уникальная архитектура и методика возведения кургана. Курган представлял собой правильное пирамидальное сооружение диаметром 75 и высотой более 10 метров. Археологи подчеркнули удивительно хорошо сохранившуюся пирамидальную форму древнего захоронения и кладку из облицованных глиной земляных блоков. По словам ученых, точно такая технология известна по раскопкам курганов Причерноморья, а значит, позволяет связать народы тех мест с тагарцами в единый узел распространения скифской культуры. На самом деле ничего нового в этом нет. О том, что тагарские курганы имели форму ступенчатой пирамиды и дерновую кладку, было известно и раньше. Не новой оказался и вывод, что енисейские тагарцы входили в круг народов, населявших древний "скифский пояс", границы которого простирались от Китая до Черного моря.
Второй "сенсацией" стал шестиметровый подземный ход (дромос), ведущий к перекрытию могилы. Сложен он был из толстых бревен сибирской лиственницы, причем каждое бревно для большей сохранности было обмотано 15-сантиметровым слоем бересты. Журналистам заявили, что подобные входы скифской эпохи еще не раскапывались на территории Евразийской степи. На самом же деле, аналогичная находка дромоса была зафиксирована при раскопке Большого Салбыкского кургана.
Немцы также заявили, что найденные в могиле остатки глиняной посуды не типичны для тагарской культуры. Впрочем, и это не является революционным открытием. Значительные отличия в форме посуды - обычное дело на стыке разных исторических эпох, и тагарско-тесинский период сменился таштыкской эпохой, конечно, не сразу. Думается, находка глиняных черепков в Барсучьем логу и показала происходившие изменения.
Ничего сенсационного нет и в использовании при строительстве ограды кургана каменных стел, взятых строителями могильника с курганов, предшествовавших тагарскому времени. Это практиковалось с V века до н.э. и связывается с обычаем приобщения. Именно поэтому в ограду Барсучьего лога вмонтированы курганные плиты более ранних культур, доказывающих родство с ними похороненных здесь людей или приобретенное (например, войной) право последних распоряжаться землей предшествующих поколений.
При закладке ограды кургана диаметром 54 на 54 метра (что значительно уступает размерам ограды настоящего царского Салбыкского кургана) были совершены и человеческие жертвоприношения, о чем немецкие археологи вообще промолчали. Хотя именно здесь и есть открытие: принесенный в жертву человек стоял на коленях, обе ступни его были отсечены, а такой ритуал у найденных в оградах тагарских курганов человеческих жертв до сего дня не прослеживался. Еще об одном умолчали немецкие исследователи. Это обряд осквернения - найденный здесь череп собаки. На рубеже нашей эры так поступали довольно часто, чтобы "отомстить" конкретному ушедшему в мир иной человеку либо его роду. И делали это, скорее всего, гунны или пришедшие за ними тюркские народы. Тагарцы этого сделать попросту не посмели бы: собака у них считалась таким же священным животным, как и конь. А тюркские народы, с которыми на протяжении своей истории сталкивались индо-иранцы и приобские угры (от туранцев до хунну), как раз считали собаку нечистым животным, брезговали ею. То есть, осквернить таким образом скифский курган могли только они.
Но, не смотря на предыдущие замечания, курган в Барсучьем логе таил в себе поистине сенсационную тайну: он позволяет установить связь между людьми, похороненными в Долине царей в Тыве и вождями тагарской культурой.
Прорыв в изучении собранных археологических материалов немецким ученым обеспечили современные технологии. Генетические исследования костных останков, поднятых в "Аржане-2", показали, что похороненный здесь "царь" умер от рака предстательной железы. Анализ костных останков из Барсучьего лога показал, что люди из этого кургана также имели очень редкое генетическое заболевание, которое может проявляться только один раз на три миллиона человек. Сенсация же заключается в том, что точно такое же редчайшее заболевание имели и люди, похороненные в Аржане-2!
По-видимому, при жизни вожди и тагарцев, и аржанцев были отмечены некоей "царской болезнью". Точно так же, как это отмечалось и в современном, обозримом прошлом среди царских домов Европы и России. Если это действительно так, то в историю тагарских племен почти наверняка придется вносить существенные дополнения.
|