Тува скифского времени: Периодизация культур
Уюкская археологическая культура эпохи бронзового и железного веков (VII-III века до н.э.) охватывает практически весь скифский период Тувы.
Название Уюкская культура получила по месту первых научных раскопок курганов на реке Уюк Пий-Хемского кожууна Тувы, произведенных в 1916 году А.В.Адриановым и в 1920-х годах С.А.Теплоуховым.
В ареал уюкской культуры, помимо Турано-Уюкской котловины в Туве, входят Восточный Алтай и Северо-Западная Монголия.
Исходя из принципа выделения археологической культуры (или культур) в скифскую эпоху, свойственных только для территории Тувы, ученые приходят к взаимоисключающим концепциям развития Тувы - монокультурности и поликультурности. Соответствующим образом интерпретируются и происходившие здесь процессы культурогенеза: или в виде последовательного саморазвития одной культурной традиции, или в виде нескольких сменяющих друг друга культурно-исторических комплексов.
Идея монокультурности, то есть непрерывного поэтапного развития на всем протяжении скифской эпохи в Туве одной археологической культуры, была практически одновременно высказана Л.Р.Кызласовым и С.И. Вайнштейном.
С.И.Вайнштейн выделил казылганскую культуру (VII-III века до н.э.), разделив ее памятники на четыре этапа: VII-VI века до н.э., оставленный без названия, кокэльский (VI-V века до н.э.), казылганский (V-IV века до н.э.) и озен-ала-белигский (IV-III вв. до н.э.).
Аналогичным образом, рассматривая скифский период Тувы, Л.Р.Кызласов выделил уюкскую культуру с разделением ее на два этапа, VII-VI века до н.э. и V-III века до н.э. В дальнейшем Л.Р.Кызласов, обратив особое внимание на типологические особенности погребений первого этапа уюкской культуры, выделив среди них аржанскую, эрзинскую, зубовскую и успенскую группы памятников VII-VI веков до н.э., имевших, по его мнению, различное этническое содержание.
Развивая идеи Л.Р.Кызласова, М.Х.Маннай-оол выделил третий этап уюкской культуры (IV-III века до н.э.), соответствующий озен-ала-белигскому этапу по периодизации С.И.Вайнштейна.
Во всех случаях конец существования уюкской (или казылганской) культуры в Туве проводился на уровне III века до н.э.
На материалах памятников эпохи ранних кочевников Тувы концепция поликультурности была детально разработана А.Д.Грачом. Материалы раннескифского времени выделены им в качестве самостоятельной археологической культуры, получившей название алды-бельской, с разделением на два этапа: аржанский (VIII-VII века до н.э.) и усть-хемчикский (VII-VI века до н.э.). Алды-бельской культуре, по мнению А.Д.Грача, предшествовали памятники монгун-тайгинского типа, в целом отнесенные к доскифскому времени. В середине I тысячелетия до н.э. алды-бельская культура сменяется саглынской культурой, которая также разделяется на два этапа: собственно саглынский (V-IV века до н.э.) и озен-ала-белигский (IV-III века до н.э.) Верхняя граница существования саглынской культуры вновь находится на уровне III века до н.э.
Следует отметить, что все приведенные выше наименования культур, а иногда и составляющих их этапов, одинаково используются в литературе, что, естественно, создает определенные трудности, особенно при систематизации нового материала. Некоторым компромиссом в этом плане было введение В.А.Семеновым общего наименования "уюкско-саглынской культуры".
Что касается содержательной стороны определения памятников V-III веков до н.э., то, кроме разницы в названиях, между исследователями нет существенных расхождений. На это указал А.П.Окладников: "Эти разногласия..., разумеется, не имеют существенного значения, поскольку речь идет о памятниках одного типа, об одной и той же в принципе культуре". Что касается раннескифского времени, то здесь расхождения не только формальны, но и существенны, так как остаются дискуссионными, в частности, и само начало этого периода.
Таким образом оба наименования "саглынская культура" и "уюкская культура", в принципе, могут использоваться в равной степени. При этом наиболее существенными являются не культурно-разграничительные характеристики выделенных археологических культур и типов памятников, а взаимодействие на смежных этапах развития различных культурных традиций, в целом обеспечивающих преемственность культурогенеза.
Оглавление:
|