SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 05.05.2016

Тува скифского времени: Поминальные или ритуальные памятники

К подобным памятникам следует отнести круги из восьми камней, известные по всей степной Туве, и каменные оградки со стелами или каменными плитами в центре.

Круги из восьми камней сложены из положенных или врытых наполовину на некотором расстоянии друг от друга и образующих более или менее правильные круги диаметром 4-12 метров, в отдельных случаях они имели овальную форму. Образующие их камни представляют собой массивные округлые или сколотые обломки скалы высотой до 1 метра. Круги эти располагаются одиночно или вблизи курганов, что позволяет датировать их тем же периодом. Раскопки этих колец не дают никаких находок и обнаруживают нетронутый грунт без каких-либо следов человеческой деятельности. Вероятно, они служили местами жертвоприношений.

Подобные сооружения из восьми камней встречены на Алтае. По своему внешнему виду и по внутреннему содержанию они совершенно идентичны тувинским. Алтайские круги из восьми камней также находятся вблизи пазырыкских курганов и не содержат никаких следов погребения.

Во время раскопок А.В.Адрианов под одной из больших каменных глыб круга из восьми камней нашел целый комплекс датирующих предметов, относящихся к майэмирскому времени (VII-VI век до н.э.): бронзовые удила, кружок, золотые пластинки с изображением животных, уложенные одна поверх другой. Вероятно, эти находки непосредственно связаны с ритуально-жертвенными памятниками и не являются позже спрятанным кладом. Таким образом, круги из восьми камней в Туве, как и на Алтае, представляют собой поминально-ритуальные памятники и могут быть датированы VII-III веком до н.э.

К этому же типу памятников, видимо, относятся небольшие кольцевые каменные выкладки из небольших обломков горных пород или валунов, располагающиеся вокруг (к западу или востоку) от больших каменных курганов и херексуров уюкского времени. По размеру эти кольца значительно меньше, чем описанные выше. Обычно они располагаются группами, рядом друг с другом, а иногда примыкая друг к другу. Раскопки таких колец также обнаруживают нетронутый грунт.

Каменные оградки со стелами или каменными плитами в центре представляют собой небольшие прямоугольные каменные оградки из массивных плит, врытых на ребро. Их размеры их колеблются от 1х1,5 до 3,5х4 метра. Располагаются они, как и курганы уюкского времени, цепочками в один ряд с севера на юг или с северо-востока на юго-запад и примыкают одна к другой, иногда имеют смежные стенки. В центре этих оградок, как правило, стоят вкопанные необработанные каменные столбы различных размеров, в большинстве случаев они стоят поодиночке, а иногда и по нескольку штук. На некоторых плитах обнаруживаются петроглифы.

Каменные оградки с каменными столбами в центре сравнительно малочисленны и встречаются в южных, западных и центральных районах Тувы. Раскопки этих оградок не дают никаких находок. Лишь в одном случае обнаружено зольное пятно, огражденное плитами, в золе которого были найдены обожженные кости животных. Вероятно, эти каменные оградки являются поминальными сооружениями.

Отсутствие находок в этих оградках, несомненно, затрудняет их датировку и назначение, однако с большой долей уверенности их можно отнести к уюкскому времени. Имеются некоторые данные, подтверждающие такую датировку. Эти оградки обычно располагаются, подобно уюкским курганам, по линии и нередко находятся вместе с ними. На стелах этих оград изображены предметы и животные, характерные для уюкского времени. Оградки резко отличаются от древнетюркских поминальных каменных оград, имеющих квадратную форму, каменные изваяния и балбалы которых, как правило, стоят за пределами поминальных оград, а не внутри. Кроме того, эта датировка подтверждается совершенно аналогичными памятниками Монголии, в центре оград которых стоят оленные камни, датируемые этим же периодом (VII-III век до н.э.).


Оглавление:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы книг Д.Г.Савинова "Ранние кочевники Верхнего Енисея. Археологические культуры и культурогенез", М.Х.Маннай-оол "Тува в скифское время"