SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.08.2021

Тайна Принцессы Укока - Принцесса Ак-Кадын и Хранитель Земли?

В 1993 году на юге Республики Алтай на высокогорном плато Укок новосибирские археологи под руководством Натальи Полосьмак в кургане на могильнике Ак-Алаха-3 обнаружили хорошо сохранившуюся мумию молодой женщины, которую прозвали "Укокская принцесса" или "Принцесса Укока". Конечно, это имя мумия приобрела намного позже.

Находка датирована серединой I тысячелетия до н.э., это время приходится на скифский период, который в Горном Алтае связывается с пазырыкской культурой.

Вследствие особенностей климата в могильной камере образовалась ледовая линза. Попавшая в могильную камеру вода в условиях вечной мерзлоты превратилась в лед. Этот лед спас захоронение от разграбления: хотя курганная насыпь была сильно повреждена, само захоронение вместе с находящимися в нем артефактами осталась
нетронутой. В относительно хорошем состоянии сохранилась даже органика.

Подобных находок не было с момента обнаружения царских курганов в урочище Пазырык у села Балыктуюль Улаганского района Республики Алтай и "Царского кургана" в Чарышском районе Алтайского края. Поэтому сразу же история Принцессы Укока привлекла внимание не только ученых, но охотников за сенсациями.

Пока ученые в Новосибирске исследовали мумию женщины, в Горном Алтае зарождался скандал. Зачинщики апеллировали к возрождающемуся национальному самосознанию и на его волне поспешили назвать захороненную в кургане Ак-Алаха-3 скифскую женщину не только принцессой, хотя этот титул не был свойственен кочевникам, но даже объявили ее Ак-Кадын, дочерью легендарного Хана Алтая, прародительницей алтайцев.

И сразу возникает вопрос. Если это Кадын (Катунь), дочь Алтая, сбежавшая на север с возлюбленным Бием, то почему место ее захоронения находится не на севере, а на Алтае. И почему на плато Укок, а не у родного дома в районе Катунского хребта, у ледника Геблера на склоне Белухи, где прошло, если уж проводить подобные аналогии, детство Кадын, где она из ребенка-ручейка превратилась девушку-реку?

Сразу же ряд деятелей, среди которых следует выделить Акая Кине, заявили, что им давно было известно, будто в 1993 году раскопают могилу Орче Бала - Хранительницы Земли. И имелись все факты, что могила Орче Бала находится именно под курганной насыпью на могильнике Ак-Алаха-3. Почему? Потому что это было одиночное захоронение, хотя у пазырыкцев были приняты семейные захоронения, образующие цепочки курганов. Так в 3 километрах к западу от кургана Принцессы находится памятник Ак-Алаха-1 с пятью скифскими курганами.

Оказывается, местные жители не только прекрасно знали об этом месте погребения, но и знали, кто там похоронен - легендарная "принцесса Кадын", прародительница и покровительница алтайского народа, она же по совместительству Хранительница Земли. Но почему же тогда сами алтайцы наполовину разобрали ее курган, используя камни для строительства? Или "Дух Принцессы" не запрещает осквернять ее могилу для "благих целей"?

Похоже, что здесь на лицо двойные стандарты. Ведь сразу после обнаружения мумия показала свой суровый нрав.

Как только археологи наткнулись на гроб, среди ясного неба раздался оглушительный гром, а после извлечения гроба началось сильнейшее землетрясение. Странно только то, что сами археологи эти факты не подтверждают.

Стоило доставить мумию в Новосибирск, разразился политический кризис 1993 года и последовавшие за ним экономические неприятности. Но люди не услышали предупреждений. И как раз перед подготовкой к публичной демонстрации мумии в 1995 году началась война в Чечне.

После этого все наводнения, все землетрясения на Алтае и не только почему-то связывались именно с отрывом Кадын от родной земли. Не важно, что наводнения и сейсмическая неустойчивость свойственны горному району Алтая в принципе. Удивительным образом с этих пор все катаклизмы стали напрямую связывать с местью Принцессы Укока.

Не успокоилась Принцесса и после того, как в 2012 году ее вернули в Горный Алтай и поместили в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске в специально подготовленном для этого зале со саркофагом стоимостью 765 миллионов рублей. Свое возвращение Принцесса "отпраздновала" 5-бальным землетрясением.

Наконец, оказывается, со слов шаманов и примкнувшим к ним политикам, у Принцессы есть сестра, захороненная на Укоке, но, оставшись одна, она не справляется с рвущимися в наш мир силами зла.

Конечно же, во все эти фантазии сложно поверить. Ведь почему-то экспонируемые в Эрмитаже мумии из Пазырыкских курганов близ Балыктуюля не отличаются подобной мстительностью. Хотя, что тут говорить, там же были захоронены простые племенные вожди, а Принцесса была не кем-то, а Великой жрицей!

Почему жрицей? Ее руки, плечи, грудь и спина были покрыты сложными татуировками. Были татуировки и у балыктуюльских мумий, и они не уступают
татуировкам Принцессы. Но в случае с укокской мумией они приобретают совершенно другой смысл. Ведь она была жрицей. Почему жрицей? -спросим в очередной раз. Ну а кем еще? И хотя в развившемся на основе скифо-сибирских традициях тюркском обществе за женщиной закреплялась роль хранителя очага и дома, а не проводника между миром людей и миром духов, это не важно. Вообще скифо-сибирский шаманизм, представлявший, по-видимому, зачаточное формирование тенгрианства, как и развитое тенгрианство, не предполагают активное участие женщин в обрядах. Не важно и то, что ученые не подтверждают существования в скифском обществе института жричества, на что указывает также и Геродот.

Казалось бы, все факты на лицо. Но вот другие факты говорят совершенно обратное.

Несомненно, она или ее семья не бедствовали. На это указывают как размер кургана, так и несколько захороненных с ней коней, а также прочий сопроводительный инвентарь. На высокий статус женщины указывает и ее шелковая одежда. Но по богатству захоронение Принцессы не идет ни в какое сравнение с "царскими" Пазырыкскими захоронениями. Так что Принцесса не принадлежала к высшей касте общества, хотя, несомненно, имела высокий статус в своем племени.

По информации ученых, проводивших исследования, в детском или юношеском возрасте женщина переболела остеомиелитом. Причинами этого тяжелого заболевания, сопровождаемого болями и генерализованным инфекционным процессом, ученые видят в неблагоприятных условиях жизни и травмах. Когда ей было немного за двадцать, ее настигло другое тяжелейшее заболевание - рак груди, уничтожавший ее в течение последних 5-7 лет жизни. Говоря современным языком, у нее диагностирована четвертая, последняя, стадия рака молочной железы. Для этой стадии характерны очень сильные боли и сильнейшая интоксикация организма, вызывающая потерю физических сил.

За несколько месяцев до смерти, вероятно, упав с лошади, она получила серьезные травмы: пострадали правый висок, правое плечо и правый тазобедренный сустав. Правая рука при этом не пострадала, что указывает на то, что к этому времени рука уже бездействовала и была привязана к туловищу. На это же указывает патологическое изменение ее тканей, отражающее, по сути, процесс прижизненного гниения. Однако от полученных травм она не умерла, и прожила еще несколько месяцев, будучи прикованной к постели. Общее самочувствие ее перед уходом из жизни, без сомнения, было очень тяжелым.

Тяжелое вследствие болезни состояние Принцессы вряд ли могло способствовать ее активному участию в проведении ритуальных обрядов. И лишь подтверждает, что она не принадлежала к касте жрецов.

Она не стала матерью семьи, не стала основательницей рода. Вероятно, поэтому курган расположен отдельно от других.

Однако за свою недолгую жизнь, вероятно, в силу личных качеств, она сумела завоевать уважение своего народа, который отплатил ей богатым курганом.

Так или иначе, необходимо признать необычность Принцессы Укока. Ведь даже одно ее имя помогло многим политикам построить политическую карьеру и выиграть не одни выборы.