SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.08.2021

Алтай - прародина тюркских народов

Дискуссии относительно прародины тюркских народов не утихают уже не одно десятилетие. Традиционно колыбелью тюркских народов считается Алтай. Однако существует множество версий, по которым тюркские народы появились в Северном Причерноморье или даже на Кавказе.

Вообще, ни одно из этих утверждений не верно.

Слово "тюрк" за 1,5 тысячи лет своего существования несколько раз меняло значение. В V веке тюрками назывался говоривший "по-тюркски" племенной союз, возглавляемый родом Ашина. Но соседние народы, в частности, теле, говорившие на том же языке, тюрками отнюдь не назывались. Арабы до Рашид ад Дина называли тюрками всех кочевников Средней и Центральной Азии без языковой дифференциации. Другие народы, например, турки или азербайджанцы этническими тюрками никогда не были, но имеют язык тюркской языковой семьи, переняв его от соседей. Таким образом, в современном значении "тюрк" - это исключительно лингвистическое понятие, без учета этнографии и происхождения.

Поэтому под прародиной тюркских народов следует понимать ареал зарождения языка, распространившегося на весь тюркский мир, а вовсе не народа, расселившегося на огромных пространствах Евразии. И искать ее следует там, где впервые был приметен термин "тюрк". Пока укрупнено ограничим этот регион Средней и Центральной Азией и югом западной Сибири.

Сложение пратюркского субстрата следует рассматривать с середины I тысячелетия до н.э. До этого времени здесь изолированно проживало андроновское население, сложившееся на базе автохтонного неолитического населения. На западе андроновцы соприкасались с ямниками Южного Урала, на востоке – с глазговцами Прибайкалья, Персией на юго-западе и Китаем на юге и юго-востоке.

К середине I тысячелетия до н.э. на указанных территориях сложились различные государственно-племенные образования: хунну в Ордосе, юэчжи в Таримском бассейне от Тянь-шаня до Ордоса, тагарцы в Минусе, к северным юэчжам, вероятно, следует отнести пазырыкцев на Алтае.

Принимая, что хунну были восточной ветвью чи-ди, потомков перешедших Гоби жун-ди, их западных соседей, юэчжей, следует считать западной ветвью чи-ди, очевидно, имевших схожий язык. Подробнее о происхождении хунну читайте в статье "Хунну - тюркоязычные европеоиды с монголоидной внешностью".

Во время расцвета империи хунну проникают в Минусу, расширяют границы до Алтая и Семиречья на западе, на востоке ведут непрекращающиеся войны с сяньби.

К началу I тысячелетия н.э. следует отнести унификацию языка и распространение его на всю территорию от Тянь-Шаня на западе, до Минусы на севере, и Прибайкалья на востоке. Этот язык получил название орхоно-енисейский и считается древне-тюркским. Однако о появлении тюрков с их тюркским языком говорить пока рано.

После распада империи хунну на западе в Семиречье и центральном Тянь-Шане образуется последнее хуннское государство Юэбань, разбитое в середине тысячелетия чи-ди, именовавшимися ди-ли (динлинами) и образовавшими собственное государство Гяогюй.

На территории Монголии и северного Китая возникает Жужаньский каганат. Ослабевшее телесское государство Гяогюй находится в вассальном положении по отношению к Жужани. На северо-востоке Китая возникает сяньбинское государство Северная Вэй (Тоба).

Когда в 439 году Тоба окончательно победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, вождь Ашина "с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев" (Гумилев Л.Н., "Древние тюрки").

По легенде, род Ашина происходит от волчицы, а слово "ашина" буквально означало "волк". В тюркских языках волк – "бури" или "каскыр", а по-монгольски "чоно", префикс "а" в китайском языке означает степень уважения, превосходства. Так "Ашина" значит в переводе с монгольского "благородный волк".

Китайцы называли народ Ашина "тю кю".

Будучи потомками хунну, род Ашина, проживая в монголоязычной сяньбинской среде, мог получить и сяньбинское имя, мог даже использовать сяньбинский язык для общения. Однако попав в предгорья Монгольского Алтая, где проживали тюркоязычные (орхоно-енисейскоязычные) племена динлинов-теле, 500 семей, ушедших вместе с Ашина, из-за малочисленности не могли повлиять на языковые предпочтения населения. Однако, смешавшись с местным населением род Ашина не только возглавил принявший его народ, но и передал ему свое имя "тюрк" или "тюркют".

И вот когда телеские племена, озлобленные жужаньским доминированием восстали и выдвинулись из западной Джунгарии, чтобы нанести жужаням сокрушительный удар, "из ущелий Гобийского Алтая выехали стройные ряды тюркютов в пластинчатых панцирях с длинными копьями на откормленных боевых конях" (Гумилев Л.Н., "Древние тюрки").Телесы не ожидали флангового удара, поэтому изъявили полную покорность тюркютам, а те приняли телесов в подданство. Так тюрки впервые появляются на мировой политической арене.

И вот здесь важно, что Гумилев прямо пишет, что тюркюты вышли из ущелий Гобийского Алтая, юго-восточных отрогов Монгольского Алтая. А перед тем он же писал, что Ашина поселился не в Алтайских горах, а по южную их сторону.

Таким образом, родиной тюркских народов, где впервые упомянут народ, именовавшийся "тюрк" и давший имя языку, на котором сейчас говорят сотни миллионов людей в разных уголках Евразии, действительно, является Алтай. Но не Горный Алтай, как часто считают, а Гобийский Алтай в центральной части современной Монголии.