Жизнь Чингисхана: где родился Повелитель Степи?
Имя Чингисхана ассоциируется, в первую очередь, с Монголией. Однако географическое место рождения Великого хана вызывает не мало споров. В ряде источников оно помещается как в Монголии, так и в России, и даже в Китае.
Начать следует, кажется, с того, что согласно документальным письменным источникам, Тимучжин, позднее известный как Чингисхан, родился в урочище Делюн-Болдок на реке Онон. Об этом пишут "Сокровенное сказание монголов" и "Сборник летописей" Рашид ад-Дина.
Топонимика Делюн-Болдок неясна. Но в Забайкалье есть несколько имеющих схожее название объектов, например, источник Дэлюн-Булак, ручей Дэлюн-Ундэр, речка Дэлюн. Здесь важно, что все эти названия приурочены к водным объектам. Поэтому мы вправе сделать вывод, что и Делюн-Болдок обозначал водный или имеющий отношение к воде объект, связанный, скорее всего, с рекой Онон, которая указана в локализации Делюн-Болдок в "Сокровенном сказании " и "Сборнике летописей" Рашид ад-Дина.
Река Онон берет начало в Монголии в восточной части нагорья Хэнтэй на стыке хребтов Хэнтийн-Нуруу и Их-Хэнтэй. Общая протяженность Онона 1032 километра, из них по Монголии - 298 километров. В России Онон протекает по территории Забайкальского края. Затем, сливаясь с рекой Ингодой, образует реку Шилку, а та, в свою очередь, сливаясь с рекой Аргунь, дает начало Амуру.
Если название местности не вызывает сомнения, то разночтения начинаются с позиционирования самого урочища Делюн-Болдок. Дело в том, что носящих это название местностей в течении Онона несколько.
Первое расположено в верховье реки Онон, в месте его слиянии с рекой Балж на территории сомона Дадал на северо-востоке Хэнтийского аймака Монголии.
По другой версии, местность Делюн-Болдок позиционируется около села Икарал Ононского района Забайкальского края в 45 километрах от российско-монгольской границы. Раньше, вплоть до 1930-х годов, на картах местность Делюн-Болдок указывалась на расположенном в течении Онона острове между поселками Нижний Цасучей, Кункур и Икарал. Впрочем, эти села расположены в 10 километрах одно от другого, что не вносит в вопрос серьезных противоречий.
Теперь вновь обратимся к "Сокровенному сказанию". Легендарные предки Чингисхана кочевали у истоков реки Онон у подножия священной горы Бурхан-Халдун. Также на склонах Бурхан-Халдун молодой Тимучжин спасался от преследования меркитов.
Упоминается Бурхан-Халдун и у Рашид ад-Дина. Он писал, что от местности Делюн-Болдок, где родился Тимучжин, до горы Бурхан-Халдун в низовьях реки Онона будет шесть дней пути.
Расположение священной горы Бурхан-Халдун также вызывает определенные разногласия. Однако большинство исследователей склонны располагать ее в центре горного массива Хэнтэй, связывая с вершиной Хан-Хэнтэй.
Предположим, что Хан-Хэнтэй и есть легендарная гора Бурхан-Халдун.
Местность Дэлюн-Болдок Дадал-сомона Монголии прилегает к горному массиву Хэнтэй. Расстояние от центра Дэлюн-Болдок до горы Хан-Хэнтэй составляет порядка 100 километров. Это расстояние, даже с учетом рельефа, представляется слишком малым для 6-дневного перехода.
Расстояние от села Икарал до центра горного массива Хэнтэй, расположенного на территории Монголии, составляет по прямой около 480 километров. Легковооруженный конный отряд, конечно, при большом желании мог бы за 6 дней преодолеть такое расстояние. Так по нормативам 1919 года, скорость движения конницы составляла 5-8 верст в час, а нормальный, не форсированный, суточный переход составлял 45-60 верст продолжительностью движения не более 7-8 часов. Учитывая, что верста составляет 1066,8 метров, вполне можно принять скорость движения конного отряда в 5-8 км/ч, а суточный переход в 45-65 километров. Но для перекочевья с обозами преодоление такого расстояния за отведенное время представляется нереальным.
Кроме того, сомнительно, что, еще будучи практически ребенком, скрываясь от меркитов, Тимучжин смог преодолеть расстояние почти в полтысячи километров.
И здесь уже расстояние от урочища Дэлюн-Болдок до горы Бурхан-Халдун представляется слишком большим.
Если так, то, возможно, допущена ошибка в расположении горы Бурхан-Халдун?
Рассмотрим подробнее название священной горы Бурхан-Халдун. "Бурхан" по-монгольски означает "Бог". Вполне неплохое название для священной горы. Логично предположить, что вторая часть названия горы Бурхан-Халдун должна происходить из того же языка, что и первая. Однако слова "халдун" в современном монгольском языке нет. Зато мы находим название местности Халиун на севере аймака Баян-Уул (Дорнод).
Одноименная гора Халиун находится на стороне Монголии в приграничной полосе в 25 километрах на юго-восток от села Мангут. Это доминирующая вершина, самая высокая точка в окрестностях. Чем не местный Бурхан-Бог?
Связанная с заменой букв в топонимах трансформация со временем – явление обычное. И то, что "Халдун" со временем мог транскрибироваться в "Хаилун" выглядит более чем реальным.
Примечательно, что неподалеку от местности Халиун расположен национальный парк Онон-Балж, расположенный по рекам Онон и Балж. Здесь же расположено и урочище Дэлюн-Болдок.
Давайте теперь предположим, что легендарная гора Бурхан-Халдун – это гора Халиун.
Вновь обратимся к "Сокровенному сказанию". В главе 24 сказано, что Бодончар, сын Алан-гоа, легендарный предок рода Борджигинов, после смерти отца, обманутый братьями, покинул родные места и ушел вниз по течению Онон, где в местности Балчжун-арал построил себе жилье из травы. Кажется, что этот фрагмент никак не приближает нас к разгадке. Однако с монгольского "арал" переводится как "остров". А в нижнем и среднем течении Онона нет других более или менее крупных островов, кроме Ихэ-арала, расположенного как раз близ села Икарал.
Местность Халиун находится в 200 километрах от села Икарал. Расстояние более чем достаточное и реальное для 6-дневного перехода.
Что же касается урочища Дэлюн-Болдок в месте слияния рек Онон и Банж, то никакие письменные источники до последнего времени не упоминают здесь о местности с таким названием. Ни один русский исследователь Монголии, а их было не мало, не упоминает о нем. Значит, оно появилось достаточно недавно, после обретения Монголией независимости в результате поднятия национального самосознания. Ну важно было монголам поместить место рождения великого хана именно на своей территории.
Однако, нужно признать, что местность Онон-Балж, действительно, напрямую связана с историей Чингисхана. Но, наиболее вероятно, она связана не урочищем Дэлюн-Болдок, где родился Тимучжин, а со священной горой Бурхан-Халдун. Тогда, получается, именно отсюда ушел вниз по Онону легендарный прародитель рода Борджигинов Бодончар. Но место рождения Тимучжина, вероятнее всего, следует помещать близ села Икарал в урочище Дэлюн-Болдок на острове Балчжун-арал (Ихэ-арал) или неподалеку от него.
|