SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

Пазырыкцы: Погребальный обряд

Погребальные обряды позволяют в общих чертах определить быт, а вместе с тем, верования народов.

Погребальный обряд определяется как совокупность различных ритуальных действий и материальных элементов. Особое внимание следует уделить таким основным составным частям погребального обряда, как могильное сооружение, состав погребения и сопроводительный инвентарь. Каждый из этих информационных блоков позволяет осветить определенную сторону жизни древних кочевников.

Здесь я сделаю описание могильных сооружений и погребального инвентаря, свойственных пазырыкской культуре. Пока лишь факты, без каких-либо домыслов.

Могильные сооружения

Одним из главнейших показателей культурной и временной принадлежности погребений являются могильные сооружения. К слову, пазырык (базырык) в переводе с тувинского означает курган.

К надмогильным конструкциям относятся насыпи, балбалы и поминальные выкладки. Их можно классифицировать по размерам, форме, структуре, использованному строительному материалу и наличию крепиды.

По размерам насыпи курганов преимущественно представлены средние и малые, большие насыпи встречаются крайне редко. Средние курганы имеют насыть в пределах 8-13 м в диаметре (чаще 9-10 м) при высоте насыпи 0,1-1 м. Малые курганы имеют насыпи диаметром 2,5-7 м, высотой 10-50 см. Не некоторых насыпях имеется крепида, то есть кольцо из крупных валунов, образующих как бы ограду вокруг могильной ямы. Причем, присутствие крепиды не определяется размерами насыпи: она встречена примерно в четверти всех курганов как средней, так и малой величины. Большинство курганов имеют насыпи малых размеров (около 5-7 м диаметром и около 30-40 см высотой), овальной (вытянутой по ориентировке могильной ямы) формы, из камней и валунов (чаще всего в 2-3 слоя) с галечной подсыпкой. Зачастую в насыпи или под ней на уровне древней поверхности встречаются следы огня, кости животных и фрагменты керамики (в четверти всех погребений). По всей вероятности, это следы тризны, которую совершали перед засыпкой могильной ямы (так как эти следы прослеживаются иногда и в заполнении). Остатки тризны отмечаются преимущественно в западной, северо-западной или юго-западной частях насыпей, из чего можно сделать вывод, что участники поминок располагались на краю могилы в ногах погребенного, лицом к нему.

Каждый курган имеет под насыпью могильную яму. Ямы имеют, как правило, прямоугольную или овальную форму, отвесные стенки и ориентацию (чаще всего) по сторонам света преимущественно по линии З-В или СЗ-ЮВ. Глубина ям колеблется в пределах 0,6-3,7 м, в среднем же она составляет около 1,9 м, то есть примерно немного больше роста человека. Длина и ширина ям варьирует от 480х390 см до 82х67 см. Размеры ямы зависят преимущественно от размеров кургана и определяются составом погребения, то есть количеством костяков, их полом, возрастом, наличием сопроводительного захоронения коня и т.д., хотя встречаются и малые курганы с большими могильными ямами и наоборот. Заполнение могильных ям разнообразно, но при этом можно определить, что в непотревоженных захоронениях заполнение состоит из могильного грунта, материкового галечника, отдельных камней, иногда с фрагментами дерева, углей, керамики и костей животных.

Внутримогильные сооружения можно разделить на погребения в срубах, в каменных ящиках, в каменно-деревянных конструкциях и в грунтовых могилах. Отсутствие внутримогильного сооружения также является характерной чертой погребальных памятников пазырыкской культуры.

Срубы представляют собой, как правило, одновенцовые срубы-рамы. Двух-трехвецовые довольно редки (исключительно в погребениях с конем или в коллективных захоронениях), тогда как рамы встречаются довольно часто. Срубы ориентированы по оси могильной ямы. Их средние размеры около 220х100 см, хотя они также зависят от состава погребения. Срубы чаще всего прямоугольной формы, рамы же имеют в основном трапецевидную форму, сужающуюся к ногам погребенного. Перекрытия срубов также неоднородны: это и каменные плиты, и деревянные плахи или жерди, покрытые сверху валунами. Часть перекрытий из тонких плах и жердей не сохранилась, что затрудняет реконструкцию погребального сооружения и определения количественного соотношения каменных и деревянных перекрытий. Зачастую, на перекрытии находились кости животных - остатки тризны или заупокойной пищи. Дно погребениях, как правило, не имел пола, либо пол устилался листвой и ветками, которые не сохранились. В ряде захоронений в головах костяков имелась каменная подушка - продолговатый валун или сланцевая плитка.

Другой тип внутримогильных сооружений - каменный ящик. По конструкции каменные ящики примерно одинаковые: несколько (5-8) плит, поставленных на ребро, образуют стенки, другие, положенные на стенки, составляют поперечное перекрытие. Иногда ящик имеет и деревянное перекрытие, поверх которого уложены каменные плиты. Деревянные плахи обуглены, что свидетельствует, возможно, о следах культа огня в виде остатков кострища, сброшенных в могильную яму. Примечательно сравнительно небольшое количество погребений такого типа. В среднем размеры каменного ящика составляют примерно 130х65х40 см, что значительно меньше, чем средние размеры сруба. Это можно объяснить или погребением в ящиках преимущественно женщин и детей, или скорченным положением погребенных.

И наконец, последний тип погребений - погребения в грунтовых могилах. Эти погребения мало чем отличаются от других, если не считать полного отсутствия какого-либо каменного или деревянного внутримогильного сооружения. Подобный тип захоронений бытовал на южном и отчасти центральном Алтае еще в майэмирское время (так называемая коксинская группа памятников), а в скифское время - в быстрянской, уюкской и кулажургинской культурах (III-I века до н.э.). В последующее же время (хуннское и тюркское) грунтовые погребения получили еще большее распространение.

Все эти типы погребальных сооружений существовали одновременно на всем протяжении скифского времени.

Состав погребений

Сопроводительные захоронения коней являются одной из характерных черт погребального обряда пазырыкской культуры Алтая. По-видимому, кони часто погребались взнузданными (судя по материалам не разграбленных погребений с конем). Кони располагались на земляных приступках выше человека, слева от него, как правило, за пределами сруба (если он есть), с той же ориентацией, что и погребенный. Кони встречены в срубах и грунтовых могилах, в каменных ящиках их нет, что характерно для большинства погребений этого типа. Конские костяки сопровождают захоронения взрослых мужчин, женские захоронения с конями крайне редки, детских погребений с конями нет.

Как правило, захоронения одиночные, но встречаются парные и коллективные (3-4 костяка). Встречаются и кенотафы, то есть вообще без костяка.

Основная масса погребенных лежала головой на восток или юго-восток - это типичное положение для памятников пазырыкской культуры. Положение погребенных в большинстве случаев однотипное: на правом боку скорченно или вытянуто на спине, с подогнутыми в коленях ногами и согнутой в локте левой или правой рукой (иногда обеими).

Для парных и коллективных, а также конских погребений характерно следующее положение костяков: мужчина - у южной или юго-западной стенки, женщина, конь или дети - слева от него, у северной или северо-восточной стенки.

Погребальный инвентарь

Предметы, обнаруженные в могильниках, примерно однотипны и включает определенное количество самых необходимых предметов, подобранных в соответствии с возрастом, полом и социальным положением погребенных. Погребальный инвентарь можно разделить на предметы конской упряжи, посуду, орудия труда, вооружение, предметы быта и украшения. Одежда и другие вещи из органических материалов практически не сохранились за исключением условий вечной мерзлоты, как, например, на плато Укок.

Предметы конской упряжи встречены примерно в половине погребений. Удила, обнаруженные в могильниках, преимущественно бронзовые литые кольчатые, начиная с V века до н.э. появляются первые железные удила, которые в IV-III века до н.э. получают повсеместное распространение. Они по форме аналогичны бронзовым экземплярам и имеют кольчатое соединение. Однако для Юго-Восточного Алтая более характерны удила с шарнирным креплением. В состав конской упряжи также входят пронизи и уздечные пряжки (чумбурные блоки), хотя они встречаются крайне редко, что не позволяет выделить какие-либо существенные особенности этой стороны материальной культуры древних кочевников.

Деревянная посуда практически не сохранилась. Однако единичные находки указывают на ее сходство в погребениях центрального, юго-восточного Алтая и Тувы. Фрагменты керамической посуды сохранились лучше, что позволяет указать на ее использование или функциональный принцип, то есть разделение по предназначению: кувшины (высокие сосуды с достаточно узким горлом и дном) использовались для хранения и употребления жидкостей, а горшки (толстостенные приземистые сосуды с широким горлом и дном) - для приготовления и употребления пищи. Промежуточный тип мог сочетать функции как кувшина, так и горшка.

Достаточно разнообразна и орнаментация сосудов. Первый тип - черной краской нанесен орнамент в виде завитков, плавно переходящих один в другой, волнистых вертикальных линии иногда в сочетании с косыми пересекающимися линиями. Второй тип - орнамент состоит из налепов. Третий - орнамент прочерчен или выдавлен по свежей глине на стенках сосуда. Особо следует отметить и такую характерную черту керамики, как ее функциональные элементы, то есть детали, выполняющие определенные функции: носики-сливы, предназначенные для более удобного выливания жидкости из сосуда, элементы, предназначенные для подвешивания сосуда.

Но сведения о принципах составления керамических комплексов погребений практически отсутствует. Существует предположение, что с погребенным клали посуду, которой он пользовался перед смертью. Еще надо отметить, что керамика из погребений обычно не идентична достоверно синхронным сосудам из жилищных комплексов, что может свидетельствовать о вотивности погребальной керамики, то есть об изготовлении ее специально для захоронения.

Орудия труда представляют, наряду с вооружением, наибольший интерес, так как могут пролить свет на быт древних людей.

Большинство орудий труда представлены ножами. Все ножи - однолезвийные, с треугольным сечением клинка и подпрямоугольным сечением рукояти, в основном, прямые. У большинства рукоять и лезвие не разделены и составляют единое целое. Размеры ножей колеблются в пределах 6-17 см в длину и 1-1,5 в ширину. Ножи с кольцевидной рукоятью происходят, вероятно, от карасукских кольчатых ножей. На Алтае подобные ножи известны в Юстыде, Кер-кечу, Коксу, Алагаиле и Тебердоке, в Туве - Аймырлыг и в восточном Казахстане - Семипалатинск. Во всех случаях они датируются не ранее IV в. до н.э. Ножи с петлевидной рукоятью являются как бы переходным типом от кольцевидных к дырчатым. На Алтае они довольно редки, но встречены в большом количестве в Туве. Больше распространены железные ножи аналогичного типа, период же бытования бронзовых петлевидных ножей определяется в пределах VII-III вв. до н.э. Наиболее распространенными типами были ножи с отверстием в рукояти и с глухой рукоятью. Форма и размеры отверстий различны, как и размеры ножей, что вряд ли может являться показателем времени изготовления. Размеры, скорее всего, определяют не хронологию, а функцию ножей. Ножи этих типов в V-III века до н.э. появляются на Алтае, а в Туве - еще раньше (VII-V века до н.э.).

Находки бронзовых шильев в скифских курганах Горного Алтая - явление редкое, чаще они встречаются в скифских могильниках Тувы. Малочисленность находок подобных шильев можно объяснить их сходством с простыми (то есть без головки) шпильками, которых в курганах Алтая найдено неизмеримо больше. Хотя по логике вещей, шило, как орудие труда, - предмет достаточно необходимый и должно встречаться в погребениях ненамного реже, чем нож. Зернотерки характерны для погребальных и поселенческих комплексов Алтая, как в скифское время, так и в более ранние и поздние эпохи (например, в погребениях хунно-сарматского времени).

Вооружение представлено кинжалами, чеканами, наконечниками стрел, деталями луков и колчанов, поясными наборами.

Коллекция кинжалов состоит как из полноразмерных (длиной более 20 см), так и из уменьшенных экземпляров. Редкие кинжалы имеют навершие в виде обращенных друг к другу головок грифонов. Многие имеют простое бабочковидное перекрестие, параллельные продольные бороздки на рукояти, четко выраженное ребро жесткости и длину около 25 см. Кинжалы и мечи подобного типа были распространены на довольно обширной территории: от Причерноморья до Минусинской котловины. Время существования у ранних кочевников подобных кинжалов определить VI-IV веками до н.э. Обнаружены также и уменьшенные кинжалы, которые были сделаны, по всей видимости, специально для погребения, то есть они вотивные. Такие кинжалы были довольно близки к полноразмерным, но имели плоскую форму, совершенно неудобную для использования.

Другой вид скифо-сибирского оружия - чеканы - ударно-дробящее ручное холодное оружие с топорообразной боевой часть. Все они - бронзовые. Размеры их варьируются от полноразмерных до миниатюрных. Основная масса чеканов - проушные с круглым в сечении бойком и обушком. Традиция украшать оружие изображениями тотемных животных-хищников была широко распространена в скифских культурах Саяно-Алтая. В сознании пазырыкских воинов чекан ассоциировался, прежде всего, с клювом грифа, что характерно для Горного Алтая, а также с клыком кабана, волка или какого-нибудь кошачьего хищника, что отражено, в основном, в находках из Тувы. У некоторых чеканов частично сохранились деревянные рукояти, но по этим остаткам трудно судить об их размерах и форме.

Оружие дистанционного боя представлено деталями составного лука, древками стрел и бронзовыми и костяными наконечниками стрел. Детали лука представляли фрагменты деревянной основы и окончания, выструганные из двух коротких толстых палок. Сечение их не круглое, а вытянутое четырехугольное с закругленными углами. Длина окончаний четырехугольных в сечении струганных лучин лука состояла из склеенных между собой трех длинных струганых лучин. Три стороны каждой лучины для лучшей склейки имели косые насечки. Трехсоставная основа лука дополнительно оклеивалась деревом. От этой оклейки сохранились тонкие (до 1,2 см шириной) деревянные фрагменты с косой нарезкой на одной из сторон.

Некоторые найденные фрагменты стрел диаметром до 0,8 см имели арочные вырезы для тетивы. Такие древки обнаружены в погребениях юго-восточного Алтая. Наконечники стрел были костяными или бронзовыми. Костяные наконечники исключительно черешковые, почти все трехгранные шипастые, они имели с каждой стороны по небольшому ребру, а также слабо выделенные плечики, приближаясь по форме к стержню и достигая длины 6-7 см. Такие трехгранные шипастые черешковые наконечники были распространены, в основном, в Западном и Центральном Алтае параллельно со втульчатыми на всем периоде с VII века до н.э., по крайней мере, до II века до н.э. Бронзовые - черешковые трехлопастные с треугольной формой головки длиной 3,5-4,5 см. довольно редки на Алтае. В Казахстане подобные им встречены в комплексе VII-VI веков до н.э., в Минусе - в VII-III веках до н.э., в Туве - в погребениях V-III веков до н.э. У кочевников Горного Алтая они имели наибольшее распространение в VI-IV века до н.э.

Детали колчанов представлены бронзовыми колчанными крюками, которые можно отнести к поясным крючкам-застежкам. Также обнаружены бронзовые бляхи, служившие, вероятно, украшениями колчана или для крепления его к поясу.

К вооружению относятся и наборные пояса, на которые подвешивалось оружие. Они состоят, как правило, из бронзовых или железных поясных блях, ременных обойм и либо бронзовой пряжки, либо стерженька-застежки. Прорезные обоймы использовались, как правило, для подвешивания оружия и бытовали на всем протяжении скифской эпохи (VII-II веков до н.э.), доживая в отдельных случаях и до хуннского времени.

Предметы быта и одежды включают в себя костяные гребни, бронзовые зеркала, бронзовые и костяные ворворки и пронизки, крючки и пуговицы-бляшки для одежды. Костяной гребень имел небольшие размеры и полукруглое основание, что находит достаточно аналогий как на Алтае, так и в Туве и Монголии. Бронзовые зеркала были 3,8-9 см в диаметре и имели, как правило, медалевидную форму, реже зеркала снабжались ручками. Бронзовые крючки являлись, по-видимому, частью одежды и имели схожие с пуговицами функции. Бронзовые и костяные ворворки и пронизки также, вероятно, были деталями одежды или поясов. Они в массовом количестве встречаются не только на Алтае, но и в остальных районах азиатских степей. То же можно сказать и о бляшках-пуговицах. С обратной стороны выпуклой округлой или восьмеркообразной, иногда с орнаментом, поверхности они были снабжены либо петлей, либо ножкой для крепления к одежде.

К украшениям относится разнообразный набор предметов: гривны, серьги, нашивные пластинки, бляшки-накладкии листки золотой фольги, шпильки, бусы, цепочки, кольца и подвески. Гривны, серьги и шпильки изготавливались, как правило, из бронзы или железа. В редких случаях, вероятно, в более позднее время (III-II века до н.э.), оборачивались золотой фольгой. Эти украшения во многом сходны с теми, что были обнаружены в погребениях скифского времени в евразийских степях. Бусы, нефритовые, пастовые или стеклянные, имели округлую форму, но есть и подквадратные (подпрямоугольные). Редко встречаются и цепочки. Клык-подвеска мог одновременно служить украшением и застежкой. Такие клыки из кости и дерева встречены в ряде погребений Горного Алтая. Любопытны различные нашивные бляшки-пластинки из бронзы и золота, часть которых украшена фигурными изображениями животных, птиц или даже орнаментом в виде солнца с лучами, что традиционно для скифского солярного культа.

Листки золотой фольги, обнаруженные во многих погребениях, использовались как обкладка различных изделий из органических материалов, которые не сохранились, или в качестве аппликации на одежду.


Оглавление:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы книги Л.Н. Гумилева "Динлинская проблема", С.В.Киселева "Древняя история Южной Сибири", П.К.Дашковского "Погребальный обряд пазырыкской культуры Горного Алтая", исследовательской творческой работы Тороповой Анны "Особенности костюма пазырыкцев Алтая"