SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

Коренные народы Сибири: Телеуты

Телеуты (самоназвание тадар, байат-пачат) - коренной малочисленный народ в России, ведущий свое происхождение от тюркоязычного кочевого населения юга Западной Сибири.

Язык и культура телеутов тесно связана с языком и культурой алтайцев, этнотерриториальной группой которых они официально считались до 1991 года. Некоторые исследователи относят телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык.

Численность населения телеутов, проживающих на территории России по данным 2002 года - 2650 человек, из них в Кемеровской области - 2534 человек, из них около 2 тысяч человек, так называемые "бачатские телеуты", компактно проживают живут на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области по рекам Большой и Малый Бачат. Также телеуты живут в Новокузнецком районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями.

Этноним "телеут", равно как и "теленгит", и "телес", восходит к древнетюркскому этнониму "теле".

История народа теле прослеживается в летописях с раннего Средневековья. В 391 году они были покорены табгачами, в 403 году - жужанями. В 480-х годах теле удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана и разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и теле были побеждены эфталитами. В начале VI века теле с переменным успехом вели войны с жужанями, однако около 550 года были покорены тюркютами и стали подданными Тюркского, а позднее Восточно-тюркского каганатов. Подробнее древняя история народа теле описана в серии статей "Древние тюрки".

После распада Восточно-тюркского каганата с 630 года по 1207 год телеуты, по всей видимости, не входили ни в какие военно-политические союзы и были предоставлены сами себе. Об этом периоде времени жизни телеутов не имеется достоверных исторических сведений. В своей книге "Древние тюрки" Л.Н.Гумилев, ссылаясь на источник "Юань чаомиши", пишет, что телеуты "упоминаются в числе суверенных племен, покоренных в 1207 году Джучи-ханом". C этого времени на несколько веков они оказались в орбите влияния монголов. После распада империи Чингис-хана в XIII веке на несколько улусов, телеуты оказались в Улусе Угэдея, затем вошли в состав Ойратского ханства и вновь обрели независимость лишь в XVI веке в результате ослабления гегемонии ойратских ханов в Центральной Азии. Степень этой независимости или централизации телеутских родов остается неясной.

B XVI-XVIII веках телеуты кочевали в Верхнем Приобье и предгорьях Алтая по обеим сторонам Оби, таким образом, ареал их проживания включал земли между реками Иртыш на западе и Томь на востоке в их верхнем и среднем течении. Судя по более поздним письменным источникам и свидетельствам путешественников, посещавших Сибирь, телеуты занимались полукочевым скотоводством, охотой, собирательством и рыбной ловлей, что подтверждают находки в местах стоянок костей как диких, так и домашних животных. Известно им было и земледелие, хотя и примитивное. К XVII столетию, ко времени прихода русских в Сибирь, у телеутов сложились патриархально-феодальные отношения. Более сильные племена не только оттесняли и поглощали слабые, но в ряде случаев покоряли их с целью получения дани. Телеуты тоже имели зависимое от них население "кыштымы", у них были и рабы, захваченные во время столкновений с соседями.

В XVII в. телеуты попали под влияние России, многие из них выехали в район Томска, где были со временем ассимилированы сибирскими татарами и составляют в настоящее время отдельную этнотерриториальную группу татар-калмаков.

Однако, долгое время телеутская феодально-племенная знать, за спиной которой стояла Джунгария, оставалась главным противником русских властей в Верхнеобье и в Горном Алтае. Земли телеутов на протяжении всего XVII века играли роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями "черных калмыков" (западных монголов). До 80-х годов XVII столетия телеутские князья из дома Абаковичей (сам Абак, его сын Кока и внук Табун), лавируя между Россией и Джунгарией, ухитрялись сохранять независимость или значительную самостоятельность, и даже, в той или иной степени, подчиняли себе другие алтайские племена облагая их данью (алманом). Телеутская знать упорно старалась сохранить свою монополию на эксплуатацию всего алтайского населения и поэтому всячески противодействовала проникновению русских в районы Верхнего Приобья и Горного Алтая. Известный археологический памятник "Чертово городище" в Новосибирске, по мнению краеведов, представляет собой следы пограничного укрепления самих телеутов или зависимых от них чатских татар на так называемой "телеутской меже", разделявшей сферы влияния русских и кочевников.

С начала XVIII века большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии. К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение телеутов окончательно распалось и телеуты оказались рассеянными.

Под угрозой захвата Цинской империей оказались и алтайские племена. Они оказывали упорное сопротивление. однако силы были неравны. Спасаясь от закабаления или даже физического истребления, алтайцы бежали к русской границе, пробиваясь к ней с ожесточенными боями. Иногда из тысячных отрядов цели достигали лишь десятки человек. Вот как описывал эти события телеутский зайсан Бок: "... С пять тысяч кибиток на лошадях и верблюдах едва и живот свой бегом спасали, потом и к русским границам с немалым поспешанием стали приближаться... И токмо в тридцать пять человек пешими пришли в Усть-Каменогорскую крепость" Уже в первый год войны алтайские зайсаны писали коменданту Бийской военной линии полковнику де-Гаригге: "Дай нам людей на сбережение, сбереги от злого времени, в нашей земле, где приглянется, стройте город" От имени всех зайсанов к русским направили зайсана Наамкы. Он предлагал уплатить ясак вперед и брал обязательство выставить по требованию Русского правительства две тысячи воинов. В мае 1756 года было принято решение о приеме алтайского народа в состав России. В июне начался массовый прием алтайцев в Бийской и Катунской крепостях и в других пунктах военной линии. К ноябрю 1756 года было принято 13 тысяч кибиток. Часть новых подданных, главным образом джунгар, была переселена на Волгу, к поволжским калмыкам, часть поселили в Красноярском уезде. Однако, большинство осталось в верховьях Оби или вернулись на Алтай.

Таким образом, в одних случаях телеуты полностью растворились в иноэтнической среде, в других - послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей. По мнению Л.П.Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев, как северных, так и южных.

В конце XIX - начале XX века сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные группы. Они отличались особенностями родового состава, диалектов, а также хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа.

У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны. Благодаря влиянию русских с XVII века стало активно развиваться оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Из хлебных злаков сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, просо. От мотыг (абыл) и простейших сох (андазын, салда) перешли к сложным сохам. В наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство, хотя держали и крупный рогатый скот, свиней и коз.

Характерными типами жилища в это время были аланчык - наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты. Внутри жилище делилось на мужскую и женскую части.

В отличие от женской традиционная мужская одежда к ХХ веку почти не сохранилась, хотя отдельные элементы костюма: кафтан, теплый стеганый халат, шубы, кожаная обувь типа поршней бытовали вплоть до 1960-х годов. Шаровары из ситца или холста, длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником, легкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой ткани на подкладке, шелковые праздничные халаты принадлежали к традиционному женскому одеянию, как и теплая верхняя одежда - стеганый халат и шубы. Украшения - накосники, серьги, кольца, перстни, браслеты, броши из меди и серебра.

К блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или чесноком), т`оргом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала и т.п., перевязанные тонкой кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие пельмени в форме полумесяца (пелмен), пироги, блины, печенье, заимствованные у русских. Традиционными напитками и продуктами из молока можно назвать айран, чегень, аракы (молочную водку), сыры, варенец, сметану и др.

Общественным укладом телеутов до их вхождения в состав России служила кочевая улусная организация. Улусы XVII-XVIII веков представляли объединения родов (сеоков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного "княжеского" рода, при котором существовали особые привилегированные кланы (укту - "лучшие люди"), отличавшиеся от различных категорий населения.

Шаманизм, основой которого является анимизм, - традиционная религия телеутов. По представлениям шаманов, Вселенная состоит из нескольких сфер, небо имеет 16 слоев, на которых живут духи-небожители (ульгени).

В приобщении народа к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия. В конце XIX века миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а в начале ХХ века сформировалась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы.

Среди национальных обычаев интересны две формы брака v сговор (сватовство) и умыкание (похищение). Вплоть до 1920-х годов практиковались браки несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10-12-летнего мальчика. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), мирение (яраштык) и свадебный пир (той).

Телеуты считают покровительницей детей Май-эне - молодую, красивую, добрую женщину. Ритуал укладывания ребенка в колыбель совершался в новолуние в присутствии только старых людей. Похоронно-поминальный обряд со второй половинs XIX века в основном соответствовал православным нормам (кроме телеутов-мусульман). Православные исповедовались перед смертью, отпевали покойников, умерших хоронили обычно на второй день после смерти или же в день смерти.

С конца XIX века в общественный быт прочно вошли христианские праздники, причем традиционные телеутские ритуалы приурочиваются к церковным датам. Обычай коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до середины ХХ века.


Оглавление:
  • Коренные народы Сибири
    Связанные статьи:
  • Статьи по истории Сибири