SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 09.12.2014

Уймонская степь (Уймонская долина)

Расположение: Республика Алтай, Усть-Коксинский район

посмотреть на карте

Уймонская степь (Уймонская долина) – расположенная на высоте около 1000 метров над уровнем моря межгорная котловина на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай. Она протянулась на 40 км вдоль и около 15 км в ширину. С юга она ограничена самым высоким из алтайских хребтов - Катунским, чьи ледяные пики возносятся на высоты до 3-4 тысяч метров. С севера Уймонскую долину сжимают склоны Теректинского хребта.

Когда-то Уймонская долина была дном огромного древнего моря. Сегодня о нем напоминают лишь отчетливо заметные в разных местах береговые водобойные линии на склонах гор.

Долина буквально изрезана множеством ручьев и рек, стекающих с окружающих гор, крупнейшие из них – реки Маргала, Уймон, Окол, Мульта, Кучерла, а с западных гор в долину врывается прозрачная Кокса (Кок-су). Все они впадают в царицу Алтая - реку Катунь. Рожденная в ледниках Белухи, она протекает через всю долину с запада на восток. Здесь она, набравшись силы, мощно катит свои воды до слияния с Бией.

Уймонская степь – одно из самых укромных мест в горах Алтая: в нее ведет только одна автомобильная дорога - Усть-Коксинский тракт – соединяющий долину с "большой землей". Он входит с северо-запада через перевал Громотуха и вьется вдоль берега Катуни до села Тюнгур. Дорога, конечно, продолжается и дальше на восток до места слияния Катуни с Чуей, где она выходит на Чуйский тракт, но назвать дорогой ее можно с большой натяжкой: проехать по ней можно лишь на машинах очень высокой проходимости и только в хорошую погоду.

В названии Уймонской долины, а также старейшего русского старообрядческого села Верх-Уймона легко угадывается искаженный в русском произношении древний алтайский топоним "Оймон". Единого мнения о переводе слова "Уймон" или "Оймон" не существует. Нередко для старых географических названий возможно несколько вариантов перевода. По одной версии, это слово можно перевести, как "шея коровы", по другой - "коровья кишка". Старожилы села Верхний Уймон считают, что название степи произошло от имени алтайца Уймонки, который когда-то жил в этих местах. Алтайские же сказители переводят слово "Оймон", как "десять моих мудростей". Последний перевод подтверждает, что русские староверы искали Беловодье, легендарную "страну истинной веры", не искаженной патриархом Никоном и его приспешниками. Об этих местах русские узнавали от "калмыков", переселившихся к середине XVII века в Поволжье. Калмыками же еще в начале XX века называли алтайцев и западных монголов - джунгар.

Начиная от каменного века, в солнечной и щедрой степи жили люди. Здесь обнаружены многие памятники ушедших эпох: следы палеолитических стоянок, курганы разных периодов, каменные стелы.

Русские стали селиться на Алтае с конца XVII века. Сюда направлялись разные потоки переселенцев. Здесь беглые крестьяне спасались от притеснений и непосильного труда. Здесь селились и искатели Беловодья - страны счастья и благоденствия. Понимая, что им уже не найти сказочной страны, скитальцы останавливались в долине, основывали заимки, выселки и мелкие деревеньки. В XVII веке, после раскола церкви в России, сюда бежали не смирившиеся с новыми порядками крестьяне-старообрядцы из центральных районов страны. Здесь они продолжали жить по своим законам, простым, но суровым: быть твердыми в вере, не лгать, не воровать, не курить, и не употреблять алкоголя, чтить родителей: Так и повелось, что здесь алтайцы и русские живут бок о бок, по берегам Катуни соседствуют старинные русские избы и алтайские аилы. Здесь действуют православные и старообрядческие храмы, сохраняются изначальные алтайские священные места.

Природа Уймонской долины не может не вызывать восхищения своей сказочной красотой. В зависимости от погоды, времени суток и даже от того, как падает на них солнечный свет, горы, окружающие долину, меняются до неузнаваемости, сияя белками снеговых вершин. Катунь всегда выглядит по-разному: мелкие ручьи и речки чаруют своим шумом на перекатах, пихтовые и лиственничные леса, березовые рощи меняют свое убранство в течение года и радуют взор.

Почва здесь богатая, а влаги и солнца достаточно. Высокие окрестные горы не дают ветрам сдуть плодородный слой почвы. Ее и степью то назвать язык не поворачивается, особенно в сравнении с другими алтайскими степями и полупустынями. Уймонская степь скорее является плодородным оазисом посреди горной тайги.

Уймонская долина дает множество возможностей для оздоровления: благоприятная экологическая обстановка, чистота природной среды, мягкие климатические характеристики. Весной солнечного сияния больше, чем в Ялте, Сочи, Давосе и Байрам-Али на юге Туркмении. Климат района имеет резко выраженный континентальный характер, связанный с господством воздушных масс юго-западного направления. Среднемесячная температура зимы -23°C, в июле средняя температура держится на уровне +15°C. Достаточно длинный безморозный период позволяет выращивать не только овощные культуры, но и фруктовые деревья.

Об Уймонской долине сложено множество легенд. Например, легенда про спящего дракона. Говорят, что давным-давно на Алтай из Китая приползло злое чудовище, все пожиравшее на своем пути. Много горя принесло оно людям. Но никто не мог убить этого дракона. И пожалела их река Катунь. Дождалась она, когда злой дракон, насытившись людской кровью и плотью, приполз перед сном чистой водицы попить, смешала Катунь в водах своих всю ярость и злость, копившиеся много лет. Испило чудовище этой воды и уснуло вечным сном - так и спит по сей день. С тех пор тело дракона поросло мхом и лесом, но люди не забывают, какое добро сделала для них Катунь. Да и как забудешь, если, выехав за деревушку Кайтанак, сразу видишь окаменевшего дракона, голова его лежит в пригоре по дороге на Мараловодку, а конец хвоста покоится на Гладком белке.