"Амазонка" с плато Укок оказалась юношей
01.12.2015
Сибирские антропологи спустя 25 лет после обнаружения на плато Укок (республика Алтай) необычного парного захоронения развеяли миф о "сибирских амазонках".
Сразу нужно оговориться, что речь идет не о захоронении так называемой "принцессы Укока", обнаруженной в 1993 году в могильнике Ак-Алаха 3, а о другом захоронении.
Парное захоронение кочевников-пазырыкцев скифского времени (VI-III век до н. э.) в курганном могильнике "Ак-Алаха 1" было открыто в 1990 году. Похороненные в кургане диаметром 18 метров люди имели высокий социальный статус и относились к элите пазырыкского общества. Об этом свидетельствуют наличие двух срубов, погребение девяти лошадей в специальном отсеке внешнего сруба, помещение обоих погребенных в колодах, не уступающих по своим размерам колодам из царских пазырыкских курганов.
В обеих колодах вместе с останками погребенных были помещены наборы вооружения, состоящие из железных чеканов на деревянных рукоятях, железных кинжалов в деревянных ножнах, футляров-горитов с луком и стрелами. Это дало основание считать, что погребенные были воинами-всадниками.
Так как тела не были мумифицированы, их пол и возраст пришлось устанавливать по скелетам методами физической антропологии. Пол погребенного в первой колоде, мужчины возрастом 45-50 лет, не вызвал сомнений, а вот со вторым сразу возникли сложности. Ученые предположили, что это девушка 16-17 лет, но с отдельными неженскими чертами: крупный череп, массивная нижняя челюсть.
В том, что это девушка, ученых убедили колода и колчан меньшего размера, а также обнаруженные в области таза 34 раковины каури, которые могли быть частью украшения ремня и считались исключительно женскими амулетами - символами плодовитости. Отличались и прически погребенных: у старшего мужчины - длинные темно-каштановые волосы с открытыми лбом и макушкой, у младшего - тонкая маленькая косичка.
Тогда появилась теория о сибирских амазонках: якобы в пазырыкском обществе существовала традиция, согласно которой молодые девушки из элиты общества, склонные к воинскому делу, до замужества могли осваивать практики владения оружием.
"Когда в 1990-х годах были открыты первые комплексы пазырыкской культуры, у археологов и антропологов не было столь мощного инструмента исследования находок, как палеогенетические методы. Курган с необычным погребением был первым курганом, который мы исследовали на Укоке. Первым неразграбленным, "замерзшим" погребением этой культуры, где во льду сохранилось все, что обычно не сохраняется, - погребальный инвентарь, фрагменты костюма, снаряжение коней", - приводит слова сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН Натальи Полосьмак официальный журнал РАН "Наука из первых рук".
Лишь спустя 25 лет ученые сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН помогли палеонтологам точно установить пол погребенных. Анализ ДНК показал, что оба скелета оказались мужскими. Так была развеяна теория ученых о таинственной "алтайской амазонке". Генетики также подтвердили родство погребенных. Из-за очень похожих форм носа и подбородка ученые и раньше подозревали, что это не супруги, а родственники. Последние результаты показали, что в кургане были погребены отец и сын или, что более вероятно, дядя с племянником.
"В одной могиле двух мужчин свели не только родственные отношения и определенный социальный статус, но и то, что они оба не пережили, возможно, каждый по своей причине, прошедшую зиму и были похоронены весной, когда это стало возможным. Парные погребения Укока, скорее, объясняются этими обстоятельствами", - предположила Полосьмак.
Напомним, что осенью 2010 года швейцарский антрополог Марсель Ниффенеггер восстановил облик этого юноши. Впрочем, тогда еще считалось, что в кургане похоронена девушка, поэтому Ниффенеггер придал облику чуть больше женственности. Даже несмотря на это, получившийся внешний облик "древней воительницы" оказался довольно неожиданным. "Внешний вид неудивителен - это еще дотюркский период в истории Алтая", - отмечал Марсель Ниффенеггер. "С помощью моего метода я добиваюсь точности в реконструкции на 75%. Остальные 25% приходится на интерпретацию, в случае с алтайской женщиной - это нос, который не удалось восстановить в связи с отсутствием костей". Кроме того, к вопросам относительно вольных интерпретаций относится цвет волос, глаз и кожи.
Все новости
|