SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

Коренные народы Сибири: Кеты

Кеты - малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края. Самоназвание "кето", "кет" ("человек"), во множественном числе "денг" ("люди", "народ").Ранее применялись этнонимы остяки, енисейские остяки и енисейцы.

По данным переписи населения 2002 года, численность народа составила 1494 человека. Проживают в основном в сельской местности Туруханского, Эвенкийского  и Енисейского районов Красноярского края.

В период советской власти шло разрушение традиционного образа жизни. Хозяйственные реорганизации (колхозы и промхозы, организация поселков с переводом на оседлость и последующая ликвидация отдельных из них) привели к сокращению роли кетов в охоте и рыболовстве, утрачено оленеводство. Сокращение уникального производства, опыта предков, материальных и духовных ценностей приводило к деформации национального самосознания. В настоящее время в растет интерес кетов к своему историческому прошлому национальной культуре. Восстановлено прерванное в 30-е годы ХХ века преподавание кетского языка в школах. Созданы букварь и другие пособия на кетском языке. Предпринимаются меры по организации сельских музеев и культурных центров.

Язык

Кетский язык является последним живым представителем енисейской языковой семьи. Другие родственные языки (пумпокольский, аринский, ассанский) исчезли еще в XVIII-XIX веках вместе с их носителями.

Высказываются предположения, что енисейские языки находятся в отдаленном родстве с адыго-абхазскими, нахскими (чеченский, ингушский) и сино-тибетскими (китайский, тибетский) языками.

В кетском языке выделяется три диалекта: северный, центральный и южный, последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский. Фактические различия между ними невелики.

В 1930-е годы кетами использовался алфавит на латинской основе, который был заменен В 1980-е годы на новый алфавит на основе кириллицы.

С середины XX века наблюдается процесс утраты народом своего языка. В настоящее время менее 20% кетов в возрастной группе от 50 лет и старше считают кетский родным. Число носителей, по оценкам специалистов, не превышает 150 человек. При этом в Красноярском крае владеют кетским языком по переписи 2002 года из 1189 кетов лишь 365 человек (30,7%).

Кетский язык был и остается чрезвычайно популярным объектом лингвистических исследований, прежде всего, из-за сложности устройства его глагольной морфологии.

Происхождение и история

Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип. Любопытно, что редкая гаплогруппа Q, указывающая на родство с североамериканскими индейцами.

Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями так называемой енисейско-язычных народов (аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.). В I тысячелетии н.э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением, в результате чего вынуждены были мигрировать на Енисейский Север. В частности, котты расселились по реке Кану (правый приток Енисея), асаны - по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары), арины - на Енисее в районе Красноярска, выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы - яринцы и байкотовцы. Предки предки современных кетов оказались расселенными ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую , Бахте и по низовьям Подкаменной Тунгуски. Некоторые кето-язычные группы в IX-XIII веках ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. В начале XVII века известны три родовые локальные группы - земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

Некоторые исследователи связывают с кетами представителей окуневской и карасукской культур (2 тысяч лет до н.э.) Южной Сибири.

До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем.

В состав России кеты вошли в 1607 году.

Быт

Основным занятием большинства кетов была и остается до сих пор охота и рыболовство. Белка, как главный объект пушного промысла, составляла 80-90% стоимости всей добываемой пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей.

Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые служили также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления. Заимствованное во 2-й половине XVII-XVIII века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов, Часть кетов, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус). Другой распространенный тип жилища - землянка (бан, нус). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства - несколько низких столиков из березы (лам), за каждым ели 2-3 человека. Поварешки и чашки для чая и бульона изготовляли из березы и рога.

Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.

Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата ("котлям", от "котл" - "сукно"), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви - чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки грузоподъемностью до четырех тонн с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

Религия

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм. Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов. Шаманство у кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказание.

Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло.

С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.


Оглавление:
  • Коренные народы Сибири
    Связанные статьи:
  • Статьи по истории Сибири