SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.03.2020

Скифы: Предскифская эпоха

Общая характеристика предскифской эпохи

В раннем железном веке бесписьменные народы, проживавшие в степном поясе Евразии протяженностью более 10 тысяч километров от Причерноморья до Прибайкалья и плато Ордос в Северо-Восточном Китае, впервые попадают в поле зрения авторов античных и древневосточных письменных текстов. Главным образом эти свидетельства относятся к жителям степной зоны (киммерийцам, скифам, меотам, савроматам и сарматам, сакам, массагетам и т.д.), но есть и отдельные сведения о более северных этносах. Это дает возможность исследователям более уверенно, нежели при изучении бронзового века, соотносить ряд археологических культур, культурных общностей и областей с конкретными этносами и этноязыковыми образованиями.

Именно в эпоху раннего железа на указанной территории появляются древнейшие государства, с которыми создатели культур степного пояса Евразии входят в активный контакт. В начале I тысячелетия до н.э. в Закавказье формируется государство Урарту (Ванское царство), сложные взаимоотношения с которым связывали киммерийцев и скифов в период их переднеазиатских походов. Позднее, в VI веке до н.э., в Закавказье возникают Колхидское царство и Древняя Армения. В Северном Причерноморье в VII-VI веках до н.э. появляются первые греческие колонии, достигающие пика развития V-IV веках до н.э. Греческие государства Причерноморья установили тесные экономические, политические и культурные связи с различными племенами Восточной Европы - в первую очередь со скифами, а впоследствии и с сарматами. В Средней Азии в VII - первой половине VI веков до н.э. возникает Бактрийское государство, а затем Хорезмское государство, связанное тесными отношениями с сако-массагетскими племенами.

Прескифская эпоха в Восточной Европе

На переходной стадии от эпохи бронзы к эпохе железа в европейской части степей, в Северном Причерноморье и на прилегающих территориях в предскифское время (IX -VII века до н.э.) существовала кочевническая скотоводческая культура, представленная погребениями, которая может с определенной долей вероятности отождествляться с киммерийцами. Этот народ зафиксирован как античными, так и переднеазиатскими письменными источниками. Целый ряд древнегреческих авторов (начиная с Гомера в "Одиссее") локализует прародину киммерийцев в Северном Причерноморье или на близлежащих территориях. Киммерийцы, таким образом, оказываются древнейшим из восточноевропейских народов, чей этноним известен. Археологические данные свидетельствуют о том, что северо-причерноморская киммерийская культура находилась в тесном контакте с оседлыми земледельческо-скотоводческими племенами восточноевропейской лесостепи, Крыма, Северного Кавказа и, возможно, лесного Волго-Камья.

Вместе с тем некоторые античные и большинство переднеазиатских, в частности, ассирийских, источников сообщают о киммерийских военных походах в Закавказье и Переднюю Азию в конце VIII-VII веков до н.э. Ряд греческих авторов (тот же Геродот) утверждают, что эти походы и последующее переселение киммерийцев в Малую Азию были спровоцированы их изгнанием из Северного Причерноморья вторгнувшимися туда скифами. Этим может объяснять фиксируемое археологами исчезновение на территории Северного Причерноморья археологических памятников смешанного киммерийско-предскифского типа. В то же время, учитывая наличие в собственно скифских памятниках следов материальной культуры предскифской эпохи, нельзя исключить неполное изгнание киммерийцев и их ассимиляцию скифами.

В последние годы в научной литературе идут активные дискуссии относительно хронологических и территориальных рамок киммерийской культуры, ее языковой принадлежности, характера их взаимоотношений со скифами. Однако при всей спорности этих вопросов не подвергается сомнению факт, что особенно важно для дальнейшего исследования - скифы были не автохтонами Северного Причерноморья, но пришельцами.

Прескифская эпоха в Южной Сибири

Во II тысячелетии до н.э. в Южной Сибири в "песчаной стране Шасай" (на окраине Гоби) обитали динлины. Они населяли Саяно Алтайское нагорье, Минусинскую котловину и Туву. Тип их "характеризуется следующими признаками: рост выше среднего, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза". Эти выводы, построенные на основании письменных источников, нашли себе подтверждение и в археологии. Ученые связывают динлинов с носителями афанасьевской культуры, отмечая, что они имели "резко выступающий нос, сравнительно низкое лицо, низкие глазницы, широкий лоб - все эти признаки говорят о принадлежности их к европейскому стволу, от современных же европейцев афанасьевцы отличаются, однако, значительно более широким лицом" (Г.Ф.Дебец "Палеоантропология СССР").

Происхождение самих динлинов достаточно четко прослеживается в китайских летописях. Первые упоминания о ди, живших в Китае к югу от Гобийской пустыни, относятся к III тысячелетию до н.э. Уже первая китайская династий, полулегендарная Ся, в III тысячелетии до н.э. вступила в борьбу с другими племенами, живших на территории Китая, в частности, племенами ди, населявшими лесистые горы, тогда как предки китайцев жили в низинах. Из легенд известно, что в 2600 году до н.э. "Желтый император" предпринял поход против "рыжеволосых дьяволов" (ди), оттеснив их на север. А когда же на рубеже III и II веков до н.э. хуннский шаньюнь Модэ перешел на север Гоби, он встретил там племена динлинов, которых и покорил.

Таким образом, динлины вполне определенно связываются с потомками племен ди, оттесненных китайцами в Саяно-Алтай. Подробнее об истории динлинов написано в статьях " История народа Хунну" и "Пазырыкцы".


Оглавление:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы: А.И.Мартынов "Первичные цивилизации и скифо-сибирский мир (система взаимоотношений)", А.В.Галкин "Русские не Славяне"


Связанные статьи: