SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.04.2016

История древних народов: меркиты

Как водится, история мало внимания уделяет участи уничтоженных народов, всецело отдаваясь описанию победителей. Так и в случае меркитов, составивших основу якутского этноса, все внимание уделяется лишь татарам Чингисхана. А покоренным народам остается лишь место в общей канве истории победителей.

В конце XII - начале XIII века на территории современной южной Бурятии находилось государство меркитов. Ставка их хана Тохто-беки находилась где-то в районе Хилха-Селенги. В это время меркиты были одним из сильнейших народов Центральной Азии, были воинственны и многочисленны.

По мнению Н.Я.Бичурина, племена милигэ, предки меркитов, в VII веке н.э., проживали в горно-таежном районе Саян и вокруг озера Хубсугул и составляли три аймака, входившие в состав Восточного Тюркского каганата.

Меркиты разделялись на три племени, подобно тому, как саха называли себя Yс Саха (три Саха): удуит-меркитов, увас-меркитов и асахан-меркитов.

Этническая принадлежность

По наиболее распространенной версии, восходящей к Рашид-ад-Дину, меркиты являются частью монгольских племен.

Л.Н.Гумилев придерживался самодийской гипотезы происхождения меркитов, относя меркитов к восточной группе южносамодийских племен. Более аргументированно развил эту гипотезу В.А.Туголуков.

По этой гипотезе, древние самодийские скотоводческие племена сформировались на территории Южной Сибири (Каракольская культура Алтая, Кулайская культура Притомья). В середине I тысячелетия самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саяно-Алтайского нагорья. Часть самодийцев оставшихся на юге впоследствии вошла в состав таких крупных народов Южной Сибири, как сибирские татары, тувинцы, хакасы, шорцы. Ушедшие к северу самодийцы положили начало таким народам как ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. Восточная ветвь самодийцев, дошедшая до Байкала стала в XII-XII веках известна как меркиты.

Собственно, меркиты, по самодийской гипотезе являются потомками пазырыкцев Горного Алтая, которые в конце I тысячелетия до н.э. были вытеснены со своих земель юэчжами, мигрировав на восток. Вытесненные затем монголами из Забайкалья, они продолжили миграцию, положив начало якутскому этносу.

В археологическом отношении, с меркитами связывается саянтуйский этап хойцегорской культуры Западного Забайкалья X-XII веков. Указывая на преемственность якутов от меркитов, Ф.Ф.Васильев отмечал определенное сходство элементов погребальной культуры саха с памятниками этой археологической культуры.

Этноним "Меркит"

Впервые меркиты упоминаются в китайских летописях под именем "ми-ли-гэ" (в юаньскую эпоху китайцы слово "меркэ" передавали иероглифами мэ-ли-ци). Как этническая общность меркиты начинают фигурировать в исторических источниках с конца XI века.

Многие исследователи связывают этноним "меркит" с тотемным обозначениям орла (беркута). Принятый в тюркских языках процесс перехода "б-м" отчести подтверждает происхождение сеоков иркит, мyркут и меркит от слова "мyркут" ("беркут"). Кроме того, известно, что телеутский сеок меркут на Алтае, называвшийся также меркит, считал себя происшедшим от белоголового орла.

Такая трактовка этнонима "меркит" также подтверждает гипотезу, что меркиты, возможно, были потомками древнего населения Южной Сибири, почитавшего орла (беркута) в качестве своего родоначальника. Тем более, есть сведения о существовании меркитов в Саяно-Алтае еще в древнетюркскую эпоху.

Этноним "меркит" также можно связать и со словом "мерген", широко распространенным в тюркских языках. "Мерген" (варианты market, мирген, мергин, бэргэн) имеет значения "умный", "ловкий", "меткий", "сильный". Кроме того, о вхождении меркитов в состав древних тюрков, свидетельствует их обозначение "мума тукюэ", то есть "лыжные тюрки".

Быт меркитов

Как и у прочих кочевых племен (кереиты, татары, монголы) основным занятием меркитов было кочевое скотоводство.

Меркиты разводили лошадей, коров, баранов, вели с соседями торговлю скотом и войлоком. Не брезговали и грабежами.

Жилищем служила крытая войлоком юрта, которая быстро могла быть разобрана, перевезена на новое место и также быстро собрана вновь.

Гибель меркитов

Меркиты издавна воевали со своими соседями - кереитами, татарами и монголами.

Во время одного из меркитских налетов ими даже была захвачена жена Чингисхана Борте, позже отбитая им с помощью кереитского царя Ван-хана. Это было первое крупное сражение монголов и кереитов с меркитами, состоявшееся в 1190-х годах.

Вторая битва состоялась осенью 1204 года в урочище Харадал-Худжаур в южной Бурятии. Тогда меркиты были разбиты, остатки племени вместе с Тохто-беки бежали в Баргуджин-Токум. В 1205 году меркиты вновь поднялись на борьбу. На этот раз против них выступили объединенные войска Чингисхана, Ван-хана и Джамухи. Армия союзников сразилась с ослабевшими силами меркитов близ реки Хилок. В той битве меркиты вновь были разбиты, часть их сил засела в крепости Тайхал, но в конечном счете сдались под напором отрядов военачальника Чимбая, хан меркитов был убит преследовавшим его монгольским отрядом.

Позже меркиты не раз пытались отстоять свою независимость, сыновья Тохто-Беки продолжали борьбу с монголами уже в западной Монголии на стороне Найманского ханства. Здесь они были разбиты окончательно, многие были уничтожены, остатки некогда грозного народа были распределены по улусам и воинским частям монголов. Не покорившаяся часть меркитов ушла на север, что нашло отражение в преданиях якутов.

Меркиты и мекриты

Существует некоторая путаница, связанная со схожестью названий меркитов и мекритов.

Рашид-ад-дин считал меркитов древним монгольским племенем, хотя они не перечисляются среди собственно монгольских племен, потомков Борте-Чино и Гоа-Марал. Согласно Рашид-ад-дину, меркиты и мекриты являются одним и тем же этносом: "Их также называют племенем удуит, хотя некоторая часть монголов называет меркитов мекритами, смысл обоих (названий) один и тот же".

Западноевропейские авторы XIII века упоминают о наличии четырех монгольских племен. Так Джованни Плано Карпини называет племена йека-монгал, су-монгал, меркит и мекрит, которые имели сходную внешность и один язык, хотя "между ними и было разделение по провинциям и правителям". По его информации, Чингисхан сначала сразился с меркитами, страна которых была расположена возле земли татар, подчинив их. После этого, он сразился против мекритов и их также покорил.

Пелльо и Пейнтер видели в этих мекритах кереитов. При этом они исходят из того, что согласно Вильгельму Рубруку, Унк правил народом, именовавшимся крит и меркит. Отсюда они сделали вывод, что народ крит (crit) есть кереиты. Следовательно, мекриты, возможно, появились в результате обьединения кереитов и меркитов.

С другой стороны, в конце XIII века Марко Поло, посетивший ставку монголов в долине Бангу (Баргу), писал, что там живут дикие охотники и скотоводы "мекри". У них много оленей, на которых они ездили. Нравы и обычаи у них, как у татар, они якобы тоже признавали власть великого хана. Эти "мекри" проживали в местности, где зимой из-за великого холода не жили ни зверь, ни птица. А летом они охотились на зверей и птиц. По утверждению Марко Поло, через сорок дней можно дойти до моря-океана, где есть горы, где соколы-пилигримы вьют гнезда. Место это якобы находится так далеко на север, что северная звезда остается позади к югу.

По одной из версий, упоминаемая в рассказе Марко Поло долина Баргу, где есть море-океан, это Байкал с островом Ольхон и на севере есть долина Баргузин. Однако в другом месте сочинения Марко Поло, при рассказе о "Росии" вновь встречается сюжет о море-океане с островами, на которых водились орлы-кречеты, привозимые великому хану. В этом рассказе же речь явно идет о Великом Ледовитом океане, его морях и островах, а не о Байкале, тем более считается, что в Прибайкалье после походов Чингисхана меркитов не осталось, они либо были истреблены, либо бежали, либо были насильно переселены в чужие края.

М.П.Алексеев и Г.Юль видят в мекритах тунгусов. Более того, Юль явно указывает на сходство ландшафтов, описываемых Марко Поло с местами между Якутском и Колымой, замечая при этом, что Марко Поло "получил сведения от очевидцев". При этом приводится цитата из описания путешествия Врангеля, где последний говорит о природе и фауне Нижне-Колымска. Эта страна в отличие от монгольских степей, имела "много озер, прудов и болот", притягивавших стаи перелетных птиц. Арктика и образ жизни его обитателей наглядно видна в описании Марко Поло: "Питаются также птицами. Птицы, когда линяют, так пребывают в этих местах. Когда же совсем оголяют, так не могут лететь и их ловят тогда, сколько хотят. Едят также рыб". Именно в описании мекритов впервые обнаруживается описание образа жизни, который в дальнейшем становится характерным для различных тунгусских групп.

Д.Поспеловский, который берет за основу сведения Марко Поло, считает, что что францисканцы разграничивают мекритов и меркитов не только терминологически, но и территориально. По его выводам, меркиты - большое племя, занимавшее земли юго-восточнее Байкала, а мекриты отождествляются с тунгусами.

Итак, в местности Баргу, куда бегут меркиты, до них обитали лесные племена оленеводов-мекритов. Остатки разбитых монголами меркитов, действительно, вполне через Баргузин и Верхнюю Лену могли уйти в недоступные для монголов северные пределы, в страну мекритов, то есть, в Якутию.

Мотив бегства знаменитого удальца, преследуемого на своей родине грозным царем за свои проступки, к тому же живущего на новой родине в постоянном страхе от возможного прихода преследователей, глубоко запечатлен в якутских легендах о родоначальнике Омогое. Однако с Омогоем в фольклоре саха связан только первый этап заселения Средней Лены скотоводами. Топонимика и археология края свидетельствуют о возможности, в том числе и частичного монголоязычия первых прищельцев, позднее ассимилированных новой тюркской волной. Омогой - первый родоначальник саха, прибыл на Среднюю Лену, из-за преследования грозным царем за воровство. Его мифологический образ хорошо связывается с незадачливым женихом из племени меркитов Чильгир-Боко, в страхе бежавшего в неизвестном направлении от Темучжина, требовавшего возмездия за похищение своей жены Бортэ. Другой родоначальник саха Эллэй, с которым связывают тюркоязычие этноса, бежит с отцом через безводные пустыни, также спасаясь от преследования монголами.

Так или иначе, ученые, изучавшие якутские предания о своем происхождении, связывают приход предков саха-якутов на Среднюю Лену борьбой с Чингисханом, в результате которой они были загнаны в эти труднодоступные, необитаемые края.


Связанные статьи:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович