SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

История народа Хунну: Становление орды

Переход части хуннов на сторону Китая был переломным моментом войны. Более того, он оказался толчком, после которого возрожденная хуннская держава начала разваливаться.

Несмотря на внутренний раскол, Хунну в I в. н.э. было еще "великое государство". Но внутренние процессы подрывали его мощь. Рассмотрим эти процессы и попробуем установить их результаты.

Общий подъем хуннского общества был использован Модэ для подавления сепаратистских тенденций родов и объединения их в монолитную державу. Ослабление напряжения привело к военному ослаблению и вырождению ближайшего окружения шаньюев, поэтому то и выдвинулась родовая знать и заняла освободившиеся места. Началось разложение родов: отдельные члены рода не следовали уже беспрекословно за старейшиной, а сами решали свою судьбу. Если в эпоху родовых распрей 60-47 гг. до н.э. роды выступали компактными массами, то сто лет спустя они раскалываются. Однако деление не случайно.

Жизнь внутри рода была тяжела и бесперспективна для младших членов его. Несмотря на все личные качества, они не могли выдвинуться, так как все высшие должности получались по старшинству. Таким удальцам нечего было делать в Южном Хунну, где пределом их мечтаний могло быть место дружинника у старого князька или вестового у китайского пристава. Удальцу нужны просторы великой державы, военная добыча и военные почести, поэтому он ехал на север и воевал за "господство над народами".

Под властью северных шаньюев скапливался весь предприимчивый элемент и огромная масса инертного населения, кочующего на привычных зимовках и летовках. Такой державе родовой строй был не нужен, больше того, он ей вредил. Кучка удальцов стала управлять теряющей родовые традиции массой.

Родовая держава медленно трансформировалась в орду. Раскол облегчил этот процесс. На юг ушли "старцы и почтительные отроки" - носители родовых традиций.

Что из этого получилось?

Во первых, Северное Хунну из родовой державы превратилось в военно демократическую, и поборники родового строя - южные хунны, ухуани, сяньби - стали заклятыми врагами северных хуннов, более ожесточенными, чем китайцы. Возникла борьба между двумя системами - родовым строем и военной демократией.

Во вторых, среди удальцов, окруживших северного шаньюя, должна была возникнуть борьба за места и влияние, так как сдерживающие моральные начала исчезли вместе с родовыми традициями. И отзвуки смут дошли до китайских историков, хотя подробности остались им неизвестны.

В третьих, массы хотели мирной жизни и неохотно поддерживали военные авантюры своих вождей. Меняя господ, они ничего не выигрывали и не теряли, для них не было смысла держаться за шаньюев. Поэтому в решающий момент они отказали в поддержке шаньюям, и это, как мы увидим ниже, обусловило разгром северных хуннов в 93 г.

Однако удальцов, составлявших силу северных хуннов, можно было перебить, но не победить. Уничтожить их не удалось, и они ушли на запад, а потомки их, придя в Европу, сделали наименование "гунны" синонимом насилия и разбоя.


Оглавление:
  • Вступление
  • Во мгле веков
  • Зарождение хуннов
  • Предыстория хуннов
  • Становление хуннов 
  • Открытие Сибири
  • Первое вторжение в Китай
  • Великая Китайская стена
  • Шаньюй Модэ и возникновение державы Хунну
  • Устройство державы Хунну
  • Война Хунну с Китаем
  • Кризис державы Хунну
  • Становление орды - военной демократии
  • Перед гибелью
  • Разгром северного Хунну
  • Возрождение и конец северного Хунну
  • Хунну и Гунны

    © Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

    В статье использованы материалы книги Л.Н. Гумилева "История народа Хунну"