Монгольская империя: "Люди длинной воли"
Предки монголов жили рассеянно, и традиции их были основаны на родовом быте. Социальной единицей у них был курень - кольцо из телег, которыми стан огораживался на ночь, чтобы не стать жертвой внезапного нападения соседнего племени. Правили в куренях старейшие. Власть старейших была основана на авторитете, что и характерно для родового строя. При этом старейшие были вовсе не старшие, то есть более опытные и заслуженные, а те, кто по счету родства имел право быть "старшим", право "занимать ведущий пост".
Так, например, если сын вождя погибал в юном возрасте, оставив младенца, то этот ребенок был, по счету родства, выше своих дядей. И тем, старшим по возрасту, для того, чтобы дождаться своей доли в управлении племенем, нужно было ждать, когда умрет младенец и освободит место для какого‑нибудь батыр‑богатыря. А ведь тот к тому времени состарится, и правитель из него будет неважный. По большей части, энергичные и умные люди проводили свою жизнь на самых низших ступенях иерархической лестницы, а родовитые бездарности пользовались поддержкой рядовых членов рода, степных обывателей.
Эта позиция долгое время была социальной доминантой кочевников Забайкалья, население которого было известно под именем татар - самого сильного и энергичного племени, обитавшего на берегах Керулэна. В числе разных племен, суммарно считавшихся татарами, были и предки монголов. Эти последние жили на границе Великой степи и горной тайги и подчинялись поочередно всем: тюркютам - древним тюркам - в VI-VIII веках, уйгурам в VIII-IX, и киданям в X-XI. Но тут начало происходить что‑то странное.
В конце XI и начале XII веков в родовых общинах стали все чаще появляться юноши, которых режим воинствующей посредственности тяготил настолько, что они бросали юрты своих родителей и уходили в горы и пустыни. Их называли "людьми длинной воли" или "свободного состояния". И относились к ним, надо сказать, очень плохо, так как они подрывали существующие устои.
Но монгольским юношам податься было некуда. Судьба этих людей часто была трагична: лишенные общественной поддержки, они были вынуждены добывать себе пропитание трудоемкой лесной охотой, а не степной, облавной, которая гораздо легче и прибыльней, ведь степи и пасшиеся в них звери принадлежали тем самым племенам, от которых "люди длинной воли" откололись.
К тому же монголы, особо метим, не едят перелетных птиц: уток, гусей, считая их мясо несъедобным - и лишь в крайнем случае употребляют в пищу рыбу. Для того чтобы добыть себе конину и баранину, изгнанникам приходилось систематически заниматься разбоем и кражей. Но их ловили и убивали. С течением времени они стали составлять отряды для сопротивления организованным бывшим соплеменникам, искать и находить талантливых вождей. Спасало их то, что Монголия не была объединена сильной властью. Разные ханства и племенные союзы враждовали друг с другом, и благодаря этому "люди длинной воли", балансируя между соперниками, и нашли себе место под солнцем.
Собственно, монголы жили между Ононом и Керулэном. Южнее них жили татары - большой племенной союз, давший, как уже сказано, название огромному количеству народов, совершенно не похожих на них. Но позже многие из этих племен просто отказались от своих родовых имен и стали именовать себя монголами, ибо это стало выгодно.
Здесь следует отметить, что некоторые исследователи не признают сам факт существования "истинно монгольских" племен. Так, В.П.Васильев на основании сведений Мэн-хуна пишет "Чингисхан был по происхождению сыном татарского войскового старшины". То есть, Чингисхан принадлежал не к племени монголов, а татар, с которыми якобы у монголов была непримиримая вражда.
В бассейне Селенги жили кереиты - народ очень древний, многочисленный (их было не меньше, чем самих монголов, а может, и больше), культурный и, что важно, обращенный в христианскую религию несторианскими миссионерами. В Туве и в Минусинской котловине жили ойроты - лесные племена. Кто они были - монголы или тюрки, сегодня сказать трудно. Скорее всего - монголы. Около Байкала, по нижней Селенге, жили меркиты - очень храбрый народ. И наконец, на склонах Алтая, полукружьем от восточных до западных предгорий, жили найманы, буквально означает "восьмерочники". Они были потомками тех киданей, которые когда‑то не подчинились чжурчжэням, ушли на запад, а затем и там, в Семиречье, отделились от всей массы соплеменников‑беглецов и основали собственное ханство.
Такова была картина расселения монголоязычных племен, и внести раздор в племенные отношения было чрезвычайно легко, что чжурчжэни и проделали. В результате монголы стали терять одного храброго вождя за другим.
Что было делать монголам при сложившихся отношениях с чжурчжэнями? Помогли и подсказали, как нужно поступать, чувство и интуиция. "Люди длинной воли" начали пытаться жить не поодиночке, а поддерживая друг друга. Они начали группироваться в отряды, в "банды", чтобы защищаться от своих эгоистических родственников и других врагов.
Оглавление:
Вступление
Расстановка сил
Между Дальним и Ближним Востоком
Маньчжуры и монголы
"Люди длинной воли"
Тэмуджин - Чингасхан
Мифы о монголах
Становление империи
"Черная легенда"
Сила вещей
Конец эпохи
А могло ли быть иначе?
|