Монгольская империя: Тэмуджин - Чингасхан
Родился Тэмуджин на берегу реки Онон на границе современных республики Бурятия (Россия) и Монголии в 1155 году (Рашид ад-Дин). Хотя, если принять во внимание, что умер он в 1227 году в возрасте 66 лет ("История династии Юань"), то дату рождения следует отнести к 1161-1162 году.
Одним из "людей длинной воли" был Тэмуджин - сын безвременно погибшего Есугей-багадура. Есугей-багадур умер, когда его сыну Тэмуджину было всего девять лет.
Есугей-багадур - один из последних борцов против захватчиков, живший на территории Бурятии около современной границы России и Монголии - решил женить своего сына и с этой целью поехал к своим знакомым, чтобы просватать за него девочку Борте из рода унгират, ведь по монгольским обычаям полагалось, чтобы жених и невеста были лет пять-шесть обручены, а уж после этого играть свадьбу.
Поехал Есугей-багадур назад, а ехать было далеко. В степи он увидел огонь, там сидели люди, пировали. Его пригласили к огню. Смотрит Есугей-багадур и видит, что люди - татары. А с татарами он воевал. Но он не мог отказаться от приглашения: гостя в степи никто никогда не убивает.
Принял угощение Есугей-багадур, посидел с татарами, выпил, все было хорошо, но, когда он поехал дальше, а ехать ему оставалось еще три дня, он почувствовал, что ему плохо. Он приехал домой, прожил всего четыре дня и скончался. Нет уверенности, что его отравили. Вряд ли был в обиходе такой яд, который действует только через четыре дня после принятия - его бы скорее тихо, без лишнего шума, зарезали.
Здесь опять же отмечу, что некоторые исследователи не признают сам факт существования "истинно монгольских" племен. Они опираются, в том числе, на определение названия "монголы" в "Сборнике летописей Рашид ад Дина" (конец XIII - начало XIV веков): "ныне дошло до того, что монголами называют народы Хитая и Джурджэ, нангясов, уйгуров, кипчаков, туркмен, карлуков, калачей, всех пленных и таджикские народности, которые выросли в среде монголов. И эта совокупность народов для своего величия и достоинства признает полезным называть себя монголами". То есть, арабский летописец явно пишет, что название "монголы" используется как название политической системы, в которую входят племена и народы различного происхождения, а само наименование "монгол" использовалось покоренными народами именно в качестве названия подданных империи.
При этом, отмечается, что упоминаемые в летописях факты вражды татар и монголов описаны китайцами (и переведенны с китайского же языка) исключительно в целях разжечь вражду между монгольской знатью и народом, по-прежнему именовавшему себя татарами. И эти усилия, надо сказать, во многом способствовали распаду Империи монголов. Подробнее об этом написано в серии статей "Татары".
В этой связи "вечной вражды" татар и монголов представляется сомнительной и другая легенда, по которой Есугей назвал сына Тэмуджина в честь убитого им татарского хана, который поразил его своей доблестью. Не мог отец назвать ребенка чужеродным именем, более того, именем врага. Следуя этой логике, после Великой Отечественной войны в СССР большинство рожденных мальчиков должны были быть названы Адольфами, Вольфами и пр.
В принципе, приведенные доводы никак не влияют на достоверность легенды. Есугея, по всей видимости, убили действительно татары. Но не те татары из народа татар, с которыми монголы враждовали, а татары другого татарского племени, с которым и враждовал татарский род кият Борджигин, возглавляемый Есугеем. Это находит вполне простое объяснение. Ни один народ, живший с Великой степи, не был единым, он состоял из множества разрозненных племен (родов), объединенных лишь родственными связями. По большому счету, все народы Степи (правильнее было бы сказать "племенные союзы") состояли в кровном родстве: татары брали жен и у меркитов, и у кереитов, последние ни в чем не уступали соседям.
Так или иначе, после смерти багадура все те, кто ходил с ним против чжурчжэней, их союзников и татар, сделали то, что могли сделать неблагодарные люди, - они расхватали имущество своего вождя, бросили его вдову и сирот в степи без всякой помощи, даже без лошадей. Обворовали и ушли, унося награбленное имущество с собой.
Когда мать Тэмуджина, Оэлун-Еке, подняла знамя рода и бросилась за удаляющимися бывшими соратниками мужа и стала призывать их одуматься, то некоторые, усовестившись, вернулись, но все же потом ушли. В общем, было расхищено все, семья вождя была оставлена нищей, то есть в положении "людей длинной воли", а мужчине - человеку длинной воли было тогда девять лет.
Однажды Тэмуджин и Хасар, его брат (прошло уже лет шесть-семь после смерти Есугея) застрелили своего брата от другой жены отца Бектера, причем крайне своеобразно - под предлогом того, что он с ними очень грубо обращался: тогда-то отнял у них лук, тогда-то отнял пойманную рыбу. Словом, убили Бектера, по сути, за пустяки.
Этот случай все авторы-комментаторы, плохо знакомые с монгольской историей, приводят как образчик невероятностей, немотивированной безжалостности, говорящей якобы о потенциальной жестокости будущего завоевателя полумира Тэмуджина - Чингисхана. Немедленно после убийства Бектера тайджиуты сделали набег на семью Есугея, захватили Тэмуджина, хотели убить его, но не убили. Заступился бывший друг его отца Торгутай-Кирилтух. И Тэмуджина посадили в колодки. Спрашивается, за что? Совершенно ясно - за убийство Бектера.
Но, собственно говоря, какое дело тайджиутам до ссоры в семье? Чего они лезли? Бектер то был не их рода и не их семьи. Но если вмешались, то, значит, он был для них свой. А почему он был свой? Он был лазутчиком, доносчиком, сообщал тайджиутам все, что делается в семье Есугей-багадура. Значит, тайджиуты хотели знать, как подрастает сын, лишенный прав после смерти отца. За это и был наказан Тэмуджин колодками, но ему, правда, удалось бежать.
Тэмуджин сумел вернуться домой, туда, где было кочевье. Но оказалось, что семья его откочевала. Тэмуджин нашел своих по следам, петляя, чтобы самому не оставить следов. Казалось бы, все хорошо: все вместе, шпиона и лазутчика нет, жить можно. Но тут произошла еще одна беда, и эта беда повлекла за собой события, не предусмотренные никем.
Дело в том, что мать Чингисхана Оэлун-Еке, мудрая, волевая женщина ханского рода, в детстве была просватана за одного богатыря из племени меркитов, а Есугей-багадур ее отбил. Отбил в полном смысле этого слова: втроем с соплеменниками он подъехал к жениху Оэлун, и тот сбежал, покинув невесту. Невеста горько плакала, но вынуждена была выйти замуж за похитителя. С того времени меркиты затаили обиду, и через некоторое время сделали несколько попыток нападения на монголов.
В принципе, меркитам с монголами делить было нечего. Меркиты - лесное племя, жившее к северу от хребта Хамар-Дабан возле Байкала, - не имели никаких претензий к монголам, которые жили в степях к востоку от Хэнтэя. Борьбы за пастбища не было, причин экономического или торгового характера для столкновения - тоже. Это были лесные вольные люди. Но они никогда не стерпели бы обиды. А тут украли невесту у члена их племени. Украсть невесту - это обида.
Меркиты выждали, улучили момент и бросились на семью Тэмуджина. Жену Чингиса, Борте, ради обручения с которой ездил так далеко Есугей-багадур, а после этого скончался, они увезли с собой.
Получается, что монгольсякая "троянская война" возникла из-за прекрасной Борте-Учжин.
Похищение Борте-Учжин произошло в 1182 году. Это более чем полвека, с тех пор, как монголы впервые обнаружили свое активное существование, в течение которых сменилось четыре поколения. Но, если раньше поднять монголов на самозащиту от внешнего врага было занятием почти невозможным, то тут из-за обиды, нанесенной чужими одному из земляков, поднялось целое войско. Ван-хан кереитский, друг монголов, привел с собой 20 тысяч воинов. Джамуха-Сэцэн, то есть мудрый Джамуха, названный брат Тэмуджина, привел тоже 20 тысяч воинов.
Четыре тьмы форсированным маршем прошли вдоль Селенги на восточный берег Байкала и застали меркитов врасплох. Такой марш-бросок был бы классическим в учебниках военной истории, если бы историки знали о нем и хоть раз поинтересовались бы, что там за местность: там действительно очень крутые горы и тяжелые переходы. В этих местах геологи даже пешком ходят с трудом, а верхом по тропинкам проводить коней над пропастями, через быстротекущие реки невероятно сложно.
Внезапным нападением они разгромили кочевье меркитов. Была ранняя зима. Меркиты бежали. Но монголы отнеслись к ним довольно гуманно, ведь можно было их перебить и разогнать по лесу всех, а тот, кто убегает в Сибири в лес зимой без огня и теплой одежды, обречен. Монголы же прекратили преследование. Они только вернули Борте-Учжин, которая при лунном свете, во время ночного нападения, узнала коня своего мужа, бросилась к нему и схватилась за стремя.
Но почему меркиты, совершая нападение на монголов, были так хорошо осведомлены о делах монголов? Очень странно. Украдена была, кроме Борте, жены Чингисхана, также и его мачеха Сочихэл. Она не вернулась к монголам, ушла вместе с бегущими меркитами, но ее сын Бельгутей остался при своем сводном брате Тэмуджине. Так будущий Чингисхан освободился от доносчицы в своем доме - мачехи, как до этого от Бектера.
После этого дело у Тэмуджина пошло на лад. Оказалось, что этот "человек длинной воли" обладает не "длинной", а поистине железной волей, справедливостью, умением обходиться с людьми. К Тэмуджину стали стекаться другие "люди длинной воли" - к нему присоединились не племена, а богатыри.
Вообще, начали скрепляться социальные узы, основанные на разных стереотипах поведения. Сторонники Тэмуджина или, может быть, он сам предложили взять за основу договор войска с ханом. Так родилась монгольская Яса. Согласно этой Ясе, войско было обязано соблюдать дисциплину, а хан, то есть выбранный предводитель, - справедливо распределять добычу среди своих сторонников и повышать их за заслуги, а не по праву рождения, как это было раньше. Короче говоря, Тэмуджин противопоставил принцип военной демократии традиции рода и племенного союза.
Отряд Тэмуджина усиливался. Зато от него отделился его побратим - анда, по-монгольски, - Джамуха. Дело в том, что у разных народов воровство рассматривается с разных точек зрения. У кого-то нельзя брать деньги, у других - можно. Так вот, у монголов считалось, что вещи и деньги брать нельзя, а лошадей можно. И поэтому удалец Тайгар, брат Джамухи-Сэцена, решил отогнать табун лошадей у Тэмуджина. Табунщик погнался за ним и прострелил его из лука насмерть.
Джамуха, точнее, его сторонники воспользовались этим случаем и напали на Тэмуджина. Так произошла первая междоусобная война (1184 год). В результате этой войны Тэмуджин потерпел поражение, ибо врагов было втрое больше. Но почему-то Джамуха отвел войска и не воспользовался победой.
Дальше - темный период в биографии Тэмуджина, когда источник пропускает вдруг целых пятнадцать лет - период наиболее напряженных и важных событий. По китайским летописям, чжурчжэни поймали Тэмуджина и продержали его 14 лет в яме, в тюрьме. Затем Тэмуджин каким-то образом спасся. Подробности этого побега неизвестны.
Когда Тэмуджин появился среди соплеменников в Монголии, с одной стороны, появились шла жестокая борьба за власть, с другой стороны, обыватели говорили: "пора кончать с этими безобразиями". Война развернулась по всем направлениям и превратилась в межэтническую.
"Люди длинной воли", которые своими саблями, своими копьями подняли престол Чингисхана, в 1206 году избрали его ханом с этим титулом Чингис. Сейчас принято писать "Чингисхан" вместе, в одно слово. Но это все равно что писать "профессор Петров" в одно слово вместе с именем и отчеством. Глупость полная: Чингис - титул, а хан - это должность.
Должность "хан" у монголов - выборная. Выбирает хана войско и после этого беспрекословно подчиняется ему. Все законы, которые соблюдались неукоснительно, были записаны по-монгольски, и, к счастью, сохранился их персидский перевод. Законы сводились, разумеется, не только к тому, что нужно соблюдать дисциплину, твердую, жесткую, подчиняться начальникам. Но и к тому, что нужно не выдавать товарища в беде, оказывать помощь соратникам и соотечественникам. За неоказание помощи полагалось такое же наказание, как за нарушение дисциплины или государственную измену, - смертная казнь или высылка в глухую Сибирь. Где еще есть закон, карающий за неоказание помощи? Монголы сделали дисциплинированную армию с чувством взаимовыручки.
В бою монгол должен был чувствовать локоть своего товарища, и знать, что он не предаст ни в коем случае, а для этого и другой товарищ обязан был не предавать его ни под каким видом. Поэтому у монголов предательство считалось худшим из грехов и пороков, и основной бог их назывался Мезир - это монгольское произношение слова "Митра". А Митра - небесное божество, добрый бог, наказывающий обманщиков доверившегося. На войне для победы можешь идти на хитрость, обманывать, но нельзя обмануть доверившегося.
Монголы убивали, грабили, отгоняли скот, умыкали невест и делали много таких поступков, которые осуждены в любой хрестоматии для детей младшего возраста. Вместе с тем монголы не оставили руин, архитектурных кладбищ, что дало повод недальновидным исследователям считать их дикарями. Монголы жили жизнью, которая выглядит верхним замыкающим звеном биоценоза. При расширении ареала монголы наталкивались на соперников. Война с ними была также естественным соперничеством. Отгон скота - это спорт, связанный для конокрада с риском для жизни. Умыкание невест - борьба за потомство, ибо с украденными женами обходились столь же деликатно, как и со сватанными по согласию обеих семей.
Да, пусть это приносило много крови и горя, но, в отличие от прочих цивилизованных регионов, в Великой степи не было лжи и обмана доверившегося. Хотя позволялась хитрость против соперников и врагов. Когда же предательство возникало, то всегда за счет влияний извне.
Не было городов и замков, люди жили в войлочных юртах - герах. Но ведь это экономия даров природы, от которой брали только необходимое. Зверей убивали столько, сколько нужно было для удовлетворения голода, и поэтому не оставалось мусорных куч. Одежда, дома, седла и конские сбруи делались из нестойких материалов, возвращающихся обратно в породившую их ландшафтную оболочку Земли, или, если угодно, в Природу, вместе с телами монголов.
И вдруг все изменилось. Уже в 1130-х годах у монголов появились и богатыри, и руководители куреней. Сначала активных людей было мало, но число их росло. К концу века, когда будущий Чингисхан возвратился из долгого чжурчжэньского плена, вся Монголия уже превратилась в котел, кипящий страстями.
Это начинался новый зигзаг истории.
Оглавление:
Вступление
Расстановка сил
Между Дальним и Ближним Востоком
Маньчжуры и монголы
"Люди длинной воли"
Тэмуджин - Чингасхан
Мифы о монголах
Становление империи
"Черная легенда"
Сила вещей
Конец эпохи
А могло ли быть иначе?
|