SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

Татары: Территория распространения татар

"Евразия - степная полоса от Хингана до Карпат, ограниченная с севера "таежным морем", то есть сплошной полосой леса, а с юга пустынями и горами, у подножий которых располагаются оазисы. Соседи - суперэтносы, взаимодействовавшие с евразийскими народами: Срединная равнина, называемая ныне, условно, "Китай", Афразия (Ближний Восток и Иран) и Западная Европа (Романо-германский мир). Восточная Европа, точнее говоря, Западная Евразия органически связана с Великой Степью, так как наиболее населенная ее часть - лесостепь, включающая на севере ополья, а на юге азональные ландшафты речных долин и несохранившиеся причерноморские леса".

Сухие степи и лесостепи Евразии, раскинувшиеся от Венгерской пушты на западе до склонов Хингана на востоке, представляют собой экологическую нишу Степного суперэтноса, которую в наше время заполняют потомки тюрок и монголов. И вовсе не только ограниченная часть территории Забайкалья и северной части нынешней территории МНР, как нас хотят убедить большинство официальных историков разных времен и народов, а именно вся вышеописанная территория и явилась, по выражению основоположников евразийства, "месторазвитием" этноса "древних монголов", или, правильнее, средневекового татарского этноса, возникшего примерно в VIII-IX веках в восточной и средней части Великой Степи.

Успешному развитию и расселению этого этноса благоприятствовало гораздо большее (по сравнению с современным) увлажнение Великой Степи от гор Иньшань до Нижней Волги и до Черного моря, что объясняется соответствующим "глобальным перемещением на юг циклонического центра действия атмосферы" в период с VIII-XIII веков.

Л.Н.Гумилев пишет: "статистика набегов на Китай показывает, что переброска конницы через Гоби в то время была относительно легка, и, значит, граница травянистых степей современной Монголии пролегала южнее, чем в XX веке". Также Л.Н.Гумилев приводит примечательный факт: "в VIII веке тюрки возобновили занятия земледелием в Монголии, но, что особенно важно, заняв целиком зону степей, они не пытались овладеть ни лесными районами Сибири, ни проникнуть в Китай. Травянистая степь, перерезанная лесистыми хребтами, была их вмещающим ландшафтом".

В Монголии (имеется в виду в основном Внутренняя Монголия на территории современного Китая) в VIII и последующих веках "заниматься земледелием" могли, судя по приведенным выше сведениям В.П.Васильева, именно представители нового этнического сообщества из племен тюрок шато, уйгуров и татар. Последние и явились основой этого сообщества, мигрировав к горам Иньшань из Маньчжурии примерно в VI-VII веках.

Уже говорилось, что именно древние татары, предки соплеменников Чингисхана "занимались хлебопашеством" в этих районах в тот период и уже тогда умели изготавливать оружие и прочие изделия из железа и меди. И эти татары, что следует также из сведений В.П.Васильева, "сообщили свое имя", то есть передали свое имя племенам тюрок шато и уйгуров, обитавших здесь ранее, и наряду с именем (татар) передали кочевникам, как видно, и многие свои навыки и свойства, в частности, навыки земледелия.

Отметим, что именно это этническое сообщество тюрок в Монголии, расселяясь все далее на запад, занимались наряду с земледелием также и кочевым (отгонным) скотоводством, спустя пару веков уже не только в Монголии, причем скотоводством высокотоварным. Также эти "тюрки" занимались успешно и ремеслами (в том числе и металлургией) и расселялись все далее на запад по Татарской степи, и на север до Алтая, Орхона и Байкала, и складывался новый этнос татар в результате смешения племен тюрок шато, уйгуров и древних предков татар, выходцев из Маньчжурии. К этому же времени история относит и появление в этой местности татаней (татар), которые впервые упоминаются в китайских летописях в VII века.

Пару веков позже тюрки шато, замечает академик В.П.Васильев, более не упоминаются, вместо них "в IX веке при Киданьской династии являются здесь дадане (татары). Следовательно, оба рода - (тюрки шато и татары), смешались друг с другом, и были оттеснены, натиском киданей и тангутов царства Ся, далее на север".

То есть, этнос (народ) "татары", включая в свой состав "осколки тюркских племен", "тюркские роды", оставшиеся неприкаянными после распавшегося Уйгурского каганата, начинает расселяться от Иншаня в северном и западном направлении, и, главное, это расселение происходит весьма быстро по историческим меркам.

Согласно древнекитайским источникам, на западе граница владений киданей в начале X века проходила по реке Хуанхэ, за которой начиналась территория тангутского государства Си Ся. Далее на запад кочевали независимые от киданей племена, и "от этих народов на северо запад жили "да-да", то есть татары, находящиеся в постоянной вражде с киданями и разбивали их неоднократно. В мирное время татары вели с киданями торговлю коровами, баранами, верблюдами и войлоками. Их местопребывание было в 6000 ли от "Верхней столицы" киданей. Шесть тысяч ли (около трех с половиной тысяч километров) на северо запад, если даже считать от Пекина - это уже Джунгария, Алтай и Южная Сибирь, а то и современный Северный Казахстан, и, есть веские основания так полагать, Южный Урал и Приуралье.

Это данные из сведений В.П.Васильева, полученных им из различных древнекитайских источников, и речь в них идет именно о тех татарах, "государь которых Тэмучень объявил себя императором Чингизом".

По данным С.Г.Кляшторного, важнейшие сведения о "татарах до Чингисхана" содержатся в китайских, и также восточно туркестанских источниках. Согласно этим данным, союз татарских племен входил в состав Уйгурского каганата (744-840 годы), в войне Уйгурского каганата с вторгшимися кыргызами татары были союзниками уйгуров (842 год). Также С.Г.Кляшторный приводит следующие сведения "обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном называет "Татарской степью: в IX-XII века на территории Ганьсу и в Восточном Туркестане существовало государство татар, известное и китайским дипломатам, и мусульманским купцам". И располагалась это "отдаленная и пустынная страна" на северо-западе современного Китая и в Восточном Туркестане, "стране тогузугузов и татар". Именно в эту страну позже империя Цзинь направляла "войска для истребления и грабежа" татар, которых организовал для отпора и разгрома этой империи "Темучин", будущий Чингисхан.

 Рассмотрим подробнее сведения о возникновении народа кимаков и их государства в данном районе, основателями которых названы татары.

Л.Н.Гумилев приводит переведенные В.В.Бартольдом в 1887 году и не издававшиеся в советское время сведения упомянутого персидского историка Гардизи, составленные в 1049-1058 годах и описывающие события примерно VIII-IX веков.

"Умер начальник татар и оставил двух сыновей, старший брат овладел царством, младший стал завидовать брату, имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно, боясь за себя, он взял с собой рабыню любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река, много деревьев и обилие дичи: там он поставил шатер и расположился. После этого к ним пришло 7 человек из родственников татар. Увидев их, рабыня вышла и сказала: "Иртыш", то есть "остановитесь". Значит, приехавшие были ей знакомы, и она поздоровалась. Отсюда река получила название Иртыш. Узнав ту рабыню, все остановились и разбили шатры. Шад, вернувшись, принес с собою большую добычу с охоты и угостил их, они остались там до зимы. Когда выпал снег, они не могли вернуться назад, травы там было много, и всю зиму они провели там. Когда земля разукрасилась, они послали одного человека в татарский лагерь, чтобы он принес известие о том племени. Тот, когда пришел туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения: пришел враг, ограбил и перебил весь народ. Остатки племени спустились к этому человеку с гор, он рассказал своим друзьям о положении Шада, все они отправились к Иртышу. Прибыв туда, все приветствовали Шада как своего начальника и стали оказывать ему почет. Другие люди, услышав эту весть, тоже стали приходить (сюда), собралось 700 человек. Долгое время они оставались на службе у Шада, потом, когда они размножились, рассеялись по горам и образовали семь племен".

Л.Н.Гумилев полагает, что описываемая река "Иртыш" - это "один из притоков Оби, может быть, Катунь на Горном Алтае. А под "врагом, ограбившим и перебившим весь народ", по мнению Л.Н.Гумилева, подразумеваются именно кидани, которые, воевали с татарами и уйгурами в IX и в X веке.

"Несмотря на аморфность и даже путаницу приведенного текста (сочинения Гардизи), из него можно извлечь крайне ценное указание на переход небольшой группы дальневосточных пассионариев в богатую страну, населенную этническими осколками Западного Тюркского каганата. То есть, как следует из приведенного замечания Л.Н.Гумилева, в сведениях Гардизи отражена миграция с востока группы татар. Также мы видим, что эти татары были именно тюркоязычными, и оставленные на Алтае сыновья "начальника татар", и их родственники и соплеменники говорят на одном из тюркских языков. И правили Кимакским государством "хакан из татар и 11 управителей уделов".

Теперь посмотрим, кем были кыпчаки (половцы или куманы): "В конце X века от массы кимаков отделились кыпчаки и двинулись на запад, в роскошные степи Причерноморья, где стали известны под именем куманов и русским названием половцев. Некоторые подразделения татар оказались связаны с тюркским миром и передвинулись далее на запад" - пишет также В.В.Бартольд.

Еще обратим внимание, что кыпчаки половцы, вышедшие из страны кимаков, были светлоглазы и желтоволосы. То есть обладали аналогичными древним татарам ("древним монголам", соплеменникам Чингисхана) антропологическими признаками. И кыпчаки вовсе не представляли собой однородную этническую общность, а были именно "собирательным наименованием" обитателей территории под названием Кыпчак, или "Дешт и Кыпчак".

О связях татар с кыпчаками также можно привести обращение сына Чингисхана Джучи к кыпчакам перед столкновением с ними в предгорьях Кавказа, еще задолго до битвы на Калке (1223 год): "вы наши родственники, мы идем не на вас". Как видно из приведенного отрывка, в тот момент знаменитый полководец говорил известную тогда всем правду, чтобы избежать лишнего кровопролития и сберечь как своих бойцов, так и неразумных родственников. И обходился он без переводчика, не было никаких языковых барьеров, так как "внешность, языки и обычаи тюркских племен были близки друг к другу и имели лишь в прошлом небольшие различия по различным районам".

Таким образом, татарские племена, в рассматриваемое время (VIII-IX века и позднее) обитали в районах Забайкалья, Алтая (включая Монгольский Алтай), Южной Сибири и Северного Казахстана, Восточного Туркестана, Внутренней Монголии (ныне территория Китая) и Монгольской Народной Республики. И не только в указанных районах имеются достоверные сведения о распространении татар в Восточной Европе задолго до "татаро-монгольского нашествия", в частности, в районе Южного Урала и Причерноморья.


Оглавление:

  • Вступление
  • Народ, "потерянный" историками
  • Миф об этносе "древних монголов"
  • Язык "древних монголов"
  • Антропологический образ "древних монголов"
  • Территория распространения татар
  • Материальная культура татар Чингисхана
  • Религия татар
  • "Тайная" и "Официальная" история
  • Предпосылки для создания Сверхдержавы
  • Происхождение и жизнь Чингисхана
  • Становление Империи
  • Государственная политика и право
  • Вторжение в мусульманский мир
  • Первый "западный" поход
  • Русь и Орда
  • Миф о завоевании Руси
  • Защитники русской земли
  • Россия - преемница Державы монголов
  • В составе России

    © Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

    В статье использованы материалы книги Г.Р.Еникеева "Корона Ордынской империи", книг Л.Н.Гумилева "В поисках вымышленного царства" и "Древняя Русь и Великая степь"