SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

Татары: Первый "западный" поход

Завоеванием Средней Азии военная компания не закончилась.

Ибн аль Асиром пишет об отряде монгол, которых он называет "западные татары", который направился из Закавказья через Дарьяльское ущелье на Северном Кавказе (современная Военно Грузинская дорога) в верховья Кубани и далее к предгорьям Кавказа, за которыми начинались степи до Черного моря и Волги.

Почему отряд "западных татар" направился на Северный Кавказ, и далее на Дон и на Волгу? В трудный и дальний "завоевательный поход" по абсолютно чужой территории, населенной враждебными им народами (если верить историкам европоцентристам)? Разумно и логично было, загнав Хорезмшаха на остров прокаженных в Каспийском море, вернуться тем же путем обратно в Хорезм.

Так бы и поступили монголо-татары, чтобы организовать "западный поход" по удобным для большого похода степям с восточного направления, в случае если бы цель их была в завоевании "государств кыпчаков и аланов", ведь руководили отрядом "западных татар" талантливые полководцы Джучи, Субутай и Джэбэ.

Но дело было не в "завоевании", и цель отряда "западных татар" была иная. Вначале обратим внимание, точно ли официальные историки передают политическую обстановку того времени вообще, и в Дешт и Кыпчаке, в частности, куда и вышли монголо-татары из Закавказья, обогнув Каспий с юга и запада?

Истинны ли сведения о том, что проживали там только кыпчаки, имеющие единое сообщество государство и достаточно моноэтническое население, да миролюбивые аланы, которых и жаждали завоевать "кровожадные татары", либо кое что от нас сокрыто сочинителями "официальной и тайной истории монгол"?

Л.Н.Гумилев в книге "Древняя Русь и Великая степь", ссылаясь на П.В.Голубовского упишет, что "в южнорусских степях жили три разных тюркских народа, враждебные друг к другу, и каждый из них имел свою историю и свою судьбу. Это были печенеги, потомки канглов, торки, ответвление гузов и половцы или куманы, народ древней культуры. Половецкие красавицы были матерями многих русских князей, в том числе и Александра Невского".

В свою очередь кыпчаки половцы в свою очередь также представляли собой конгломерат различных тюркских племен. Татары, как часть половцев кыпчаков, жили и до татаро-монгольского нашествия в Восточной Европе. Хотя, до недавнего времени "считалось", что татары на Дону и Кубани не жили никогда, а жили исключительно на территории Татарстана, оттуда "расселялись" по России. Но есть факты, подтверждающие, что жили татары и на Дону исстари, только были выселены правительством Романовых в XVIII веке: "С 1735 года правительство петровских последователей проводит работу по очистке Донских территорий от Азова до Астрахани от татарских и нугайских аулов и юртов. Поскольку, как писал В.Н.Татищев в 1738 году в одном из своих рапортов правительству, "трудно контролировать живущих и торгующих среди донских казаков татар, а вдобавок по этому пути ходят к башкирам и киргизам турецкие и крымские послы". В итоге в 1738-1746 годах русское правительство превратило Дон в полностью русские области".

Да и сами казаки, как стало известно, вовсе не "беглые крестьяне", а бывшее ордынское (монголо-татарское) русское войско, до XX века сохранившее свои принципы формирования и качество своего личного состава: во все времена казаки были в числе самых боеспособных и верных Отечеству войск России. С татарами казаки жили до XVIII века вместе, только мешала эта дружба народов романовскому правительству, опасны они были для государства эти русские и татары, особенно когда они были едины, что было "трудно контролировать", что же они там, татары эти, замышляют вместе с казаками.

Итак, отряд "западных татар" в 20 тысяч сабель под командованием Джучи, Субутая и Джебе, убедившись, что Хорезмшах очутился на острове прокаженных и вряд ли оттуда выберется до скончания дней своих, направился через Кавказские горы в Причерноморье и Дешт и Кыпчак. То есть, в самую западную часть Великой Степи, протянувшейся от Великой китайской стены до Черного моря.

Название "западные татары" было придумано не Ибн аль Асиром, как можно сделать вывод из его слов: "этот отряд, в отличие от других (татар), называют западными татарами, потому что он пошел на запад Хорасана". Заметим, что отряд этот пошел все-таки не на запад, а на юг от Хорезма, и соответственно на юг Хорасана, и движение этого отряда в направлении "восток-запад" составляет лишь сравнительно небольшую часть общей протяженности их похода, уже по территории Ирана, пока они огибали Каспий перед поворотом на север, на Кавказ. Пришел этот отряд в Иран также с северного направления, к тому же больше подобных случаев определения названия личного состава войсковых соединений в истории мы не знаем, тем более, его бы в таком случае и называли бы "западный отряд татар", если бы название зависело лишь от направления движения данного отряда.

Представляется, что "западными татарами" называли тех, кто составлял большинство в экспедиционном корпусе Джэбэ и Субутая, по месту происхождения людей, составлявших большинство личного состава этого войска. Подобные названия этнических групп встречаются повсеместно, например, "восточные славяне". Но никто ведь не называл вторгшуюся в Россию армию Наполеона "восточные французы".

Этот вывод согласуется со словами монаха Юлиана (30-е годы XIII века) о западных татарах: "татары прежде населяли страну, населяемую ныне куманами: страна, откуда они первоначально вышли, называется Готта ". Далее, "имея почти повсюду достойные хвалы победы, вышесказанный вождь татарский Гургута со всей военной силой выступил против персов из-за каких-то распрей, бывших прежде у него с ними. Там он одержал почетнейшую победу и совершенно подчинил себе царство персидское".

Все выглядит в сведениях миссионера Юлиана правдоподобно и согласуется с приводимыми в данной работе сведениями. Во-первых, в Готии, то есть в Причерноморье и прилегающих степях, "был государем" татарский вождь Гургута, как правильно отмечает С.А.Аннинский, это был именно Чингисхан.

Нет никакого противоречия в том, что Готия довольно далека, на первый взгляд, от Монголии и Восточного Туркестана. Чингисхан "был государем" именно в смысле распространения его власти в данном регионе, где также, как и указано у Юлиана, жили татары еще "прежде куманов". Самое позднее, вероятно, еще с X-XI века, и естественно, с приходом куманов половцев никуда не исчезли к XII-XIII веку.

Власть Чингисхана распространялась и на эти края, где имелось татарское население, "выделяющееся величием, могуществом и полным почетом от других" тюркских племен. Но, скорее всего, еще не утвердилась окончательно эта новая власть в Дешт и Кыпчаке и Причерноморье, но имела уже большой авторитет.

По словам монаха Юлиана поход "западных татар" был "первой татарской войной" войной на территории Восточной Европы, точнее в степях Дешт и Кыпчака, начатой по обращению изгнанного принца маленького народа. Цель войны была в восстановлении справедливости и наказании убийцы отца и брата сына куманского вождя Гурега, а также укрывателя изнасиловавшего и убившего пленную девушку султана Орнаха.

Этот отряд монголо-татар, несомненно, ожидал встретить в Причерноморье и степях Дешт и Кыпчака помощь и поддержку среди других "западных татар", здесь проживавших, и дать отдых людям и коням. Джучи, Субутай и Джебе были уверены в достаточно прочном установлении власти державы в данном регионе.

Но их расчет не оправдался. Сведения о первом столкновении монголо-татар с аланами и кыпчаками говорят о том, что "отряд западных татар" встретил непредвиденные трудности. Монголо-татары, прошедшие с победоносными боями против превосходящих сил противника по территории нескольких стран, получавшие неоднократно помощь новых союзников и пополнение людьми из новых соратников, вдруг были остановлены при выходе с Кавказских гор. И оказались на грани разгрома и уничтожения:

"Они (аланы) употребили все свое старание, собрали у себя толпу кыпчаков, и сразились с ними (татарами). Ни одна из сторон не одержала верха над другою. Тогда татары послали к кыпчакам сказать: "мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших, так что вам нечего помогать им, вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежды сколько хотите, оставьте нас с ними". Получив плату, кыпчаки ушли, дав монголо-татарам разбить аланов.

В описании переговоров между монголами и кыпчаками в персицкой летописи содержится любопытное замечание: "мы и вы одного рода". То есть монголо-татары один народ и одного племени с кыпчаками, только не со всеми кыпчаками, естественно ("кыпчаки" - термин собирательный), а с теми, кто организовал этих кыпчаков, и кто руководит кыпчакским войском, то есть именно с татарами, частью кыпчаков, теми из них, кто не поддерживал и частью был даже против Чингисхана. Вероятнее всего, сборное войско, остановившее монголо-татар в предгорьях Кавказа, было наемным, иначе, как и кто мог собрать под одним командованием аланов, "взаимно враждовавших и не имеющих ни одного вождя, который был в подчинении у другого", и кыпчаков в собственном смысле, самостоятельно никогда не собиравшихся в войско более 3-5 тысяч воинов?

После разгрома аланов пройдя в Причерноморье и в Донские степи, этих кыпчаков монголо-татары никак не могли, по вполне понятным причинам, оставить безнаказанными кыпчаков, готовых идти в бой за тех, кто им больше заплатит. Последовал незамедлительный разгром кыпчаков и "уничтожение вельмож, которые внушают опасение", что могут не только выступить против власти державы, но и предать в любой момент.

Затем, как следует из работ арабского историка Эль Макризи (XIV век): "эта рать, которую отрядил к ним Чингисхан в 616 году ушла от них и вернулась к своему царю Чингисхану, а племена тюркские опять утвердились на своих местах в Северных землях". Как видим, кочевое кыпчакское население не было ни уничтожено, не прогнано со своих пастбищ. Таким образом, война татар с кыпчаками ("западный поход"), которая описана в работе арабского историка Эль Макризи, была не "завоевание кыпчаков", а одним из этапов политической борьбы между политическими группами средневекового татарского этноса.

Тем более, что "завоевание кыпчаков монголами" представляется бессмысленным. Что же это за "завоевание", если почти никого из "завоевателей" не осталось на завоеванной земле? В чем смысл "завоевания", если все завоеватели "ненадолго пришли в Восточную Европу, завоевали ее, посадили в ней ханов чингизидов с их ближайшим окружением и вернулись немедленно к своим стадам и семьям в Монголию", "на свою историческую родину". А "угнетенные", на самом деле воинственные и развитые народы Восточной Европы, якобы терпели кучку оставшихся "угнетателей".

Легенда о "завоевательных походах татаро-монгол" против "коренных народов Восточной Европы, Сибири и Средней Азии" зародилась и была привнесена в историю уже в начале XIV века восточными и западными противниками Державы Монголов, "истинными мусульманами" (арабами и персами) и "истинными христианами" западноевропейцами. Позже эта легенда стала основой для создания еще одной легенды о "завоевании Руси татаро-монголами".


Оглавление:

  • Вступление
  • Народ, "потерянный" историками
  • Миф об этносе "древних монголов"
  • Язык "древних монголов"
  • Антропологический образ "древних монголов"
  • Территория распространения татар
  • Материальная культура татар Чингисхана
  • Религия татар
  • "Тайная" и "Официальная" история
  • Предпосылки для создания Сверхдержавы
  • Происхождение и жизнь Чингисхана
  • Становление Империи
  • Государственная политика и право
  • Вторжение в мусульманский мир
  • Первый "западный" поход
  • Русь и Орда
  • Миф о завоевании Руси
  • Защитники русской земли
  • Россия - преемница Державы монголов
  • В составе России

    © Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

    В статье использованы материалы книги Г.Р.Еникеева "Корона Ордынской империи", книг Л.Н.Гумилева "В поисках вымышленного царства" и "Древняя Русь и Великая степь"