Татары: Вторжение в мусульманский мир
"Следующий удар был направлен на государства Средней Азии, куда Чингисхан сам повел 200 тысячное войско. Отряды Хорезмшаха Мухаммеда, не принимая генерального сражения, рассредоточились по укрепленным городам, а монголо-татары разбивали их по частям. Народные массы Средней Азии оказали завоевателям упорное сопротивление. Несмотря на предательство правящей феодальной верхушки и неспособность Хорезмшаха Мухаммеда организовать сопротивление, крестьяне и горожане храбро сражались с коварным врагом" (В.В.Каргалов, "Русь и кочевники").
Право слово, когда читаешь подобные произведения советских историков, складывается впечатление, что монголо-татары врывались на территорию Советских Социалистических Республик Казахстан и Узбекистан, далее Татарской, Башкирской и Мордовской АССР, варварски разрушая социалистический уклад жизни.
Ниже приведены выдержки из работы Ахметзаки Валиди Туган, чей труд "История тюрок и татар" была высоко оценена в 1914 году Василием Владимировичем Бартольдом, Галимжаном Ибрагимовым и многими другими видными людьми того времени.
"Перед приходом Чингиза исламская цивилизация переживала пору своего расцвета. Но вместе с тем, между мусульманами было довольно много испорченности и раздоров, опасных для будущего благополучия их общества. Халифа никто не слушал, правители разных вилаетов беспрестанно конфликтовали и воевали между собой.
Ханы, правившие тюрками, обитавшими в Мавераннахре, Ираке и Иране, не заботились о благополучии населения, они стремились к одному - ликвидировать Халифат. Их шах по имени Котбитдин Мохаммед, севший на престол в 597 году Хиджры (1199 год от РХ), был подвержен пьянству. Несмотря на свою неспособность управлять государством, он был охоч до того, чтобы донимать поборами и придирками тех, кто ему не нравился, в особенности ученых.
Чингисхан все эти безобразия в исламском мире наблюдал как сквозь стекло. Хорезмшах Мохаммед старался отобрать у Каим Баллы пост Халифа и город Багдад. Каим Балла, стараясь обеспечить свою безопасность, направил посла к Чингисхану с просьбой о помощи и союзе. Чингиз не торопился.
Хорезмшах же Мохаммед не признавал Чингисхана. Он ... имел намерение воевать с Чингисханом. Его отец Галаутдин такой же был человек. Он, войдя в согласие с врагом Чингиза Кучлуком (сын беглого найманского хана), убил Азар хана, правителя Алмалыка, и уничтожил его государство, которое было подвластно Чингизу. Это все Чингисхан стерпел. Мохаммед, также, как и его отец, желал сотворить нечто подобное. И вдруг представился удобный случай.
Правитель города Отрара Гаир-хан, подданный Хорезмшаха Котбитдина, по совету последнего, разграбил караван монголов, прибывший для торговли в Отрар, и перебил хозяев каравана. Два три человека из каравана, чудом спасшиеся, прибыли домой, и сообщили эту новость Чингисхану. Чингисхан запросил у Котбитдина Хорезмшаха выдачи ему убийцы, Гаир хана, для привлечения его к ответственности (суду), направив послов для переговоров. Котбитдин перебил также и послов, нескольких послов, оскорбив и унизив, отправил обратно к Чингисхану. А сам, вторгшись с войском на земли Чингиза, захватил некоторое количество женщин и детей в плен".
Кроме того, Хорезмшах "запретил привозить от них (татар) одежды и прочие товары". И не просто запретил привозить, а приказал убить и ограбить купцов, а также убить послов, прибывших с целью выяснения причин этого.
Но это был только повод, а основная причина войны заключалась в продолжающейся агрессии на восток "мусульманского мира", выразителем воли и чаяний которого и стал правоверный Хорезмшах. Остановимся чуть подробней на событиях, предшествующих этой войне, "вторжению монголов Чингисхана в страны мусульманского мира".
Как и признает араб Ибн аль Асир, "кроме этого повода ко вторжению их (татар) в страны мусульманские приводятся еще и другие, о которых не говорится в книгах. Но как бы то ни было: о том, что я не привожу, предполагай хорошее и не требуй сведений". То есть, назначение данного сочинения было сплотить всех "мусульман" на священную войну против татар, и на объективность (в отношении "неверных" татар, конечно) отнюдь не претендует, как и заявляет автор в приводимой выдержке.
Цели "священной войны", естественно, были исключительно земные, прежде всего, контроль над Великим Шелковым путем, а фактически, над мировым рынком восточноазиатских товаров, главным образом шелка.
Это вызвало постоянный натиск персо-арабского мусульманского мира на Среднюю Азию. Еще в XII веке кара-киданьским полководцем Елюем Даши был отражен набег мусульманских наемников, южнокаспийских тюрков. Даши разгромил войска султана Санджара в 1141 году и освободил бывшие земли Караханидского государства (уйгуров), тем самым "сокрушил конкурентов коммерсантов Уйгурии в Самарканде, Фергане, Кашгаре и Хотане и обеспечил им монополию караванной торговли".
Но к концу XII - началу XIII века "мусульманский мир" взял реванш и "после долгих напряженных войн" к 1208 году хорезмшах Мухаммед захватил Бухару и Самарканд. Вместо того чтобы организовать отпор войскам Хорезмшаха найманский царевич Кучлук с собравшимся вокруг него противниками Чингисхана, "затеял междоусобицу с уйгурским правителем наместником из кара киданей (потомков Елюя Даши), захватив казну и попытался пленить его самого".
Здесь повторяется ситуация с Ван-ханом Тогрулом. Оппозиция Чингисхану находит себе место в рядах его внешних врагов, в данном случае, участвует в войне на стороне Хорезмшаха.
Однако вспомним, что часть оппозиции Чингисхану, потерпевшая поражение в гражданской войне в Восточном Туркестане и в Монголии, бежала через верховья Иртыша в Дешт и Кыпчак (найманы и меркиты). Вот именно за этим "татарским войском", в погоню за оппозицией, и отправился Джучи по приказанию своего отца Чингисхана для утверждения власти Орды Центра на западных территориях татарского мира, на землях государства Кимаков (Йемеков). Но земли, подвластные Кимакскому (Йемекскому) государству татар, расположенные на север от Хорезма, были также объектом интересов мусульманского мира.
Натиск мусульманского мира на север был отражен Джучи и Кадыр ханом, не смотря на то, что на стороне Хорезмшаха участвовали в данном столкновении и представители татарской оппозиции.
И в данном конкретном случае повод к войне 1219 года дал "мусульманский мир", первый удар был нанесен все-таки Хорезмшахом Мухаммедом, причем, по беззащитному населению: "Хорезмшах снарядился в поход, быстро отправился вслед за послом, чтобы предупредить весть его и захватить их (татар) врасплох, и продвигался вперед без перерыва. Так шел он, и, пройдя пространство в 4 месяца пути, прибыл к обиталищам их, но увидел там только женщин, отроков и младенцев. Он напал на них, забрал все и увел в плен женщин и детей. Причина отсутствия неверных в жилищах была та, что они ушли воевать с одним из тюркских царей, который назывался Кушлуханом. Сразившись с ним, они обратили его в бегство, забрали с собой его имущество и возвратились".
Как мог Хорезмшах знать, что основные силы татар воюют с "тюркским царем Кушлуханом", то есть Кучлуком? Скорее всего, было между Кучлуком и Хорезмшахом какое-то согласование действий.
Возвратившиеся татары, узнав о случившимся "ускорив ход, настигли его прежде, чем он успел выбраться из их жилищ. Выстроились они к битве и совершили бой, какому подобнаго не было слышно. Длилась битва 3 дня да столько же ночей и убито с обеих сторон столько, что и не сосчитаешь. Этот бой происходил с сыном Чингисхана, отец же не присутствовал в этой сшибке да и не знал о ней".
Однако битва закончилась ничем, истощенные, обе стороны покинули поле битвы. Хорезмшах вернулся в Бухару и начал готовиться к осаде, понимая, что если он не смог одолеть даже часть татарского войска, то, что же будет, когда татары придут со всеми силами. Он приказал жителям Бухары и Самарканда приготовиться к осаде, собрав припасы для сопротивления, поставил войска в Бухаре 20 тысяч всадников, для охранения ее, а в Самарканде 50 тысяч. Через 5 месяцев подошли татары и после трехдневного боя заняли Бухару. Примечательно, что летописи указывают на то, что "неверные вошли в Бухару и никому не причинили зла, но сказали им (жителям): "все, что у вас (заготовлено) для султана по части припасов выдайте нам".
Дальнейшие события развиваются стремительно. В 1219 году при наступлении войск Чингисхана на Хорезм Мухаммед II не решился дать генеральное сражение, оставив свою армию разбросанной отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим пали Отрар, Ходжент, Ташкент (Чач), Бухара, Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур, Герат, Ургенч и остальные крупные хорезмские города.
Хорезмшах с остатками армии вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область, где и скончался. Государство хорезмшахов прекратило существование, несмотря на то, что сын и наследник Мухаммеда Джелал ад-Дин Менкбурны еще около десяти лет продолжал оказывать сопротивление монголам, находясь при этом в Дели и Малой Азии.
Ибн аль Асир, в своем произведении, обращенном к мусульманскому миру с призывом сплотиться против татар, то есть, либо раскошелиться на найм войска, либо самим вступать в ряды "борцов за веру", пишет, что "татарам удалось это дело только за отсутствием отпора, а причиною отсутствия его то, что Харезмшах Мохаммед, завладев этими землями, умертвил и уничтожил царей их, да остался один властителем всех стран, а когда он бежал от них (татар), то в этих странах не осталось никого, кто бы защитил и оградил их".
Однако же к татарам присоединяются те, кто желает жить без произвола властей и междоусобиц. "Довольствуясь изъявлением людьми покорности", татары Чингисхана и овладели страной Хорезмшаха за столь короткое время, хотя даже "Александр (Великий), относительно которого летописцы согласны, что он был владыкою мира, (и тот) не овладел им с такой скоростью, а завоевывал его около 10 лет, и никого не избивал, а довольствовался изъявлением людьми покорности. Эти же (Татары) в продолжение года овладели большею, лучшею, наиболее возделанною и населенною частью земли, да праведнейшими по характеру и образу жизни людьми на земле" (В.Г.Тизенгаузен "Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: Извлечения из сочинений арабских").
Далее в своих записях Ибн аль Асир пишет, что "утвердилась их власть в Мавераннехре, области Мавераннехра опять стали обстраиваться, и они (татары) построили большой город поблизости от г. Харезма". Отсюда видно, что цель татар была все-таки не в "уничтожении культурных городов и безжалостном истреблении оседлого населения и угона его в рабство и превращении сельхозугодий в пастбища".
"Действительно, в театре военных действий разрушения происходили как всегда и везде на войне, но дело было не в оседлости или культуре. Древние города Уйгурии Турфан, Харашар, Куча, Кашгар, Яркенд и Хотан не пострадали, а до монголов были разрушены тюркскими наемниками хорезмшаха Мухаммеда в 1212 году, Газна в 1215 году, а Тбилиси теми же войсками Джеляль ад Дина (сын Мухаммеда) в 1225 году, и тогда же ими же разорена Грузия. Монголы же шли по руинам. Ясно, что истинный преступник скрыт от суда истории, а деяния его приписаны тому, кто не сумел защититься от клеветы и, видимо, даже не предполагал, что его можно в чем-то обвинить" (Л.Н.Гумилев, "Древняя Русь и Великая степь").
Итак, монголы победили. Хорезмшах погиб, его сын Джеляль-ад-Дин продолжал войну до 1231 года, когда был разбит и затем убит. Войну продолжили туркмены сельджуки и курды Эюбиды, потомки Салах-ад-Дина. Но монголы и тут обрели союзников, их поддержали армяне и сирийцы, а также грузины. Остатки разгромленных хорезмийских войск (канглы, карлуки и гузы) свирепствовали в Сирии и Палестине, где взяли в 1244 году Иерусалим, уступленный египетским султаном Камилем императору Фридриху II Гогенштауфену. Хорезмийцы пытались найти службу в Египте, но их своеволие и жестокость вынудили египетского султана перебить их".
Оглавление:
Вступление
Народ, "потерянный" историками
Миф об этносе "древних монголов"
Язык "древних монголов"
Антропологический образ "древних монголов"
Территория распространения татар
Материальная культура татар Чингисхана
Религия татар
"Тайная" и "Официальная" история
Предпосылки для создания Сверхдержавы
Происхождение и жизнь Чингисхана
Становление Империи
Государственная политика и право
Вторжение в мусульманский мир
Первый "западный" поход
Русь и Орда
Миф о завоевании Руси
Защитники русской земли
Россия - преемница Державы монголов
В составе России
|