SIB-GUIDE.RU

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

Татары: В составе России

Период XIV-XV веков отведен миллеровцами европоцентристами на "борьбу русских с татарским игом", период с XVI века - "завоевание татар", а с XVII века у них уже начинается период "чисто русского государства", при правлении Романовых, которые пришли к власти после Смуты. Смуты, в которой повинен якобы "последний из татар", "зять Малюты", Борис Годунов, которого по обоснованному мнению Н.М.Карамзина, прозападная партия бояр Московии, возглавляемая Романовыми, ненавидела именно за то, что он был монголом, надо полагать, именно как представитель политической системы. Хотя эта Смута была организована искусственно, с территории католической Польши при поддержке прозападной партии бояр "изнутри", когда после предварительной длительной и массированной пропаганды против российского правительства Годунова начались походы Лжедмитриев при поддержке папы Римского и с участием польских войск. Примерно с середины XVII века при Петре I начинаются откровенно русофобские романовские реформы под управлением западноевропейцев, без которых, как утверждают западники, русские и другие "полудикие народы" России просто пропали бы.

Но Петровские реформы, сопровождавшиеся огромными людскими и материальными потерями, ничем не оправданные и часто безрезультативные, были перестройкой России "под западное управление". Вот почему понадобилось Романовым, используя уже готовую легенду персов и китайцев, создать свою историю легенду "о монголо-татарском нашествии и иге на Руси".

Так и была внедрена легенда "о татаро-монгольском нашествии", иге, борьбе с игом, свержении ига, завоевании татар при помощи военных советов и технической помощи западноевропейцев, заодно об отсталости и дикости всех вместе взятых россиян и т. п. и т. д.

А то, что нельзя было толковать в свете этой легенды, те сведения, которые относились к предреформенному времени скрыли полностью: с того времени не осталось ни одного документа из архива русского государства, равно как и из государственного архива державы монголов. Например, двух великих государственных деятелей нашего Отечества Чингисхана и Ивана IV объявили злодеями мирового масштаба лишь на основании тех доказательств, которые были сфабрикованные их врагами в XVIII веке.

Татары христиане, проживающие среди русских разрозненно, просто объявлялись "русскими". По всей видимости, это облегчалось также и тем, что в то время в местах сосредоточения государственной и общественной деятельности разговаривали и писали, как на татарском, так и на русском языках.

Делалось это, надо полагать, чтобы элита народа, татары чингизиды, постепенно потеряли национальную принадлежность, раствориться в массе "неопределенных татар", также должен был потерять единство и "раствориться" среди "турок, монголов и тунгузов" и сам татарский этнос, чтобы лишить татар возможности самоорганизоваться для сопротивления "европеизации" их Отечества, а также предотвратить их союз с другими народами России, в особенности с русскими и с тюркскими народами. Благодаря этому, слово "татар" постепенно переставало означать потомков татар Чингисхана, потомков создателей державы монголов, многие организационные свойства и даже структуру, которой сохранило Московское государство - Россия.

Еще одно проявление легенды об "извечном противостоянии русских и татар" находится в факте сокрытия историографией Темниковского княжества, целого татарского государства с его населением. И в том, что Касимовское ханство, хотя и не было сокрыто, было представлено как "искусственное" государственное образование "немногочисленных татар чингизидов", вроде бы как "предавших" интересы татарского народа, "сыграв определенную роль в падении Казани", или "продавших Казань за Каринские земли (Подмосковье).

Но рассмотрим вопрос присоединения территорий бывшей Орды к России.

При подготовке войны с Хромым Тимуром хан Улуса Джучи Токтамыш, проводя административно-территориальное переустройство Улуса Джучи в соответствии с потребностями войны на юго-восточном направлении, передает Ордынские территории в Мещере, находившиеся во владении чингизида, "татарского князя Бихана", в подчинение Великого князя московского Дмитрия Донского. Разумеется, татары так и остались на своих местах, и никаких изменений в их жизни не произошло. Кроме того, что князь Бихан со своими туменами, согласно повелению хана Тохтамыша, стал подчиняться напрямую приказам Великого князя Дмитрия Донского. Позже хан Тохтамыш выдал на эти земли и ярлык Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу, то есть, закрепил, расширение его полномочий официально.

А территория удела Бихана была весьма значительна, она включала, по последним данным, "если рассматривать ее в качестве исторической области, всю Республику Мордовию и Пензенскую обл., восточную половину Тамбовской и некоторые местности Саратовской, Рязанской, Нижегородской, Ульяновской областей и Республики Чувашии, с городами Тамбовом, Моршанском, Шацком, Арзамасом и Алатырем".

Следует отметить, значение государства Биханидов в татарском мире и в России в XIII-XIV и даже в XV-XVI веках было немалым. Также был весьма высок материально культурный уровень населения, да и было значительным количество татарского народа в Темниковской Мещере: город Мокша (Наровчат), административный центр Темниковского княжества, был в свое время одним из крупнейших городов Улуса Джучи, и вероятно, ее столицей в начале XIV века. Необходимо отметить, для полноты картины, что здесь чеканились монеты Улуса Джучи, то есть был монетный двор государства.

Обратимся к сведениям австрийца С. Герберштейна, посетившего Россию Московию в 1527 году. Когда он пишет о татарских государствах XVI века, кроме общеизвестных татарских государств - Ногайской орды, Крымского ханства ("Перекопская Орда"), Астрахани, "богатого города и великого татарского рынка", упоминается Заволжская Орда, и "царство Тюмень, государь которого татарин", называется по русски "тюменским царем" (rex in Tumen).

Сначала о "царстве Тюмень". Подобных городов с названием Тюмень, "возникших на месте ставок темников" было три: в Сибири, на Северном Кавказе, в Поволжье (Мещера), последнее и есть Темниковское княжество. "Тюменью" у Герберштейна называлось, наряду с Сибирским ханством, и Темниковское княжество и город Темников (по татарски Тумен-кола).

Теперь посмотрим, что подразумевается под названием "Заволжская Орда", которая упомянута у Герберштейна. Отметим, что в середине XIV века слово "Орда" приобретает также значение "войско" или, как более или менее точно замечает Герберштейн, "собрание" или "множество".

Например, "Русь, рассматривающая себя частью Орды", то есть, державы монголов, называлась в конце XIV века "Залесская Орда", что означало "Земля залесская", точнее, и войско этой земли, и государство. Так называли ее русские, соответственно вслед за своими союзниками ордынцами. То есть Орда, которая за лесом (лесами) именно для Орды центра, среди высших должностных лиц которой было немало русских.

А "Заволжская Орда", поясняют современные комментаторы в соответствии с усвоенной ими официальной концепцией истории "татар, извечных врагов русских", это "термин, употреблявшийся в Великом княжестве Литовском, это Большая Орда русских источников", то есть, "татарское феодальное государство в 1433-1502 годах в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье, которая выделилась из Золотой Орды и была потом разгромлена Крымским ханством".

Но Герберштейн ничего не говорит, что Заволжская Орда - это термин "литовцев", из его рассказа, напротив, следует, что это "термин" русский и татарский, то есть "употреблявшийся" именно в Московии, в противном случае, будучи очень аккуратным в таких вопросах, он бы это оговорил. Кроме того, из повествования Герберштейна никак не следует, что Заволжская Орда "была разгромлена Крымским ханством" ("Перекопской Ордой") и перестала существовать. Напротив, после описания злоключений "одного из-заволжских царей Ших Ахмета", который был отвергнут своим народом и сбежал к полякам и литовцам и использовался ими при переговорах с Москвой, Герберштейн завершает свой рассказ тем, что "при их (ногайцев) содействии царь астраханский вторично овладел своим царством", а царство Таврида (Крымское ханство) утратило свое могущество".

Теперь посмотрим, где могла располагаться эта Заволжская Орда: мы выше видели, что Залесской Ордой называлась Русь, название, скорее всего, ей дали государственные деятели державы монголов, среди которых было немало русских. Также дело обстояло, скорее всего, и с Заволжской Ордой, то есть, "за Волгой", что для Орды Центра, расположенного на востоке соответствовало правщму берегу Волги. Правили Заволжской Ордой, как следует из повествования Герберштейна, именно "астраханские цари", выходцы из Сарая, и "могущество Астраханских ханов было лишь подорвано в начале XVI века".

Сведя воедино имеющиеся факты, получается, что Заволжской Ордой называет Герберштейн именно Касимовское ханство и княжество Биханидов (Темниковское княжество), которые и являлись совместной Ордой войском касимовцев и темниковцев, татарским государством XIV-XVI века, союзным России.

Уже отмечалось, что татары темниковцы участвовали в международной торговле, а "во времена Ивана Грозного в Поволжье открылась оживленная торговля, в которой участвовали и иностранцы. Известно, что еще во время пребывания Грозного в Астрахани англичане завели торговлю с Персией. Таким образом, Поволжье опять приобрело международное значение в мировой торговле того времени. А посредниками в торговле стали татарские высшие классы, так как они знали языки и обычаи соседних восточных тюрко татарских и персидских народов. Служилые мурзы и простые татары ездили на Восток по приказанию Московского правительства в качестве дипломатических агентов и толмачей, переводчиков, за ними ездили и переключившиеся на торговую деятельность мурзы и простые татары. Благодаря находящимся на их службе татарским мурзам, русское правительство располагало готовыми кадрами для сношений с правительствами мусульманских стран. Татарский язык был языком дипломатических сношений между Россией и Персией. Благодаря этим обстоятельствам появился новый элемент, а именно служилые торговые татары, вышедшие из среды татарских феодалов".

"После покорения Казани, Астрахани и Сибири восточные земли были в составе России. Однако на тех отдаленных, по тогдашним меркам, окраинах укрепить и удержать свою власть Россия без участия татар не могла. Все пути в те области шли через Темников, который стал связующим центром всех дорог, через Темников пролегала так называемая Посольская дорога в Иран, Турцию, отсюда шли дороги вглубь России, во Владимир и в Москву". В Темникове находился "ям" (то есть, почтовая станция). "В прежнее время на всей территории Золотой Орды пролегали почтовые дороги и почтовые станции, называемые "ямами". От Золотой Орды Россия унаследовала и эту систему, и сам термин".

Рассмотрим теперь возникновение Касимовского ханства и связанных с этим событиях. К 1445 году Орда распалась "на несколько групп", по данным Г.В.Вернадского и "одна из них, ведомая ханом Улу Мухаммедом, придвинулась к русской границе в районе Оки". Однако заметим, что Улу Мухаммед движется не к "русской границе", а по территории Темниковского княжества, по территории верного союзника Московского государства, уже километров двести, оставив глубоко в тылу город Темников с войском татар биханидов, соратников Московского князя.

Вот версия западников. "Хан просит у Василия выделить ему город, обещая защиту от других татарских орд". Василий отказывает, и начинается война. Но, непонятно почему, Василий с отрядом в 1500 человек решился атаковать татарское войско количеством 3500 человек ("у обоих полководцев нет больше людей"), и попадает в плен. Странные события продолжаются и далее: хан отпускает пленника (вместе с сыновьями хана) "для сбора выкупа". Но логика подсказывает, что если отпускают за выкуп, то сначала берут выкуп, а потом уже отпускают. Но самый большой вопрос, как хан доверил Василию (врагу и пленнику) своих сыновей. Дальше больше, Хан размещает в разных русских городах "сильные отряды", непонятно, откуда взявшиеся, ведь войска то у него всего 3500 человек. И как уже сильный русский народ, если он был "возмущен и ошеломлен", как пишут западники, не перебил татар?

И вот ответ. "Давний противник Василия Дмитрий Шемяка организовал заговор и был провозглашен великим князем. По его приказу Василий был арестован и ослеплен", ему выкололи глаза, стараясь сломить его волю и заставить отказаться от великокняжеского престола. По легенде западников он "попал в плен" и "привел татар в поисках денег, чтобы выкупить самого себя", находясь в собственной стране.

Но не тут то было, он собирает вокруг себя сторонников (мелкие дворяне, обедневшие князя, оставшиеся ему верными, деятели церкви) и воюет с войсками Шемяки. И в плен не попадает, хотя и слепой. А татары, вместо того, чтобы махнуть рукой на "бестолкового и бедного заложника" (ведь у него и сторонни то даже "обедневшие князя") почему-то воюют на его стороне, причем целый год и не одно сражение. Непосредственным результатом этой войны было усиление власти великого князя Московского Василия". В результате, восстановив свою власть в стране, Василий дает татарам, сыновьям Улу Мухаммеда то, о чем просил у него их отец - земли для поселения на юго восточных окраинах Московии. Так и образуется Касимовское ханство со столицей Касимов.

И вот еще интересный факт: "создание этого вассального татарского государства сильно подняло престиж князя Московского в татарском мире, который уже потерял единство". Но было еще одно татарское "вассальное", точнее, союзное государство у Москвы. Это Темниковское княжество, улус Орды еще с XIII века, оставшееся союзником Москвы и после распада Орды Центра. Поэтому нельзя никак отрицать, что престиж у Москвы "в татарском мире" был и до создания Касимовского ханства.

Московское государство, как и Золотая Орда во время своего сущестования, было русско-татарским, двуязычным государством. Объективные факты подтверждают это: монеты чеканились московские на двух языках, включая и период Ивана Грозного.

Составленные до XV века включительно и чудом сохранившиеся доныне документы Московского государства свидетельствуют, что великие московские князя накладывали на них резолюции на татарском языке, причем не только на татарском языке, но и тем самым уйгурским письмом, который был основным рабочим письмом державы монголов.

И великие князья говорили в Кремле по-татарски, включая Ивана IV, "посадившего на престол Касимовского хана", и говорили с самого раннего детства, с того возраста, как только вообще начинали разговаривать, например, тот же Иван Грозный.

И в обществе было широко развито применение татарского языка. Так Афанасий Никитин писал свои записки о путешествии за три моря (1471-1474 годы) одновременно на русском и татарском, так как "он сам и его читатели были двуязычными".

И документы государственные также, надо полагать, многие составлялись также и на татарском языке, но "не сохранились", как и архив Ивана Грозного или как Алтын Дафтер и Йазу Чингисхана, как и "огромная масса всяких документов", включая Казанские и Астраханские архивы. Как не сохранились три листа из уже упомянутой Лаврентьевской летописи.

А то, что сохранилось, было исправлено и (или) истолковано в соответствии с рассматриваемыми в данной работе легендами "об этнических монголах" и "татаро-монгольском нашествии и иге".

Поэтому нельзя оставить нерассмотренным продолжение легенды "о татаро-монгольском нашествии и иге", согласно которому русские, "освободившись от татарского ига", при помощи технической и организационной помощи западноевропейцев, совместно с кучкой "изменников касимовцев" завоевали "независимое, процветающее татарское государство - Казанское ханство, центр татарского мира" того времени.

Имеются вполне достоверные сведения, что Казанское ханство могло в XVI веке "выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши, весьма искусные стрелки". Но татары, что общеизвестно, все были кавалеристами, и без коней не воевали. И хотя татарин мог воевать пешим и весьма отважно, но только будучи "сброшенным с лошади", и только в исключительных случаях. Хотя при необходимости мог татарский воин сражаться с не меньшей отвагой и успехом даже без оружия, оказавшись по какой-либо причине без него, и даже против нескольких противников.

Татарский мир того времени был весьма обширен. Кроме Касимовского ханства и Темниковского княжества татары жили также в Южной Сибири, в бассейне реки Яик (Урал), на Южном Урале, Нижней и Средней Волге, в Крыму, Северном Причерноморье и в степях от Северного Кавказа (Кубань) до Волги включая, Донские степи, где татары жили во множестве среди казаков.

Возможно, Казань и была в то время крупнейшим торговым центром и богатейшим городом Поволжья. Но, учитывая сведения о Касимовском ханстве и государстве темниковцев татар, можно предположить, что еще один центр культуры и "престижа в татарском мире", по крайней мере, не менее значительный, чем Казань, находился тогда западнее Казани. Бессмпорно, Темников и Касимов были весьма значительным культурными центрами татарского мира после падения Орды Центра Улуса Джучи.

И центрами не только культурными, но и политическими, поскольку при "выяснении отношений" между Казанью и Московией, на стороне которой были Касимов и Темников, Казань не находила никакой поддержки от татарского мира. Напротив, и это общеизвестно, весь остальной татарский мир поддерживал лояльные отношения с Московией, и соответственно, с Темниковым и Касимовым. Более того, весь остальной татарский мир признал власть Москвы и, соответственно, Касимова и Темникова во второй половине XVI века, без какого-либо сопротивления. Исключением было Крымское ханство, которое стало к тому времени фактически провинцией Турции.

И почему-то никак не признавали татары распавшегося к тому времени Улуса Джучи признавали центром Орды отнюдь не Казань, а Москву. Ведь совершенно ясно, что в случае наличия у Казани авторитета среди татар и поддержки остальным татарским миром "антимосковской партии" среди казанцев, последние, располагая огромными капиталами от торговли и пошлин, были в состоянии сформировать значительное войско, не просто сопоставимое по количеству и качеству с московским, но, возможно, даже превосходящее его. И не "тридцать тысяч пехоты" составляло бы оно, а гораздо больше, и состояло бы из отборной кавалерии.

По всей видимости, никто из многочисленных татар того времени, проживавших вне пределов Казанского ханства, не желал почему-то воевать за "независимость Казани". Все тридцатитысячное войско казанцев состояло, как было уже отмечено, в основном из чувашей и черемисов - пехоты. Участвовали в финальной войне Казани с Москвой из других татар только ногаи - 500 человек привел последний хан Ядкар.

Но что собой представляло Казанское ханство и как получилось, что оно было завоевано Московией?

Несмотря на то, что "история Казанского ханства представляет собой политическую загадку, ибо подлинных документов для ее описания почти не сохранилось", как констатирует современный татарский историк академик Индус Тагиров, попытаемся кое-что выяснить из истории этого города, обратившись к работам Ахметзаки Валиди Тугана.

Известно, что Казанское ханство было основано в 1439 году чингизидом Улуг Мухаммедом, после окончательной потери Сараем своего значения как столицы Орды в результате "Великой замятии", которую так и не удалось погасить в Улусе Джучи до окончательного его распада.

Во время гражданской войны Московском государстве за восстановление власти Великого князя Василия, Улуг Мухаммед был убит в Казани вместе с сыном Юсуфом, предполагается, что убийство было организовано сыном хана Махмутом, который узурпировал власть.

В это время двумя другими сыновьями хана Улуг Мухаммеда, Касымом и Якупом уже было образовано Касимовское ханство.

Убийство отца и брата Махмутом стало причиной вражды последнего с Касымом и Якупом, не простившего, естественно, отцеубийцу. Эта вражда и определила отношения в первые 17 лет - период правления Махмута отцеубийцы - между Казанью, с одной стороны, и Касимовым и Москвой, с другой.

Махмут хан был злейшим врагом Москвы. Но, кроме того, что он организовал в союзе с черемисами пару набегов с целью грабежа на русские города Осток и Муром, ничего не смог добиться. Проживая среди болгар, он полностью оболгарился, занялся торговлей, в том числе с русскими. После смерти Махмута престол Казанский занял сын Махмута Халил, но в 1467 году то ли умер своей смертью, то ли был убит братом Ибрагимом". Есть все основания полагать, что традиции Махмута (отце- и братоубийство) были продолжены. А значит, была продолжена и вражда с татарами, "верными потомкам Чингисхана".

Ибрагима не любили многие казанцы, вследствие чего обратились к хану Касыму: "мы хотим свергнуть Ибрагима, готовься вступить на ханство в Казани". Ибрагим, стараясь помешать вступлению Касыма на ханство, выступил с войском, в интересах Касыма выступили русские. Боевые действия завершились, ввиду наступившей к тому времени смерти Касыма, договором о мире между Казанью и Москвой, на условиях последней.

После был ханом Казани Ильхам, братьев которого Мухаммадамина и Габдуллатифа, пригласил на службу Московский князь. Вследствие "дурного характера Ильхама" отношения между ним и казанским народом испортились окончательно. Казанцы арестовали Ильхама и обратились к Московскому князю Ивану: "направь нам Мухаммадамина, брата Ильхама на ханство".

Но Мухаммадамин казанцам также не понравился, так как во дворце хана часто появлялись русские, а князь Иван к своему титулу добавил звание "Царь болгарский", поэтому казанцы в 1469 году прогнали промосковского хана в Москву и пригласили из Сибири другого, Мамука.

Но и сибиряк Мамук хан также не понравился казанцам, так как начал грабить и истязать народ. И казанцы обратились к князю Ивану с просьбой направить брата Мухаммадамина Габдуллатифа на ханство. Как только Габдуллатиф сел на трон в Казани, на Казань напал брат Мамука Агамык. Казанцы снова обратились к Ивану: "кроме злодейства ни на что не способен этот Габдуллатиф, направь нам обратно на ханство Мухаммадамина" (1502 год).

Далее Ахметзаки Валиди сообщает о принятии Мухаммадамином, под воздействием уговоров любимой им женщины, вдовы Ильхама, решения о войне с русскими, "чтобы стать независимым от князя Ивана". В Казани были перебиты прибывшие на ярмарку русские купцы, а также чиновники, многих русских заключили в тюрьму, от этих деяний потерпевших было до 15 тысяч человек. Не удовлетворившись этим, Мухаммадамин с войском выступил на Россию. Началась война. После отражения вторжения казанцев русскими было организовано несколько безуспешных походов на Казань. Но казанцы и Мухаммадамин понимали, что "от русских раз и навсегда никак не отделаться".

Тем временем жена Крымского хана Менгли Гарая, Нурсултанбике, мать Мухаммадамина, приехала из Крыма в Москву, к великому князю Василию III, севшему на престол в 1505 году. Она три месяца была в гостях у Великого Московского князя, затем поехала к сыну в Казань. В течение года, пока жила в Казани, она уладила отношения между Василием и Мухаммадамином. Мухамаддамин умер в 1519 году.

После смерти Мухаммадамина великий князь Василий, нарушив свое обещание, данное Крымскому хану Мухаммадгараю о назначении на ханство в Казани его племянника Сахибгарая, направил в Казань своего друга, Касимовского хана Шейхгали, потомка Саидахмет хана.

Хан Шейхгали не понравился казанцам. Они связались с крымским ханом и попросили его направить им ханом Сахибгарая. Сахибгарай прибыл в Казань, без сопротивления вошел в город, хана Шейхгалия и русского посла проводил до Волги, обеспечив их своими лошадьми. Василий встретил Шейхгали, довольный тем, что друг вернулся невредимым. (1521 год).

Сахибгарай, став ханом, сразу проявил свою враждебность к России. Перебил всех, кто проявлял лояльность к Москве. Связался со своим дядей Мухаммадгараем насчет вторжения на Московские земли. Войска казанцев и крымцев соединились в районе Коломны. Русская армия под руководством видных князей была разгромлена. Объединенное войско крымцев и казанцев подошло к Москве. Василий, поручив город своему зятю, татарину христианину Петру, уехал из города.

"В городе была паника, люди, стараясь укрыться в Кремле, погибали в давке. Ханское войско стояло под городом. К Мухаммадгараю вышли послы из знатных людей города, был заключен договор о покорности хану Мухаммадгараю, о присоединении Московии к воссоздаваемому им государству монголов с центром в Крыму. Договор направили князю Василию. Хан с войском и ушел в Крым. Казанцы также отправились к себе. Князь Василий был весьма доволен подобным исходом и с удовольствием подписал договор с Мухаммадгараем".

Но Хан Мухаммадгарай не смог до конца исполнить свои планы по собиранию земель в одну державу, он был убит ногайцами во время похода на Астрахань в 1522 году.

После смерти Мухаммадгарая Василий и Шейхгали решили воздать должное Сахибгараю за убитых тем в Казани людей. Понимая это, Сахибгарай попросил султана Стамбула о принятии его в свое подданство, попросил и войска для борьбы с Москвой. Султан запросил у князя Василия разъяснений через своего посла в Москве, не торопясь с решением. Султану было разъяснено по дипломатическим каналам, что Казань находится в составе России, а Сахибгарай - крамольник и интриган. Когда стало ясно, что помощи от султана не будет, Сахибгарай, объявив народу, что едет за войском, в 1524 году сбежал из Казани, позже он был поставлен турецким султаном ханом на ханство Крыма.

Казанский народ избрал ханом 13 летнего Сафагарая. Началась подготовка к войне. Но русское войско не стало штурмовать город, заключив договор о мире, на том условии, что Сафагарай останется ханом.

Со временем народ Казани запросил у князя Василия другого хана, поскольку Сафагарай намеревался, узнав, что народ не хочет его правления, перебить всех русских в городе и заодно их сторонников казанцев. Учитывая пожелания казанской знати, был направлен на правление в Казань Мещерский хан Енгалей.

В 1535 году казанцы, недовольные правлением хана Енгалея, убили его и русского советника князя Пенькова. И пригласили из Крыма Сафагарая снова на ханство.

Тем временем сторонники присоединения к Москве, знатные люди Казани сообщили Ивану IV: "Просим направить ханом Шейхгали, среди казанцов очень много недовольных Сафагареем". Но в Москве, обсудив ситуацию, ввиду большого риска, решили Шейхгали не направлять. Вместо этого юыло направлено войско, правда, поход завершился неудачей.

Тем временем в самой Казани полностью исчезли мир и доверие людей друг к другу. Большинство народа склонялось на сторону Москвы. Сафагарай же не стеснялся угнетать казанцев ради удовлетворения потребностей своего крымского войска. Известная женщина ученый Казани Гуршаднабика писала в те дни Ивану IV: "Сейчас в Казани самое сложное время. Народ в растерянности. Нет сомнения в том, что скоро Казань полностью будет разорен и сойдет на нет". Кроме нее и другие видные люди говорили в Казани: "Лет через десять Казань сойдет на нет, разорится".

В 1546 году русское правительство направило в Казань войско двумя путями. Войска, соединившись возле Казани, не встретив никакого сопротивления, сожгли окрестности Казани, пленили людей, набрали скот и имущество и вернулись обратно. Сафагарай, подозревая в содействии русским эмиров Казани, начал убивать всех, кого он подозревал. В Казани поднялось восстание. Крымцы Сафагарая были перебиты, сам Сафагарай бежал в Ногайскую Орду к тестю Юсуфу мурзе.

После бегства Сафагарая среди казанцев возник спор. Некоторые были за подчинение Стамбульскому султану, некоторые за то, чтобы присоединиться к русским, некоторые высказывались за то, чтобы просить еще одного хана из Крыма. Но большинство составляли сторонники Москвы. Их лидер Саидоглан мырза в 1546 году направила посла к Московскому князю с просьбой направить к ним хана Шейхгали на правление Казанским ханством.

"15 июля Шейхгали прибыл вместе с князьями Вельским и Палицким в Казань и занял ханский трон. Но намерение у казанцев было в том, чтобы Шехгали был ханом лишь формально, а все руководство Казанью было бы у них в руках. В результате Шейхгали был блокирован у себя во дворце. В конце концов, люди из казанской знати пригласили из Крыма Сафагарая на ханство. Шейхгали уехал в Москву. Он правил всего лишь около месяца".

В 1546 году правительством России были предприняты два похода на Казань, но кроме потерь, ничего не было достигнуто.

В 1547 году князь Иван приняв титул царя, снова выступил снова на Казань с большим войском, но, не доходя до Нижнего Новгорода, вернулся назад. Поход продолжили князя Серебряный, Вельский и Шейхгали со своим татарским войском. С казанским войском они встретились между Арчой и Казанью. В кровопролитном сражении казанские войска были разгромлены.

В Московском государстве, в связи с происходящим в Казани, сложилось твердое мнение о покорении Казанского ханства военным путем. Поэтому, когда казанцы в очередной раз направили в Москву посла с просьбой о заключении договора, не дав определенного ответа на просьбу казанцев, князь Иван начал формировать войска. НО и этот поход окончился ничем, после обстрела городских ворот из орудий, безуспешных попыток проникнуть в город и непродолжительной осады русские войска отошли (21 февраля 1550 года).

24 мая 1551 г. была заложена крепость Зея, были захвачены все паромы на реках, для пресечения сообщения казанцев с внешним миром. В это время казанцы уже не могли достичь никакого согласия между собой. Казанцы, ввиду отсутствия согласия между ними, уже были не в состоянии снарядить войско даже в 20 тысяч человек.

Наконец, казанцы обратились к Ивану с просьбой направить им ханом Шейхгали. Было выдвинуто в ответ требование направить в Москву регентшу Сююмбике и хана Утямышгарая. А также передать в полное ведение Москвы горную сторону и освободить всех русских пленных, имеющихся в Казани. Договор был составлен на предложенных Москвой условиях, казанцы подписывали этот договор в течении трех дней, подходя группами.

Сююмбике тяжело переживала расставание с Казанью. Уезжая (5 августа 1551 года), она произнесла: "О несчастный город! Было время, когда по твоим улицам текли реки меда, но дойдет до того, что потекут лишь реки крови!"

После проводов Сююмбике хан Шейхгали, прибыв с князями и войском, занял престол. Были подавлены выступления части казанцев, недовольных условиями договора, заключенного с русскими. Наступило некоторое спокойствие. Шейхгали старался, как мог, обеспечит мир и нормальную жизнь народу Казани. Но среди горожан стал вопрос о возвращении горной стороны. Хан Шейхгали, понимая, что без этого невозможно было удержать народ от бунта, потребовал у князя Ивана: либо будут возвращены казанцам их земли на горной стороне, либо Шейхгали отказывается от ханства над Казанью и возвращается в Москву.

В это же время некоторые из знатных казанцев обратились к князю Адашеву, татарину, прибывшему по делам правительства из Москвы в Казань: "нам Шейхгали не нравится, он притесняет народ, нам более подойдет русский наместник". Это было Адашевым, по возвращении, доложено в Москве Ивану, тот согласился и отправил Адашева к Шейхгали. Адашев, пояснив ситуацию с обращениями казанцев, передал Шейхгали слова Ивана: "Принимайте войска из Москвы и размещайте в городе, после передадите город наместнику".

Хан Шейхгали ответил: "Я уже третий раз на престоле Казани. Но видно, нет мне успеха в управлении ими. Но я свои условия сказал. Горную сторону необходимо вернуть казанцам. Тогда я гарантирую мир и нормальное правление в городе, в противном случае, я отказываюсь от ханства на Казани. Я от своих слов отступить не могу. И вводить в город войска и сдать его наместнику, изменив своим словам, тоже не могу.

Поскольку не принимаются мои предложения, я просто оставлю город. Введение мной московских войск в город будет означать, что я отступился от своих слов и не выполнил свои обязанности правителя этих людей до конца. Я оставлю город, и тогда, хотите, договаривайтесь с казанцами, хотите, штурмуйте город. А вот когда я не буду ханом этих людей, тогда я могу и воевать с ними".

После того, как Шейхгали с семьей покинул Казань, там начался бунт, спровоцированный слухами, что "русские нас перебьют, все сровняют с землей".

К тому времени Казань полностью пришла в упадок вследствие нескончаемых распрей, в городе оставалось все меньше и меньше народу, так как многие выезжали в Московию. И в любом случае, в этот момент для России, во главе которой был деятельный и суровый царь с поддерживающими его князями, с многочисленным и хорошо вооруженным войском, никакого труда не стоило покорить Казанское государство.

Таково описание взаимоотношений Казани и Московского государства. Это сведения из работы человека, которого трудно обвинить в особых симпатиях к Ивану IV и его наследникам. Ахметзаки Валиди Туган - прежде всего ученый, и в передаче фактов он объективен.

И, судя по сведениям, приводимым Ахметзаки Валиди Туганом, ханам Казани и представителям знати этого города было предоставлено множество возможностей, чтобы сохранить мир.

В подтверждение можно привести другой пример деятельности Ивана IV: взятие в январе 1570 года Новгорода, тоже богатейшего торгового города с такой же сверхбогатой и поэтому довольно своенравной знатью. Только долгие долгие меры мирного урегулирования разногласий, какие мы видели выше в случае с Казанью, Московией в отношении Новгорода не применялись. Карательная экспедиция была проведена почти без предупреждения и молниеносно.

После "покорения" Казанского ханства и его вхождения в состав Московского государства на всей территории бывшей Монгольской империи остался лишь один "островок", где татары еще оставались независимыми. Это Сибирь.

В XIV веке возникает Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (современная Тюмень), в конце XV-XVI веке - Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска).

В начале 60-х годов XVI века (точнее, в 1563 году) территория Сибирского ханства была захвачена чингисидом Кучумом, который, свергнув правителей местной татарской династии (тайбугинов), перенес свою центральную ставку в укрепленный городок Кашлык (Сибирь) на берегу Иртыша, обложил данью (ясаком) местное население ханства, завоевал угорские племена по нижнему Иртышу и тюркоязычное население Барабинской степи.

Хан Кучум умело использовал в своих целях усиление крымских татар, за спиною которых стояла султанская Турция, а также слухи о неудачах и поражениях русских отрядов на фронтах Ливонской войны. Но, по-видимому, еще не имел достаточных сил для открытой борьбы против Русского государства, поэтому он согласился на вассальную зависимость от русского царя и обещал собрать с населения ханства дань в казну Ивана IV.

Открытые враждебные действия Кучума начались летом 1573года. Вооруженные отряды его стали группироваться на восточных склонах Уральских гор, на границе кочевий Кучума и ногайских мурз. Кучум полностью ликвидировал отношения вассалитета Сибирского ханства к русскому царю. Возникла угроза отторжения от России тех районов Зауралья, население которых считалось данниками России с конца XV-начала XVI века.

В то же время осложнилась ситуация и в Прикамье. Используя недовольство манси Строгановыми, мансийский мурза Бегбелий Агтаев в 1580 году разграбил русские селения на берегах р. Чусовой, а в 1581 г. князек Кихек захватил и сжег Соликамск, разорил в Прикамье слободы и деревни, увел их жителей.

В этой обстановке Строгановы, используя данное им правительством право набирать ратных людей, сформировали наемный казачий отряд. Командовал отрядом атаман Ермак Тимофеевич. В истории похода Ермака в Сибирь много до сих пор остается неясного и спорного. Сведения о биографии самого Ермака скудны и противоречивы. Одни историки считают Ермака донским казаком, пришедшим со своим отрядом к Строгановым с Волги, другие - жителем Приуралья, посадским человеком Василием Тимофеевичем Алениным (Олениным)-Повольским. Далеко не ясны хронология похода и количество его участников. По мнению большинства исследователей, поход начался в 1581 году.

Наступательные операции казачья дружина начала в сентябре 1582 года. В 20-х числах октября в результате боев на Чувашевском мысу (мыс Подчеваш) войско Кучума было разбито, а сам он с ближайшими родственниками и мурзами, захватив наиболее ценное имущество и скот, бежал из своей ставки в степь. Казаки Ермака тотчас заняли опустевший Кашлык (городок Сибирь).

Весть о разгроме и бегстве Кучума быстро распространилась среди коренного населения Западной Сибири. Хантыйские и мансийские предводители территориально-племенных объединений, татарские мурзы поспешили явиться к Ермаку с дарами, заявить о своем желании принять русское подданство.

Между тем бежавший в степи Кучум не сложил оружия. Кочуя со своим улусом в степях, Кучум собирал силы, вызывал к себе татарских мурз, требуя от них помощи для борьбы с русскими. Обманом выманив дружину Ермака из острога, на берегу Иртыша близ устья Вагая отряд Кучума ночью напал на них. Почти все казаки были перебиты. Раненный в рукопашной схватке с татарами Ермак утонул. Это событие, по сведениям летописцев, произошло в ночь с 5-го на 6-е августа 1585года.

Но в результате действий казачьей дружины был нанесен непоправимый удар господству Кучума в Сибирском ханстве. Бежавший в приобские степи Кучум продолжал борьбу с Русским государством еще несколько лет, но Сибирское ханство после взятия Ермаком ханской ставки фактически перестало существовать. Отдельные татарские улусы откочевали с Кучумом, но большая часть западносибирских татар перешла под покровительство России. В состав России вошли ранее подвластные Кучуму башкиры, манси, ханты, жившие в бассейнах рек Туры, Тавды, Тобола и Иртыша, было окончательно закреплено за Россией хантыйское и мансийское население левобережной части нижнего Приобья (Югорская земля).

Дальнейшие сведения о Кучуме носят разноречивый характер. В некоторых источниках говорится о том, что Кучум утонул в Оби, другие сообщают, что бухарцы, заманив его "в Колмаки, обманом убили".

Разгром же Кучума на Оби в 1598 году имел большой политический эффект. Народности и племена лесостепной полосы Западной Сибири увидели в Русском государстве силу, способную защитить их от разорительных набегов кочевников Южной Сибири и вторжения ойратских, узбекских, ногайских, казахских военачальников. Чатские татары спешили заявить о своем желании принять русское подданство и объяснили, что раньше не могли это сделать потому, что боялись Кучума. Приняли русское подданство барабинские и теренинские татары, ранее платившие дань Кучуму.

На этом можно поставить точку. Монгольская империя, созданная татарами, распалась, перестала сущестовать и ее фактическая приемница Золотая Орда, которая до того, как она стала называться Россией, называлась Улус Джучи, что в переводе с татарского означает - "Удел Ратника ".


Оглавление:

  • Вступление
  • Народ, "потерянный" историками
  • Миф об этносе "древних монголов"
  • Язык "древних монголов"
  • Антропологический образ "древних монголов"
  • Территория распространения татар
  • Материальная культура татар Чингисхана
  • Религия татар
  • "Тайная" и "Официальная" история
  • Предпосылки для создания Сверхдержавы
  • Происхождение и жизнь Чингисхана
  • Становление Империи
  • Государственная политика и право
  • Вторжение в мусульманский мир
  • Первый "западный" поход
  • Русь и Орда
  • Миф о завоевании Руси
  • Защитники русской земли
  • Россия - преемница Державы монголов
  • В составе России

    © Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

    В статье использованы материалы книги Г.Р.Еникеева "Корона Ордынской империи", книг Л.Н.Гумилева "В поисках вымышленного царства" и "Древняя Русь и Великая степь"