Народы Южной Сибири в тюркскую эпоху Тюркское время: Культура енисейских кыргызов
В Минусинской котловине в тюркское время продолжает развиваться древняя культура енисейских кыргызов. Основанное на гяньгуньских (тесинских) традициях, прошедшее период владычества раннетюркского владения Цигу (таштыкская культура), кыргызское объединение на Среднем Енисее постепенно становилось реальной политической силой на исторической арене Центральной Азии и Южной Сибири. От момента, когда в 568 году каган Истеми подарил византийскому послу Земарху "пленницу из народа кыргыз" до откровенного признания автора памятника Тоньюкука, что "больше всего был нашим врагом киргизский сильный каган", прошло около 140 лет. За это время объединение енисейских кыргызов неоднократно подвергалось нападениям южных соседей, но сумело сохранить самостоятельность и превратиться в сильное государство, способное противостоять всем центральноазиатским государственным объединениям.
Отдаленность территории енисейских кыргызов от восточных центров письменной традиции и в основном эпитафийный характер енисейских рунических надписей не дают возможности с достаточной полнотой восстановить политическую историю енисейских кыргызов до их столкновения с уйгурами. Однако имеющиеся сведения все же позволяют представить характер внешнеполитических связей енисейских кыргызов с государствами Центральной и Восточной Азии: Вторым тюркским каганатом, императорским Китаем и теократическим Тибетом.
В VIII веке усиливаются контакты енисейских кыргызов с населением южных районов Саяно-Алтая (тюрками-тугю и алтае-телескими тюрками). Отношения с тюрками-тугю установились еще до похода 711 года. Известно, что кыргызский военачальник Барс-бег был женат на младшей сестре Могиляня (Бильгекагана) и сам получил от тюрков титул кагана. После гибели Барсбега на Среднем Енисее было образовано тюркское наместничество, которое, видимо, просуществовало недолго. Отношения с алтае-телескими тюрками не зафиксированы в письменных источниках, но достаточно ярко отразились в особенностях погребального обряда и общих сериях предметов сопроводительного инвентаря. Не исключено, что эта близость явилась следствием участия енисейских кыргызов и алтае-телеских тюрков в антиуйгурской коалиции, в которой принимали участие также карлуки Западного Алтая и чики Центральной Тувы.
В период с 648 года, к которому относится первое зафиксированное письменными источниками кыргызское посольство в Китай, усилеваются межгосударственные связи енисейских кыргызов с Китаем. Первое посольство в Тибет состоялось в 711 году, когда "император Жуйцзун получил сообщение, что в Тибете находится прибывшее туда ранее кыргызское посольство". Были ли посольства в последующее время, неизвестно, но, очевидно, с начала VIII века между Тибетом и енисейскими кыргызами установились дипломатические и торговые отношения, которые несомненно способствовали успеху борьбы енисейских кыргызов с центральноазиатскими уйгурами.
Государство енисейских кыргызов тюркского времени представляло собой сложную этническую общность, состоявшую из собственно кыргызов (элиты) и ряда "вассальных поколений", занимавших подчиненное положение в социальной иерархии. В период ведения военных действий, бесспорно, в них принимало участие все население государства енисейских кыргызов. В источниках отмечается, что когда кыргызы "набирают и отправляют войско, то выступает весь народ и все вассальные поколения".
Хозяйственно-культурный тип енисейских кыргызов до выхода их на историческую арену Центральной Азии, по мнению большинства исследователей, носил комплексный характер. Так, по сведениям Таншу, кыргызы предстают главным образом как народ земледельческий: "Сеют просо, ячмень, пшеницу. Мелют муку ручными мельницами". Земледелие у кыргызов носило пашенное направление, которое невозможно без домашнего скотоводства. По данным того же источника, "есть верблюды и коровы, но более коров и овец", или: "верблюдицы, быки, бараны, причем особенно много быков". Многочисленные остатки ирригационных сооружений в Минусинской котловине говорят о высокой культуре не просто плужного, но и орошаемого земледелия. В качестве основного земледельческого орудия, судя по археологическим находкам, использовался плуг с железным наконечником, сошником или лемехом. К этому следует добавить находки злаков в погребениях, сельскохозяйственных орудий и обломков жерновов на поселениях, наличие развитого керамического производства и металлургии. Стационарный характер хозяйства енисейских кыргызов подтверждается существованием у них укрепленных поселений.
Культура кыргызов Среднего Енисея развивала традиции таштыкской культуры, хозяйство которой также носило комплексный характер. Территория Минусинской котловины, сравнительно небольшая по размерам, окруженная горно-таежными массивами Саян и Кузнецкого Алатау, в значительно большей степени приспособлена к интенсивному земледелию, нежели к экстенсивному скотоводству. На протяжении всех предшествующих веков здесь последовательно развивались различные виды земледелия: от ручной, или мотыжной, его формы у тагарцев до появления первых пахотных орудий у таштыкцев и, наконец, плужного орошаемого земледелия у енисейских кыргызов. Можно предполагать, что преимущественное развитие земледельческого компонента в комплексном хозяйстве кыргызов (по сравнению с таштыкской культурой) послужило экономической основой государственного объединения, созданного ими во второй половине I тысячелетия н.э.
История изучения археологических памятников енисейских кыргызов наиболее полно и объективно рассмотрена Ю.С.Худяковым. В настоящее время приняты 3 основных принципа периодизации культуры енисейских кыргызов во второй половине I тысячелетия н.э. Первый построен на принципе выделения культуры чаа-тас, (VI - первая половина IX века) с подразделением ее на два хронологических этапа: утинский (VI-VII века) и копенский (VIII - первая половина IX века) и тюхтятской культуры (вторая половина IX - X век). Второй - на принципе выделения эпох: эпохи чаа-тас (VI-VIII века) и эпохи великодержавия (IX-X века). И наконец, третья построена на выявлении основных закономерностей истории развития кыргызской общности: VI - первая половина IX века, когда она занимала ограниченную территорию на Среднем Енисее, и время значительного расширения границ с середины IX до второй половины X века. Принципиальных различий в приведенных принципах периодизациях, очевидно, нет, все они основаны на этапах истории енисейских кыргызов. Поэтому правомерно принять предложение Г.В.Длужневской: "Объединить археологические памятники VI-XII веков на территории Тувы и Минусинской котловины под единым названием - культура енисейских кыргызов".
Основной вид погребальных сооружений енисейских кыргызов в Минусинской котловине во второй половине I тысячелетия н.э. – это чаа-тас, что в буквальном переводе означает "камень войны". Наземная часть чаа-тасов представляла собой юртообразную постройку из горизонтально положенных плит, у основания которой установлены вертикально вкопанные камни, явно продолжающие тагарскую и тесинскую традиции. Под ними в прямоугольных ямах, укрепленных по стенкам деревянными столбиками, находятся остатки трупосожжений, керамика и немногочисленные предметы сопроводительного инвентаря. Иногда здесь же встречаются и погребения по обряду трупоположения. Без существенных изменений, независимо от размеров сооружений и социального положения погребенных, основные конструктивные особенности чаа-тасов сохраняются на протяжении всей второй половины I тысячелетия н.э. вплоть до X века.
Памятники утинского (койбальского) этапа культуры енисейских кыргызов синхронны кудыргинскому этапу в истории культуры населения Горного Алтая и характеризуются теми же признаками: отсутствием поясных наборов с бляхами-оправами, двукольчатых удил, эсовидных псалий и других предметов, характерных для периода Второго тюркского каганата. Показательно, что в материалах ранних чаа-тасов значительно слабее отразились связи с культурой южных районов Саяно-Алтая, чем в последующее время. Видимо, в VI-VII веках население Минусинской котловины, генетически связанное с таштыкцами, еще сохраняло известную обособленность от остальных районов тюркского мира, продолжая развивать традиционную культуру ранних чаа-тасов, мало подверженную различного рода инновациям.
С начала VIII века (копенский этап по периодизации Л.Р.Кызласова) в культуре енисейских кыргызов происходят существенные изменения. Появляется целый ряд вещей, ранее не встречавшихся в Минусинской котловине. Большая их часть прямо сопоставима с курайскими. На копенском этапе развития культуры енисейских кыргызов значительно усложняется картина погребальной обрядности. Появляются подкурганные трупосожжения, причем отдельные вещи в них, главным образом предметы конского снаряжения, идентичны найденным в расположенных рядом погребениях с конем, предметный комплекс которых, возможно, и явился источником этих заимствований. Примечательно, что именно такая форма захоронения (подкурганные трупосожжения с помещенными отдельно, "кучкой" предметами сопроводительного инвентаря) станет одним из наиболее распространенных видов погребений кыргызских воинов в IX-X века.
Погребения Копенского чаа-таса, относящиеся ко времени расцвета культуры енисейских кыргызов в Минусинской котловине, отчетливо показывают социальную дифференциацию кыргызского общества. Можно предполагать, что усложнение социальной структуры государства кыргызов должно было повлечь за собой изменения в военной организации, все более укреплявшейся для предстоящей войны с уйгурами. Специально исследовавший вопрос о военной организации еннсейcких кыргызов Ю.С.Худяков пришел к выводу, что, "поскольку инициатива в войне с уйгурами исходила от кыргызов, вполне вероятно, что ее объявлению предшествовала основательная подготовка, в том числе укрепление центральной административной и военной власти".
Оглавление:
Вступление
Периодизация
Сложение прототюркского субстрата: конец I тысячелетия до н.э.
Сложение прототюркского субстрата: первая половина I тысячелетия н.э.
Предтюркское время
Древнетюркские генеалогические предания
Тюркское время: Первый тюркский каганат
Тюркское время: Второй тюркский каганат
Тюркское время: Культура енисейских кыргызов
Тюркское время: Уйгуры
Позднетюркское время: "Кыргызское великодержавие"
Позднетюркское время: Кимако-кыпчакское объединение
Позднетюркское время: Алтае-телеские тюрки в IX-X веков
Процессы тюркизации Южной Сибири
Заключение
|